Сегодня наша галерея мастеров пополнится личностью, чей талант оценен многими любителями народных промыслов города, области и даже за ее пределами. Гончар Николай Колодкин, автор сухоложской свистухи, в 2017 году удостоен звания «Мастер народных художественных промыслов Свердловской области».

Николай КолодкинМестное сырье

Сухоложские земли богаты глинами, и, прежде чем заняться гончарным ремеслом, Николай Колодкин объездил все близлежащие деревни и села. Он отбирал образцы глин на разных месторождениях. В итоге накопилась целая коллекция глиняных пробников с разными характеристиками: эластичностью, вязкостью, плотностью, цветом.

Оптимальной для изготовления свистух мастер посчитал порошковую шамотную глину. Ее он закупает на огнеупорном заводе.

Николай Колодкин– В первую очередь, глину необходимо просеять, – объясняет технологию Николай Перфильевич. – В ее составе нередко попадаются крупные фракции, камешки, известь. При обжиге из-за них могут произойти микровзрывы, а это отрицательно отразится на внешнем виде изделия. Глиняный порошок заливаю кипятком, оставляю на сутки или двое. Затем массе необходимо выстояться в гипсовой ванне для вытяжки лишней влаги.

Есть в процессе замеса глины свои тонкости. Например, для эластичности можно добавить силикатный клей. Однако все секреты мастер раскрывать не стал, резонно ответив:

– Вы сначала лет 30 покопайтесь в земле, перелопатьте не одну тонну глины, поэкспериментируйте, а потом посмотрим, легко ли вы будете раздавать направо и налево свои наработки. Считайте это интеллектуальной собственностью. Да и зачем плодить себе конкурентов…

Стеки и штампики для резки и тиснения – это тоже авторские разработки. Для них обычно используются черенки от кистей, палочки, металлические трубочки. Для мастер-классов, которые иногда практикует, Николай Перфильевич изготовил целые наборы миниатюрных инструментов.

Кроме того, для лепки понадобятся вода, поролоновая губка и мягкая ветошь.

Рождение бренда

– Впервые я натолкнулся на свистульки местного производства в начале 90-х, – вспоминает мастер. – В магазине поселка Алтынай продавалась игрушка, напоминавшая то ли креветку, то ли дракончика. Довольно грубое штампованное изделие. Я распилил его пополам, рассмотрел строение. И начались долгие поиски: изучение литературы, поездки по ярмаркам, работа с материалом, декором. Постепенно родился образ птички. Изделие получило имя «Сухоложская свистуха».

Особое значение мастер придает звуку. Яркий, сочный свист всегда привлекает внимание. Николай Колодкин разработал двойную свистулю «Чертыхай и вертухай» с высокой и низкой тональностью. Две звуковых камеры есть и у совы «Совки».

Николай КолодкинА «Щельник» можно назвать полноценным музыкальным инструментом. Он создан по образу окарины (древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев — от четырех до тринадцати), только вместо нескольких круглых отверстий – одно удлиненное. Если во время игры перемещать пальцы вдоль щели, можно сыграть гаммы или простенькую мелодию.

Есть среди работ автора совершенно удивительное изделие, свист из которого извлекается не ртом, а… носом. Однако не каждый нос подходит для игры на такой свистуле. Моему дыхательному аппарату задача оказалась не под силу. Как я ни тужилась, воздух поступал не в отверстия свистули, а уходил вверх мимо крыльев узкого носа. А вот к Вариной небольшой уральской «картошечке» она подошла. Исторически подобные свистульки охотники применяли для приманивания птиц.

Народная культура многогранна и становится для художника бесконечным источником вдохновения.

Приступим к обучению

Для работы над сухоложской свистухой понадобятся три глиняных шарика: два около 4 см в диаметре и один диаметром 2 см.

Основные правила работы с материалом: глина требует мягких, уверенных и частых прикосновений. Нельзя допускать пересушивания материала – станет крошиться, а также недопустима его избыточная влажность – не будет держать форму.

  • Большой кусочек сплющиваем и вылепляем из него полый шарик с открытым верхом. Это будет тело свистухи. Из маленького формируем хвост птички: придаем форму конуса. Его основание должно быть вогнутым, с тонкими краями. Этой частью соединяем конус с открытым краем тела свистухи и разглаживаем место соединения.
  • Отверстие для подачи воздуха (пищик) и его элементы (колодец и язычок) оформляет мастер: это тонкая работа, благодаря которой свистуха обретает голос.
  • Из третьего кусочка глины также формируем конус. Из него предстоит вылепить головку, хохолок и клюв птицы.
  • По бокам тела свистухи делаем отверстия для выхода воздуха. Выравниваем донышко, украшаем тиснением.

У мастера на изготовление свистухи уходит один час. За разговорами мы ваяли свою птицу в два раза дольше. После обжига изделие готово к эксплуатации.

Свобода декора

Для прочности глиняные изделия обжигают. Температура в печи поднимается до 800 градусов, затем печь постепенно в течение суток охлаждается. Декорирование можно проводить до и после тепловой обработки.

Самый бюджетный способ украшения – тиснение – делается по сырой глине. В ход идут изготовленные мастером штампики и стеки. Экспериментировал Николай Колодкин и с
цветом. Наносил узор акриловыми красками по ткани, расписывал темперой и даже использовал истинно народный способ – молочение.

Николай Колодкин– Можно сказать, что процесс молочения родился в быту, когда хозяйки томили молоко в русской печи, – углубляется в историю народного промысла Николай Перфильевич. – Случалось, молоко убегало и припекалось к поверхности глиняного горшка. Посуда приобретала темно-коричневый цвет и становилась водонепроницаемой.

Такую методику я опробовал на свистухах. После обжига держал птичек в молоке, а потом снова отправлял в печь. Проводил опыты не только с молоком, но и со сливками, сметаной. Как выяснилось, жирность продукта на результате молочения не сказывается. Куда большее влияние оказывает время выдержки и толщина стенок игрушки.

Автор статьи: Олеся САЛТАНОВА

Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
avatar