Что там ни ГОВОРИ, а Пермь была губернским… ГОРОДОМ
и УЖ, конечно, купеческим и предпринимательским.
ГОРОДОМ фабрикантов, пароходчиков…
Е. Пермяк
Кто такой меценат? В энциклопедии говорится, что был в Древнем Риме приближенный императора Августа по имени Меценат. Он выполнял различные дипломатические, политические и частные поручения императора. Но особенно старался этот человек помочь культурному процветанию империи и всячески поддерживал поэтов, художников и музыкантов. Это осталось в памяти человечества и сделало имя Меценат нарицательным.
Иван Филиппович Любимов с 1825 года значился в купцах третьей гильдии, а 30 лет спустя, в начале 60-х годов, имел уже звание коммерции советника и потомственного почетного гражданина города Перми. Он составил себе первоначально значительный капитал благодаря канатно-прядильной фабрике, а позже перевозками грузов по Каме. Всего он имел 4 парохода и больше 30 товарных барж. Кроме предпринимательской деятельности, Иван Филиппович вел общественную работу: занимал разные выборные должности и, между прочим, прослужил 10 лет пермским городским головою. Это был всеми уважаемый, почтенный человек.
Жена Ивана Филипповича, Анна Степановна Фоминых, была дочерью кунгурского купца. Они имели пятерых детей, из которых старшим сыном и был Иван Иванович. Он родился в Перми 22 мая 1838 года, получил домашнее образование. Иван Иванович Любимов пошел по следам своего отца и значительно расширил его дело. Обладая духом предприимчивости и широтою взглядов в промышленных делах, он завел предприятия с миллионными оборотами в компании с иностранцами. За гибкую политику, умение прогнозировать результат сделок и точный расчет соотечественники прозвали его «русским американцем».
Сначала Любимов занялся поддержанием и дальнейшим развит ием своего пароходства и судоходства по Каме. Он устроил близ Перми механический завод на так называемой нижней пристани на Каме, что возле Слудской Свято-Троицкой церкви. Завод служил для ремонта старых и постройки новых речных судов, а впоследствии даже морских шхун по частным заказам. С 1877 года, кроме прежних буксирных, появились пассажирские пароходы американского типа, двухдечные, по удобствам не имевшие себе равных на Каме.
В 1881 году Любимов совместно с Г. Сольвэ и Ко, приступил в Березниках же к строительству содового завода, первого в России, который был пущен в действие в 1883 году. Уже в конце XIX века завод достиг производительности небывалой — до 2 миллионов пудов соды!
Мысль о постройке такого завода в России появилась у Ивана Ивановича еще в 70-е годы, когда он побывал на заводах Сольвэ в Бельгии. Со временем возник другой содовый завод общества «Любимов, Сольвэ и Ко» в Донецке. Осенью 1868 года Иван Любимов выступил с проектом Уральской железной дороги. По его мнению, дорога должна была пролегать в направлении от Перми через Кунгур, Екатеринбург, Шадринск к Тоболу, что позволило бы привлечь к Перми как перевалочному пункту побольше товаров с Востока и Средней Азии, ускорить сбыт продукции уральских заводов.
Не менее заслуживает внимания его общественная служба. Он дважды пребывал в должности городского головы по выборам 1871 — 1874 и 1876 — 1878 годов. Занимая столь ответственный пост, радел за просвещение края. 20 июля 1873 года Иван Иванович внес в городскую думу предложение об открытии в Перми реального училища. При этом он пожертвовал училищу свой двухэтажный каменный дом на Воскресенской площади и изъявил готовность вносить в течение пяти лет по две тысячи рублей ежегодно на его содержание. Гласные Пермской городской думы с благодарностью приняли это предложение, постановив отпускать, в свою очередь, на училище по три тысячи рублей ежегодно и из прибылей Марьинского банка по стольку же. Училищу, согласно предложению Любимова, было присвоено название Алексеевского, в память проезда через Пермь великого князя Алексея Александровича. Торжественное открытие его состоялось 12 сентября 1876 года.
К сожалению, многие проекты И. И. Любимову не удалось осуществить. Он скончался в Ялте 17 февраля 1899 года. Его тело было перевезено в Пермь и в марте, при собрании народа в несколько тысяч человек, предано земле на кладбище при Кафедральном соборе. Удивительным образом Иван Иванович Любимов совместил в себе множество талантов: промышленника и хозяйственника, крупного общественного деятеля и мецената…