Вячеслав Овчинников40 лет назад Вячеслав Овчинников приехал в Сухой Лог и устроился работать в сувенирный цех межколхозного лесхоза в Гляденах. В свободное от работы время во Дворце культуры «Кристалл» вел для сухоложских мальчишек кружок художественной резьбы по дереву. Работы воспитанников Вячеслава Александровича становились украшением кристалловских выставок, а художественные произведения самого мастера пользовались популярностью у ценителей этого вида искусства и раскупались в одночасье.

Сегодня Вячеслав Александрович уже не преподает и давно не работает на заказ, а резьбой по дереву занимается разве что для души. Но когда очередной мастер-класс мы решили сделать именно с резчиком по дереву, то от знающих людей услышали, что большего профессионала, нежели Вячеслав Овчинников, не найти. Созвонились. Вячеслав Александрович немного удивился, что газета проявила интерес к его скромной персоне, но не стал отнекиваться и ссылаться на то, что давно отошел от дел или безумно занят. Он просто пригласил нас к себе в село Курьи. Поучиться мастерству у профессионала отправился председатель Думы городского округа Евгений Быков.

Профессия, что радует душу

Вячеслав Александрович родился в 1952 году в Тамбове. После школы отслужил в армии и поступил в Богородское художественно-промышленное училище на резьбу по дереву. Окончил его с отличием.

– Говорят, что тяга к тому или иному мастерству или профессии передается по наследству, – говорит Вячеслав Александрович. – У меня никто из родственников резьбой по дереву не занимался. В школе на уроках труда довелось изучать азы плотницких и столярных работ, но не более того. В армии стал задумываться о том, что надо бы после службы получить профессию. Но какую? Хотелось, чтобы работа грела душу, была творческая, приносила радость. Тут на глаза попалось объявление: Богородское художественно-промышленное училище объявляет набор. Я загорелся идеей стать резчиком и, отслужив, поехал поступать.

После училища Вячеслав Александрович работал на Богородской фабрике художественной резьбы по дереву. В конце 70-х судьба забросила его на Урал – в деревне Глядены располагался сувенирный цех.

– Увидел уральскую природу и влюбился, – с улыбкой вспоминает мастер. – Разве в средней полосе России такую красоту увидишь?! Сначала сам обустроился, через год перевез супругу Татьяну (она тоже окончила Богородское училище). Так Сухоложье стало нашей второй родиной.

Вячеслав ОвчинниковМои иконостасы есть по всей России

В начале 90-х, когда промышленность переживала трудные времена, Овчинникову пришлось уволиться из сувенирного цеха. Устроился слесарем в городскую котельную, но любимое дело не бросил – работал на заказ. В основном это были иконостасы.

– Мои иконостасы – по всей России, – с гордостью говорит мастер. – Деньги за них платили хорошие. В Сухоложье тоже есть мои работы, например, иконостас в знаменском храме.

Но одно дело самому творить и совсем другое – делиться секретами мастерства с учениками. Именно к этому стремится душа истинного мастера. Когда Овчинников приехал в Сухой Лог, он вел кружок резьбы по дереву. Самыми талантливыми из учеников считает Андрея Мусихина, Валерия Фомина, Андрея Быкова. А в 1996 году Вячеслава Александровича пригласили работать в Бобровское профессиональное училище художественных ремесел (Сысертский район) мастером производственного обучения у столяров-краснодеревщиков. Через четыре года он вернулся в Сухой Лог.

Вячеслав ОвчинниковКому сейчас это надо?

Вячеслав Александрович – на заслуженном отдыхе. У них с супругой свой дом на Руднике с небольшим приусадебным участком, в хозяйстве – куры и фазаны, так что работы хватает. Иногда для души он занимается любимым делом.

– Берусь, если вдруг в голове родится какая-то идея и творчество требует выхода, – поясняет он. – А вот супруга постоянно вырезает на заказ ручки к казацким нагайкам – какой-никакой, а приработок. Я же на поток работать не люблю, а заказов практически нет: кому сегодня мое искусство нужно?

Впрочем, Вячеслав Александрович лукавит. Его внук Андрей Соломенников заразился от деда любовью к художественной резьбе, получил специальное образование. Жаль только, что по профессии устроиться пока не может. Но, как говорится, было бы желание. Москва ведь тоже не сразу строилась…

Мастер-класс по изготовлению деревянного медведя

1. Из небольшого деревянного бруска топориком делаем заготовку: фигуру будущей игрушки.

– У меня рука уже набита, художественное видение развито, поэтому я работаю без эскизов, – поясняет Вячеслав Александрович. – А вот начинающему резчику без рисунка не обойтись. Когда сам учился, мы осваивали технику резьбы по дереву с деревянных дощечек, на которые перед началом работы наносили рисунок.

Лучше всего подходит липа: она плотная и в то же время мягкая.

Вячеслав Овчинников2. Получившейся заготовке при помощи стамески начинаем придавать форму будущей игрушки. Выстругиваем крупные детали фигуры: голову и тело. Затем переходим к более мелким: ушам, морде, лапам.

– Сейчас мастерство у меня уже не то, – замечает Овчинников, – потому что редко беру в руки инструмент. Раньше мог полуметрового медведя с настоящей бутылкой шампанского в лапах за 45 минут вырезать…

Евгений Геннадьевич тоже решился взять в руки стамеску, чтобы почувствовать, что такое резьба по дереву.

– Самое главное в этом деле – соблюдать технику безопасности, — предупредил ученика мастер.

Вячеслав Овчинников3. Приступаем к заключительному этапу – шлифовке: обрабатываем мелкие детали ножом. Если этого недостаточно, то можно подшлифовать наждачной бумагой. По желанию автора готовое изделие покрывается краской или лаком.

– Сам я не люблю ни красить, ни лакировать: дерево должно дышать, – говорит Вячеслав Александрович.

Вячеслав Овчинников– Ну вот, наш медведь готов, – и мастер протянул нам игрушку.

Мы с Евгением Геннадьевичем глянули на часы: на всё про всё у Овчинникова ушло каких-то 40 минут!

– Если будет желание поучиться резьбе по дереву – приезжайте снова. Научу тому, что умею, – сказал он напоследок и тепло улыбнулся…

На мастер-классе побывала Маргарита ПИДЖАКОВА

Интересно? Расскажи друзьям!
avatar