Купола и кресты для кафедрального собора Челябинска, храма Рождества Христова в Нижневартовске, собора Кирилла и Мефодия в Самаре, храма Знамения Пресвятой Богородицы в Новосибирске выполнялись из меди и нержавеющей стали с покрытием нитрид-оксидом титана (срок службы не менее 50 лет), и натуральной позолотой гальванопластическим методом (аналог ХIХ века) с повышением износостойкости в 2-2,5 раза по сравнению с сусальным золотом.

Конверсия душ

Именно 15 лет назад в закрытом городе Трехгорный оборонщики отчаянно занимались конверсией. А если быть точным — выживанием. Искали любые заказы, что называется, по всему миру, чтобы занять людей в цехах военных заводов. Именно в июле 1996-го уникальные секретные технологии были впервые применены при золочении куполов строящегося храма Христа Спасителя в Москве.

Когда Соединенные Штаты готовились к 200-летию независимости, решено было отреставрировать статую Свободы в гавани Нью-Йорка. Вдруг выяснилось, что скульптура была покрыта медными пластинами Первоуральского завода. Медь на этот завод поставлял испокон веков кыштымский завод (не было своего прокатного станка). В 1900 году на выставке в Париже уральская медь была признана лучшей в мире. Вот почему статуя для Александрии была покрыта лучшими в мире пластинами. Но перекупили «свободу» банкиры Нью-Йорка. Об этой реставрации я случайно узнал, будучи в США. А через сто лет наши уральские мастера уже золотили самый большой храм православного мира. Воистину пути уральских мастеровых неисповедимы…

Статуя Свободы в Нью-Йорке
Статуя Свободы в Нью-Йорке. Автор фотографии: William Warby

В середине 80-х годов прошлого столетия приборостроительный завод Трехгорного приступил к конверсии — переходу на выпуск мирной продукции. В Трехгорном впервые в стране рискнули привлечь инвесторов, вложив в производство собственные средства.

Старая истина: никакими призывами инвесторов в Россию не заманишь, пока сам не начнешь вкладывать деньги. Вложил рубль-другой, есть отдача, глядишь — потекли инвестиционные ручейки то ли иностранного, то ли отечественного происхождения. В Трехгорном эту политику инвестиций поняли достаточно быстро: жизнь в заставила.

В начале 1997 года в этом закрытом городе, известном в советские времена как Златоуст-36, сложилась критическая ситуация. Резко сократилось финансирование из центра, с приборостроительным заводом государство не рассчитывалось уже два года за выполненный оборонный заказ. Налоговые поступления от предприятия в городской бюджет сошли на нет.

Речь зашла о выживании целого города. Предприимчивые заводчане взяли у своего завода в аренду свободные корпуса. Создали три акционерных общества — «Конверсия-С» (строительство храмов), «Конверсия-П» (изготовление приборов по контролю радиационной и ядерной безопасности) и «Стройкомплектация» (оборудование для нефтяной отрасли и агропромышленного комплекса). Объединились. Назвали фирму «Конверсия». И стали искать заказы.

Первой солидный заказ в Москве нашла именно эта фирма: «дочка» приборостроительного завода стала покрывать церковные купола оксидом титана (под медь), нитритом титана (под золото) и просто золотом. Причем речь шла о заказе столичного храма Христа Спасителя: вес главного креста храма Христа Спасителя более трех тонн, а размеры 9,6 на 6 метров.

Храм Христа Спасителя в Москве
Храм Христа Спасителя в Москве. Автор фотографии: Alvesgaspar

Такой выгодный и судьбу определяющий заказ подсказала сама технология ионно-плазменного покрытия. То есть золото или другой металл доводится до состояния плазмы, когда не молекулы и не атомы, а ионы «витают в воздухе». Они и напыляются на поверхность металлического листа.

А когда возникла идея напылять ионами листы нержавейки, тогда оставался один шаг до работы с куполами. Цех фирмы «Конверсия-С» в свое время был весь уставлен «золотыми» куполами, церковными барабанами, крестами. Заказы стали поступать из Троицка, Копейска, Коелги, Агаповки. Но главный — был из столицы России.

Золотят храмы по всей России

В ХХI веке первый директор «Конверсии» Сергей Александрович Ипатов перебрался в Москву, фирма развалилась на множество в фирмочек и компаний, которые золотят купола по всей России. Но историю одного из подразделений стоит напомнить.

В июле 1996 года в Трехгорном была создано строительное объединение «Конверсия-С», основным предназначением которого было выполнение строительно-монтажных и реставрационно-художественных работ при строительстве и реконструкции храмов Русской православной церкви. Одновременно с работой в храме Христа Спасителя в Москве велись работы по изготовлению и монтажу куполов и крестов на храмах в Когалыме и Надыме Тюменской области.

Новый храм иконы Казанской Божье Матери в Оренбурге был освящён в 2018 году
Новый храм иконы Казанской Божье Матери в Оренбурге был освящён в 2018 году

В течение 1997 года начинались работы в кафедральном соборе Челябинска; соборе Кирилла и Мефодия в Самаре; храме Знамения Пресвятой Богородицы в Новосибирске; храме Рождества Христова в Нижневартовске. Заказ от московской фирмы «Рик» для главного храма страны пятнадцать лет назад породил в Трехгорном целое поколение золотых дел мастеров, которое сегодня занимается строительством и восстановлением храмов по всей России. Дольше всех этим занимается тот самый парторг цеха, бывший начальник производства фирмы «Конверсия» Геннадий Кузьмич Федоркин:

«Главное, чтобы нами гордились дети…

Девяностые годы прошлого века были по-своему революционными, так как заставили нас заниматься не совсем привычными, но интересными и полезными делами. Что только ни производила «Конверсия» для мирного народа, но заказ на золочение куполов храма Христа Спасителя в Москве был гордостью всего города и особенно заводчан-приборостроителей. Для многих из нас эти годы оказались переломными в судьбе и во взглядах на жизнь.

В начале нового века мы выделились из «Конверсии», создали свою фирму и стали выполнять уже привычные для всех нас заказы: восстанавливать и строить храмы. Мы золотим купола привычным — гальваническим — способом. А тот, что применялся для куполов храма Христа Спасителя, мне не приходилось больше использовать и даже слышать о таком методе.

Золотые храмы и купола, возведенные моими сотоварищами и коллегами, на века переживут нас, и этим фактом обязательно будут гордиться наши дети. Ради этого стоило жить и работать всем нам.

Приезжайте в сентябре в Оренбург посмотреть на готовый семнадцатикупольный храм иконы Казанской Божией Матери. Это вершина нашего творческого труда через пятнадцать трудных и долгих лет после строительства храма Христа Спасителя в столице России».

Материал подготовил Павел БОЛЬШАКОВ
(Газета «Южноуральская панорама», № 176-177, 16 июля 2011 года, стр. 4)

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments