Писатель Алексей Иванов сегодня — один из самых успешных писателей Урала. Хотя начиналась писательская карьера у Алексея Иванова не очень успешно. Он долгое время писал «в стол», работая кем получится: учителем, сторожем, гидом. Тринадцать лет Иванова не издавали. Первые романы вышли в 2003 году: «Сердце пармы» в издательстве «Пальмира», «Географ глобус пропил» в издательстве «Вагриус».
Абсолютно судьбоносной стала встреча Алексея Иванова с агентом Юлией Зайцевой. В 2007 году Алексей Иванов расстался со своим первым агентом Александром Гавриловым, и его продюсером стала Юлия Зайцева. Продюсерский центр «ИЮЛЬ», организованный писателем и продюсером, представляет интересы автора в театре и кино. Именно этот центр реализовал все самые успешные проекты Иванова в книгоиздании, на телевидении, в общественной жизни. Алексей Иванов безусловно был первым писателем, который возбудил интерес к краеведению и к путешествиям по Уралу, хотя сам он считает, что краеведом не является, так как он не сидит в архивах и не собирает по крупицам информацию.
В настоящий момент Алексеем Ивановым написано и издано 11 романов.
Мало того, что его книги регулярно издают и читают, по его книгам снимают фильмы, которые дают неплохие кассовые сборы. По новой информации в 2019 г. в окрестностях Верхней Губахи будет экранизирован первый изданный роман писателя «Сердце пармы». Роман был опубликован в 2003 году. Книга рассказывает о присоединении к Московскому государству княжества Пермь Великая. Место действия — парма, пермские леса. Главный герой романа — чердынский князь Михаил – христианин, женатый на язычнице. Он был одним из сыновей верейского князя Ермолая, которого Василий II отправил в Пермь. В окрестностях Верхней Губахи началось строительство декораций для этого фильма.
Портал НАШ УРАЛ в 2012 г. сделал перевод статьи немецких писателей Карла и Гудрун Вольф об Алексее Иванове. Мы приводим эту статью здесь. Перевод с немецкого: Андрей Синицын, Марина Чеботаева.
Писатель в поисках идентичности. Немецкий взгляд на русского писателя.
Имя Алексея Иванова Карл и Гудрун Вольф увидели на обложке книги „Урал – хребет России“, чудом оказавшейся в европейской провинции. «С этим человеком нужно познакомиться», решили они, написав писателю письмо. Ответ не заставил себя ждать, Алексей Иванов написал, что он рад получить письмо от немецких писателей. Он рассказал о том, что много пишет на тему местной и гендерной идентичности, излагая идею вкратце следующим образом: Россия сегодня – это набор «социокультурных феноменов», т. е. «недоразвитых цивилизаций» различных регионов с различным типом хозяйства. Писатель считает необходимым выделить: аграрную среднюю полосу России, морское побережье, богатую лесами Сибирь с ее полезными ископаемыми, казачью южную полосу России и рабочий Урал. В этих регионах, «социокультурных феноменах», идентичность базируется на различных ценностях. В средней полосе России основное значение имеют власть (собственность), в Поморье и Сибири — дух предпринимательства (независимость). На юге – равенство (справедливость). На Урале — труд (работа). Можно выделить еще и национальные регионы (Татарстан, Башкирия, Калмыкия, Чечня), в которых суверенитет и религия лежат в основе идентичности. Все эти региональные системы существуют в рамках мужской гендерной политики. Женщины во всей России одинаковы. С одной стороны, это сохраняет единство России, но, с другой стороны, служит также причиной русских бед, одной из которых является низкая значимость свободы. Анализ женской идентичности является темой книги Иванова «Блуда и мудо».
А. Иванов изучал культурологию и искусствоведение в Уральском государственном университете в Екатеринбурге. После того, как романы «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы», «Золото бунта» начинают издаваться большими тиражами, он пишет книгу за книгой, и отбирает у Виктора Ерофеева роль духовного лидера России, оставив последнему лишь московскую сцену.
Алексей Иванов – один из значимых писателей России в 21-го века, авторитет в глокальной культурологии уральского региона, один из знатоков «пермистики», автор культурного исследования «Пермь как текст». Три года длился грандиозный проект Алексея Иванова «Хребет России», в основе которого интенсивные исследовательские работы и съемки на местах, с приглашенным телеведущим Леонидом Парфеновым. Как результат: 4 фильма про Урал, показанные на Первом канале РФ в 2010 г. и отличный фотоальбом с эссе автора проекта.
Лучшего собеседника для иностранцев, пытающихся понять Урал и Россию, вряд ли можно представить. Алексей Иванов — блестящий представитель русской культуры ведения дискуссии. Он мыслит не «как все», всегда имеет свое собственное оригинальное мнение, поэтому его аргументы так убедительны. Он быстро отвечает на вопросы, и ответы его сложны, критичны, неслучайно провокационны, необычно возбуждающи.
Центральная идея мировоззрения Иванова построена на постмодернистском понимании многообразия России. Идентичность других регионов, обусловленная ландшафтами, климатом, историей ментальности, не может победить претензий Москвы, и это мешает развитию. Писатель считает централизм самоубийственной монокультурой, которая хочет распространить принцип существования Центральной России на основе денег и власти на все другие регионы. Но монокультура — это упадок и деградация. Регионам сегодня очень тяжело противостоять московскому менталитету. Как и во времена Советского Союза, так и сейчас, в период глобализации, его (т.е. московского менталитета) функция сводится к тому, чтобы перенаправлять денежные потоки из регионов наверх — в Москву, или, например, в головные офисы «ИКЕА, Медиамаркт и Ашан», вместо того, чтобы оставить эти деньги служить развитию регионов. 80% общероссийского валового национального продукта концентрируется в Москве. Люди переезжают в поисках работы туда, где есть деньги, но чувствуют себя там, однако, неуютно. Москва, как и во времена генерального секретаря Андропова, не знает России. Модернизация России должна осуществляться в «ателье-мастерской» по московскому шаблону. Столица считает Урал старомодной, недоразвитой Москвой. Тот, кто посмеет возразить, считается дураком, провинциалом. Труд является мета-ценностью идентичности на Урале, а не в Москве.
Объясняя свою точку зрения, Алексей Иванов говорит, что необходима не централизация, а процесс преобразования, изменения России. Гармоническая идентичность между писателем и территорией — его абсолютно небескорыстная любовь к Родине, но не патриотизм для публики, патриотизм, выставленный напоказ. Любовь к Родине означает для него работу по развитию идентичности, мотивация такая же естественная, как умение дышать. Для этого не нужен повод, не нужен показной патриотизм, по словам писателя.
Алексей Иванов объясняет, почему именно на Урале работа, труд становятся доминантой развития. Он воспринимает Урал как место встречи, которое, благодаря стечению обстоятельств, действует как матрица изменений. Это его центральная мысль. Прорубив окно в Сибирь, Урал превращает древнее московское государство «Русь» в «Россию». Появление нового типа поселения город — завод изменяет центрально-российский менталитет в пользу труда. Урал приковал цепями рабочих к плавильной печи, от которой невозможно сбежать, не умерев с голоду, тогда как крестьяне могут убежать к казакам. Колхозник может хоть трижды перепахать землю, но земля даст урожай только один раз. Человек у доменной печи под кнутом деспотов и рабовладельцев — Петра I и Демидова, мог трехкратно увеличить производительность труда и, в конце концов, купить свободу своим собственным трудом. Роль труда на Урале усиливалась благодаря влиянию трех дополнительных факторов: трудового этоса староверов, по религиозным причинам покинувшим свои территории, догматически защищавших свою веру и вынужденных жить ручным трудом; трудового этоса немецких и других иностранных специалистов, приехавших на Урал на время или навсегда, и, в-третьих, трудового этоса коренных жителей Урала. Эта смесь из культуры труда, знаний специалистов и языческих культа аборигенов Урала превращает работу, работу с подземными сокровищами Урала, в наивысшее совершенство.
Работа Иванова в Перми по определению идентичности Урала реализуется в процессе сравнения приоритетов. Противопоставление индивидуальности региона постоянно обесценивающейся московской идентичности или не идентичности, отвержение «метафизики» столицы — big (money) is beautiful (большие деньги — это прекрасно) в пользу свободы, уважение основных ценностей огромной многообразной Родины на благо всех. Его идею Родины регионов в настоящее время понимают немногие, но, как человек уральской закалки, он будет и дальше разрабатывать эту идею. Он рационалист, максималист, бунтарь. Поэтому ему нет нужды уезжать в Москву или разъезжать по миру. За него это делают его книги. Его ареной битвы за Урал была и остается Пермь. Отсюда он смотрит в будущее и, хотя ему не так и легко, он твердо отстаивает свои позиции.