Что там ни ГОВОРИ, а Пермь была губернским… ГОРОДОМ

и УЖ, конечно, купеческим и предпринимательским.

ГОРОДОМ фабрикантов, пароходчиков…

Е. Пермяк

Кто такой меценат? В энциклопедии говорится, что был в Древнем Риме приближенный императора Августа по имени Меценат. Он выполнял различные дипломатические, политические и частные поручения императора. Но особенно старался этот человек помочь культурному процветанию империи и всячески поддерживал поэтов, художников и музыкантов. Это осталось в памяти человечества и сделало имя Меценат нарицательным.

Были меценаты и на Пермской земле. Их имена — среди купцов, пароходовладельцев, промышленников, общественных деятелей. Огромную известность своей благотворительной деятельностью заслужил Иван Иванович Любимов. История рода Любимовых уходит в глубь веков. Эту фамилию можно встретить в списках крестьян села Верхние Муллы в XVII веке. В XVIII веке Любимовы значатся среди приписных рабочих Егошихинского завода, а затем — в числе служителей церкви Петропавловского собора в Перми. Дух предприимчивости, тяга к образованию в роду Любимовых передавались по наследству.

Иван Филиппович Любимов с 1825 года значился в купцах третьей гильдии, а 30 лет спустя, в начале 60-х годов, имел уже звание коммерции советника и потомственного почетного гражданина города Перми. Он составил себе первоначально значительный капитал благодаря канатно-прядильной фабрике, а позже перевозками грузов по Каме. Всего он имел 4 парохода и больше 30 товарных барж. Кроме предпринимательской деятельности, Иван Филиппович вел общественную работу: занимал разные выборные должности и, между прочим, прослужил 10 лет пермским городским головою. Это был всеми уважаемый, почтенный человек.

 

   Жена Ивана Филипповича, Анна Степановна Фоминых, была дочерью кунгурского купца. Они имели пятерых детей, из которых старшим сыном и был Иван Иванович. Он родился в Перми 22 мая 1838 года, получил домашнее образование. Иван Иванович Любимов пошел по следам своего отца и значительно расширил его дело. Обладая духом предприимчивости и широтою взглядов в промышленных делах, он завел предприятия с миллионными оборотами в компании с иностранцами. За гибкую политику, умение прогнозировать результат сделок и точный расчет соотечественники прозвали его «русским американцем».

Иван Филиппович Любимов. Источник фотографии - «Архив города Перми»
Иван Филиппович Любимов. Источник фотографии — «Архив города Перми»
Иван Иванович Любимов. Источник фотографии - «Архив города Перми»
Иван Иванович Любимов. Источник фотографии — «Архив города Перми»

Сначала Любимов занялся поддержанием и дальнейшим развит ием своего пароходства и судоходства по Каме. Он устроил близ Перми механический завод на так называемой нижней пристани на Каме, что возле Слудской Свято-Троицкой церкви. Завод служил для ремонта старых и постройки новых речных судов, а впоследствии даже морских шхун по частным заказам. С 1877 года, кроме прежних буксирных, появились пассажирские пароходы американского типа, двухдечные, по удобствам не имевшие себе равных на Каме.

Помимо этого, Иван Иванович вздумал заняться солеварением. В конце 1860-х годов он купил у казны 150 десятин земли в местности с названием Березники. Эти земли когда-то принадлежали Преображенскому Пыскорскому монастырю, и здесь располагался солеваренный завод, который за слабостью растворов был закрыт. Спустя 100 лет Любимов возобновил его работу, поправил варницы и устроил их по новому баварскому способу. В конце 1872 года первая варница была пущена в действие. Через несколько лет это было уже одно из крупнейших предприятий, которое производило ежегодно 2,5 миллиона пудов соли.

В 1881 году Любимов совместно с Г. Сольвэ и Ко, приступил в Березниках же к строительству содового завода, первого в России, который был пущен в действие в 1883 году. Уже в конце XIX века завод достиг производительности небывалой — до 2 миллионов пудов соды!

Cодопромышленник Сольве. Источник фотографии - «Березниковский содовый завод»
Cодопромышленник Сольве. Источник фотографии — «Березниковский содовый завод»

Мысль о постройке такого завода в России появилась у Ивана Ивановича еще в 70-е годы, когда он побывал на заводах Сольвэ в Бельгии. Со временем возник другой содовый завод общества «Любимов, Сольвэ и Ко» в Донецке. Осенью 1868 года Иван Любимов выступил с проектом Уральской железной дороги. По его мнению, дорога должна была пролегать в направлении от Перми через Кунгур, Екатеринбург, Шадринск к Тоболу, что позволило бы привлечь к Перми как перевалочному пункту побольше товаров с Востока и Средней Азии, ускорить сбыт продукции уральских заводов.

Его проект был первым, представленным министру путей сообщения, и отчасти реализовался в ближайшие два десятилетия. Незадолго до своей смерти, будучи неутомимым предпринимателем, Любимов хотел завести еще одно дело — добычу нефти на Кавказе, где купил уже землю, но не успел осуществить этого предприятия. Такова была промышленная деятельность Ивана Ивановича Любимова.
Иван Иванович Любимов. Источник фотографии - «Березниковский содовый завод»
Иван Иванович Любимов. Источник фотографии — «Березниковский содовый завод»

Не менее заслуживает внимания его общественная служба. Он дважды пребывал в должности городского головы по выборам 1871 — 1874 и 1876 — 1878 годов. Занимая столь ответственный пост, радел за просвещение края. 20 июля 1873 года Иван Иванович внес в городскую думу предложение об открытии в Перми реального училища. При этом он пожертвовал училищу свой двухэтажный каменный дом на Воскресенской площади и изъявил готовность вносить в течение пяти лет по две тысячи рублей ежегодно на его содержание. Гласные Пермской городской думы с благодарностью приняли это предложение, постановив отпускать, в свою очередь, на училище по три тысячи рублей ежегодно и из прибылей Марьинского банка по стольку же. Училищу, согласно предложению Любимова, было присвоено название Алексеевского, в память проезда через Пермь великого князя Алексея Александровича. Торжественное открытие его состоялось 12 сентября 1876 года.

Иван Иванович помог благоустроить дом детского Богородицкого приюта, выполнял роль его директора, а в реальном училище — почетного попечителя. В 1883 — 1891 годах он был членом попечительского совета Мариинской женской гимназии. Любимов не прекращал работу своих предприятий даже тогда, когда они приносили убыток, не желая лишать заработка сотен тружеников. Он всегда помогал людям и еще при жизни заслужил почет и уважение. Его благотворительная деятельность была отмечена званием коммерции советника и знаками отличия: орденами св. Владимира 3-й и 4-й степеней, св. Станислава 2-й степени, св. Анны 3-й степени, двумя золотыми медалями и бриллиантовым перстнем с вензельным изображением имени великого князя Алексея Александровича, пожалованным ему князем за пожертвование дома реальному училищу, а также знаками Красного Креста и Православного Палестинского Общества.
Мариинская женская гимназия. Автор фотографии - Samisusami
Мариинская женская гимназия. Автор фотографии — Samisusami

К сожалению, многие проекты И. И. Любимову не удалось осуществить. Он скончался в Ялте 17 февраля 1899 года. Его тело было перевезено в Пермь и в марте, при собрании народа в несколько тысяч человек, предано земле на кладбище при Кафедральном соборе. Удивительным образом Иван Иванович Любимов совместил в себе множество талантов: промышленника и хозяйственника, крупного общественного деятеля и мецената…

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments