Не секрет, что Пермский край славится своими авиационными и ракетными двигателями, именно в Перми были разработаны двигатели для большинства российских самолётов. Так вот, ещё летом прошлого года на территории АО «ОДК-Пермские моторы» был открыт обновлённый Музей истории Пермского моторостроения, вот и я наконец до него добрался.

Музей завода «Пермские моторы»

Координаты для GPS-навигатора: Музей истории Пермского моторостроения

57.982470, 56.252458

Музей истории Пермского моторостроения на карте:

Как добраться от крупных городов: Музей истории Пермского моторостроения

Екатеринбург   Показать маршрут
Челябинск   Показать маршрут
Пермь   Показать маршрут
Уфа   Показать маршрут
Курган   Показать маршрут
Оренбург   Показать маршрут
Тюмень   Показать маршрут
Ханты-Мансийск   Показать маршрут

Свою историю музей ведёт с 4 ноября 1968 году. Именно в этот день он впервые открыл свои двери и при этом стал первым общественным музеем, созданным на промышленном предприятии в нашем регионе. В разные годы он носил следующие названия: Музей предприятия ППО «Моторостроитель» им. Я. М. Свердлова (с 1968 – 1992 годы), Музей истории ОАО «Пермский моторный завод» (1992-2003), Отдел истории пермского моторостроения ОАО «Пермский моторный завод» (2003 – 2005) и, наконец, в 2005 году получил нынешнее имя — Музей истории Пермского моторостроения.

Музей завода «Пермские моторы»

Интерьер кабинета Иосифа Побережского, который был директором моторостроительного завода № 19 им. Сталина (так наш завод тогда назывался). Именно он вместе с техническим директором Швецовым ездили в США для принятия решения о закупке лицензий и технологий, чтобы потом внедрить на нашем пермском заводе.

Тогда они выбрали три самых современных на тот момент двигателя: 14-цилиндровая двухрядная звезда воздушного охлаждения «Мистраль-Мажор» мощностью 725 л.с. («Гном-Рон»), классический 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения HS-12Y («Испано-Сюиза») и 9-цилиндровая однорядная звезда воздушного охлаждения «Циклон» («Кертис-Райт») мощностью 635 л.с. Позже, под маркировкой «М» их производство было налажено на заводах: Завод № 29 (Запорожье), Завод № 26 (Рыбинск) и Завод № 19 (Пермь).

Основная часть экспозиции представлена в виде подлинных авиадвигателей, а не макетов. Пройдя по музею, можно проследить всю историю пермского двигателестроения от поршневых моторов «Райт-циклон» М-25 компании «Кёртис-Райт» (на которых наши конструкторы учились, росли и придумывали уже отечественные модели) до мотора будущего — ПД-14 (эта история пока носит большую секретность, поэтому на общий суд вынесены только лопатки от него).

Музей завода «Пермские моторы»Среди экспонатов музея также личные вещи легендарного авиаконструктора Аркадия Швецова, создателя ракетного производства Михаила Субботина и, конечно, конструктора Павла Соловьева. Очень много фотографий, документов, так или иначе связанных с темой моторов.

Музей завода «Пермские моторы»
Кульман Аркадия Швецова с чертежом мотора АШ-82Т, 1951 г.

Поршневой мотор М-11. Это первый отечественный серийно освоенный мотор. Серийно выпускался с 1927 по 1940 гг. Устанавливался на самолёты: У-2, УТ-1, УТ-2, АИР-6, Ше-2, Ш-2. Всего выпущено 100 000 шт. Его мощность — 100 л.с., а вес 160 кг.

Музей завода «Пермские моторы»
Поршневой мотор М-11

Поршневой мотор АШ-73ТК. Он выпускался с 1948 по 1952 гг. и устанавливался на самолёты Ту-4 и Бе-6. Всего выпущено 6 717 шт.  Мощность таких моторов составляла 2 400 — 2 500 л.с. , а их вес был 1 355 кг.

 

Музей завода «Пермские моторы»
Поршневой мотор АШ-73ТК

Музей завода «Пермские моторы»

Поршневой мотор АШ-82. Он выпускался с 1941 по 1942 гг и устанавливался на самолёты Ла-5 и Су-2. Всего выпущено 4 735 шт. Его мощность — 1 540 л.с., а вес — 850 кг

Музей завода «Пермские моторы»
Поршневой мотор АШ-82

Личные вещи генерального конструктора Павла Соловьева:

Музей завода «Пермские моторы»Плюс к этому, здесь представлены многочисленные интерактивные панели, которые позволяют по-полной окунуться в историю завода через кинохронику прошлых лет, побывать в цехах и даже заглянуть в будущее, побывав в новом производственном комплексе.

Музей завода «Пермские моторы»

Турбореактивный двухконторный двигатель Д-20П. Устанавливался на самолёты Ту-124. Выпускался с 1959 по 1968 гг. Всего выпущено 2 555 шт.

Музей завода «Пермские моторы»
Турбореактивный двухконторный двигатель Д-20П

Турбовальный двигатель Д-25В. Он устанавливался на вертолёты Ми-6, Ми-10 и Ми-10К. Выпускался с 1959 по 1981 гг. Всего было выпущено 4 522 шт. Его мощность составляет — 5500 л.с. при весе — 1 210 кг.

Музей завода «Пермские моторы»
Турбовальный двигатель Д-25В

Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30, между прочим, самый надёжный двигатель в истории российского авиационного моторостроения. Устанавливался на самолёты Ту-134 и выпускался с 1966 по 1992 гг. Всего было выпущено 3 050 шт. Его модификация Д-30Ф6 устанавливалась на самолёты Миг-31. В таком формате было выпущено 1 357 штук. Они выпускались с 1976 по 1994 гг.

Музей завода «Пермские моторы»
Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30

Редуктор ВР-8А. Он выпускался для одного из самых массовых вертолётов в мире Ми-8. Всего их было выпущено 6 962 шт. Его мощность — 3 000 л.с., а вес — 750 кг. Кстати, где и как производят современные редукторы, можно почитать у меня.

Музей завода «Пермские моторы»
Редуктор ВР-8А

Турбовальный двигатель ТВ2-117А. Он устанавливался вместе с редуктором ВР-8А на вертолётах Ми-8. Выпускался серийно с 1965 по1995 гг. Всего выпущено 22 691 шт. Его мощность — 1500 л.с., а вес — 330 кг.

Музей завода «Пермские моторы»
Турбовальный двигатель ТВ2-117А

Маршевый двигатель МД-120. Был разработан ГП МКБ «Гранит» для установки на беспилотные дистанционные летательные аппараты. Всего было выпущено здесь восемь штук. Их мощность составляет — 120 л.с., а масса  — 35 кг. Производился в период с 1994 по 1995 год.

Музей завода «Пермские моторы»
Маршевый двигатель МД-120

Музей завода «Пермские моторы»

Вентилятор двигателя ПС-90А (ПС – Павел Соловьев). Двухконтурный турбореактивный двигатель устанавливается на самолёты: Ил-96-300, Ил-96-400, Ту-204, Ту-214 и Ил-76МД-90А

Музей завода «Пермские моторы»
Вентилятор двигателя ПС-90А

Пустотелая лопатка вентилятора ПД-14. Да, это тот самый двигатель, который будет устанавливаться на новые самолёты МС-21.

Музей завода «Пермские моторы»

На этом стенде размещены лопатки двигателя ПС-90 и ПД-14, а также полностью описан весь технологический процесс их производства.

Музей завода «Пермские моторы»

В 90-е, как и многие другие заводы, наши Пермские моторы переживали не лучшие время и большая честь тем людям, кто всё-таки сохранил кадры, технологии и выстоял в условиях грабительской рыночной экономики…

Музей завода «Пермские моторы»

А сейчас наш Пермский авиационный производственный комплекс уверено поднимает голову, и мы наконец ждём на бис двигатели нового поколения! Со своей стороны хочу пожелать, чтоб всё задуманное получалось!

Музей завода «Пермские моторы»

Автор текста и фотографий: Игорь Ягубков
Нашим партнером по промышленному туризму стал потрясающий Игорь Ягубков. Я имею честь знать его лично и поэтому очень горжусь нашим сотрудничеством.
У него замечательный сайт и замечательные фото по промышленному туризму. Игорь разрешил экскурсии по уральским заводам публиковать на нашем портале.

 

Интересно? Расскажи друзьям!