Создатель знаменитых моторов

По улицам Перми многие годы ходил крепкого сложения высокий человек, с виду немного хмурый, а в действительности радушный и доброжелательный. Порою его видели в штатском костюме, порою в генеральском мундире. Этого человека можно было встретить везде: на концерте и в театре, в музее и на набережной Камы. Но главная его дорожка вела на моторостроительный завод, где он возглавлял конструкторский коллектив. Это был Аркадий Дмитриевич Швецов, первый в Перми Герой Социалистического Труда, первый доктор технических наук и лауреат высших премий государства.

Источник фотографии - ОАО «Авиадвигатель»
Источник фотографии — ОАО «Авиадвигатель»

А.Д. Швецов родился в 1892 году в Нижнесергинском заводе на Урале. Окончил реальное училище в Перми и Высшее техническое училище в Москве. В 20-х годах увлекся созданием авиационных двигателей и в дальнейшем стал основателем школы конструкторов авиамоторов воздушного охлаждения.

Его трудовая деятельность началась на моторостроительном заводе с усовершенствования лицензионного мотора, который выпускал завод в 1930-е годы. Однако Аркадий Дмитриевич хотел создать принципиально новую конструкцию мотора. После долгих поисков пришел успех. В начале 1939 года на совещании по вопросам авиационной промышленности, которое проходило в Кремле, Швецов докладывал о так называемой двухрядной звезде. Суть заключалась в следующем: размещенные по лучам двух одинаковых звезд, цилиндры задней звезды вписывались в интервалы между цилиндрами передней звезды, тем самым обеспечивалось равномерное воздушное охлаждение. В короткоходовом варианте конструктор решил уменьшить лобовую площадь двигателя и для этого снизить высоту цилиндров. Чтобы не пострадала мощность, он задумал увеличить подачу топлива в цилиндры, повысив таким образом число оборотов.

Эта конструкторская идея Швецова открывала замечательные перспективы. Такой двигатель позволял выбрать наилучшие формы фюзеляжа, то есть решительно уменьшить лобовое сопротивление самолета. А это значило повысить скорость! То, над чем бились в конструкторских центрах многих стран мира, в одном из вариантов было решено в Перми. Новый двигатель мог развить мощность до 1700 л.с. Это была весомая заявка на большие высоты. Двигатель получил марку М-62 и за месяц до начала Великой Отечественной войны прошел испытания.

Автор фотографии - VargaA
Автор фотографии — VargaA

Двухрядной звездой Швецова заинтересовался Андрей Николаевич Туполев. Он создал двухмоторный бомбардировщик с двигателем водного охлаждения, но, как только появился новый двигатель, Туполев заменил им старую силовую установку. Скоростной бомбардировщик был принят на вооружение.

Вскоре Швецов узнал о замысле ученика Туполева Владимира Михаиловича Петлякова, который решил модифицировать скоростной четырехмоторный бомбардировщик, созданный некогда на основе одного из туполевских самолетов. Петляков хотел повысить скорость и увеличить дальность полета, для чего собирался поставить на свою машину двухрядную звезду. Эту идею осуществили коллеги Петлякова после его гибели. Пе-8 был принят на вооружение.Аркадий Дмитриевич Швецов

Авиакоиструктор Семен Моисеевич Лавочкин также использовал двигатель Швецова и представил на государственные испытания истребитель Ла-5 с двухрядной звездой. Лавочкин выбрал модифицированный вариант двигателя. Во время испытаний машина показала себя превосходно: высокая скорость, хороший вертикальный маневр — вот что отличало новый истребитель. Звездообразный двигатель был менее других уязвим для пулевых и осколочных попаданий и весьма основательно прикрывал летчика. На новом истребителе летчики смело шли в лобовые атаки. Своими скоростными данными он превосходил немецкий серийный Ме-109Г почти на 50 км/ч.

Автор фотографии - Mike1979 Russia
Автор фотографии — Mike1979 Russia

Следующий двигатель М-82ФН оказался еще мощнее, при этом габариты его остались прежними. Это способствовало скорейшему внедрению установки в серийное производство: не требовалась коренная переделка самолета.

С виду очень похожий на своих предшественников, новый двигатель отличался в самом главном: он не имел карбюратора, вместо него была установлена аппаратура непосредственного впрыска горючего в цилиндры. Одновременно конструктор улучшил системы всасывания и охлаждения головок цилиндров, повысил надежность важнейших элементов. Это обусловило высокую мощность 1850 л. с, что превосходило все прежние моторы Швецова. Так получил фронтовую прописку замечательный истребитель Ла-5ФН.Аркадий Дмитриевич Швецов

В 1944 году за создание моторов Аркадий Дмитриевич был награжден орденом Суворова и ему присвоили звание генерал-майора. Двигатели Швецова официально «оформились» в семейство АШ после того, как он стал генеральным конструктором и созданные им моторы получили его имя. Это семейство многодетное: АШ-11, АШ-25, АШ-62, АШ-63, АШ-82, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-2… Последний был уже с четырехрядной звездой и имел мощность 4500 л.с. Конечно, в век реактивной техники на смену моторам Швецова пришли другие конструкции, однако семейство АШ и его создатель — ярчайшая страница в истории отечественной авиации.

Автор фотографии - smirnov-prm
Автор фотографии — smirnov-prm

Генерал-лейтенант инженерно-технической службы А.Д. Швецов умер в 1953 году в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище. Пермяки хорошо знают и помнят своего земляка. Его имя носят авиационный колледж и одна из улиц города.

ТЕКСТ«О Земле Уральской»
Наш Урал
Портал «Наш Урал» - единственный ресурс в интернете, который в течение 10 лет предоставляет проверенную и достоверную информацию о достопримечательностях всего Уральского региона: от Полярного Урала до Казахстана. На портале можно получить информацию не только туристических возможностях Урала, но и о том, какие события происходят на Урале, где можно попробовать уральскую кухню, какие уральские подарки привезти с Урала. Кроме всего этого мы издаем самые лучшие книги об Урале.