Слово ювелир в моём сознании почему-то большое, выпуклое и звенящее. Цвета тёпло-жёлтого. В словарях к этому слову справочка примерно такая: ювелир – специалист по изготовлению и ремонту ювелирных украшений. Происходит от французского joyau – «сокровище», которое, в свою очередь, восходит к латинскому jocellum – «драгоценность».
И вот я нахожусь в ювелирной мастерской Леонида Мутли. Признаюсь, ни драгоценностей, ни сокровищ. Вижу специальное оборудование и узнаю, что изготовление изделия – это целый процесс, связанный с печами, формомассой, отливкой, восковыми моделями и литьем. По сути, мастерская Леонида – это металлургический мини-завод. Только если на комбинатах всё отливается в тоннах, то здесь – в граммах. А принцип тот же самый.
Итак, Леонид Мутли. Более 20 лет он занимается ювелирным ремеслом. Для него это дело – источник вдохновения, хлеб и, если хотите, вся жизнь. Тяга к красивым камням появилась ещё в школе. Будучи мальчиком, он лазил по щебёнке и собирал интересные камни. Потом, когда учился в Нижнетагильском пединституте, увлечение обострилось.
– Нижний Тагил – это вообще уникальное место. Там ненормальная концентрация «мозгов», талантов и много чего ещё. Это промышленный город, центр уральской металлургии, машиностроения, оборонки, поэтому ум там зашкаливает во многих отношениях! Соответственно, в таком центре грех не набраться чего-то хорошего, – рассказывает мой собеседник. – Там мне посчастливилось встретиться с людьми очень талантливыми, увлечёнными. Я учился на индустриально-педагогическом факультете, а плюсом было дополнительное образование – руководитель студии по ювелирному и камнерезному искусству. С человеком, который всё это основал, у меня отношения хорошие до сих пор.
На изготовление ювелирного украшения, будь то кольцо, серьги или колье, уходит около месяца работы. При этом практически готовые изделия обязательно «ездят» в инспекцию пробированного надзора в Екатеринбург, где специалисты проверяют соответствие металла, пробы, ставят государственное клеймо. А уж потом Леонид Германович закрепляет камни, полирует и отдаёт в руки счастливому заказчику.
Есть немало совершенно эксклюзивных вещей, которые сотворил мастер: колье, кольца, гривны… Но всё всегда начиналось с камня. Леонид Мутли любит их красоту. В свойства и тайны, которые приписывают самородкам, не верит. Ну что за вопрос – можно камень носить или нельзя?
– Я считаю, что это несерьёзно. Нельзя носить точно обогащённый уран. И то свыше килограмма. И не важно, для любви камень или для развода, главное – его красота. Любимый камень? Малахит. Хотя по гороскопу он мне не подходит! – улыбаясь, продолжает мой собеседник, – в своё время я «обчитался» Бажова и «заболел». В Тагиле исходил все карьеры, шахты. Одну гривну (украшение в виде обруча, носится на шее) изготовил из малахита, этот шикарный камень я сам нашёл прямо на дороге.
Одно из изделий Леонида Мутли – колье с сердоликом. Огранил камень, сохранив его природную форму: просто верх обточил и дальше обыграл всё металлом.
– Думал, что это моё ноу-хау, так гордился! А когда увидел в каталоге «Ювелиры Урала», что это уже давно, в 70-х годах, придумали до меня, было обидно. Чем больше узнаёшь, тем больше понимаешь, что ты ничего не знаешь. Сейчас так стремительно всё развивается, что в принципе сложно успеть. 20 лет назад мы о многом и не подозревали, всё делали вручную, а сейчас и 3D-моделирование, и выращивание моделей в полимере, и чего только нет.
Для того чтобы быть ювелиром, нужно очень много знать. Физика, химия, этика… Это очень нездоровая профессия в прямом смысле: прежде, чем камни засияют, а металл заиграет переливами, необходимо сделать некоторые работы, связанные с выделением пыли, газа, кадмия… Зато в изделие, выполненное по индивидуальному заказу, мастер вкладывает как минимум частичку души и вдохновения. К тому же, подобной вещицы вы нигде не найдёте, а это, поверьте, дорогого стоит. И здесь я вкладываю смысл далеко не материальный.
Откуда в наших краях такой мастер? Когда Леониду было шесть лет, его родители Герман Макарович и Ия Евстафьевна переехали в Камышловский район из Алтайского края. Конечно же, огромную роль в становлении Леонида сыграли именно они.
– Трудолюбие и фанатизм отца зашкаливали. Мне до него как до луны. Это вообще был уникальный человек. Очень уникальный. Его масштаб, по-моему, до сих пор ещё не оценили. А мама всегда очень ответственно относилась к любому начинанию, считала, что дело обязательно нужно довести до конца и поставить точку.
Вот такой же творческой жилой, упорством и редкой основательностью во всём отличается Леонид Мутли. Как и у любого творца, есть у него мечта: сделать что-нибудь подобное большой императорской короне. Не саму корону, повторяться сейчас бессмысленно, а подобное по уровню. И он обязательно сделает, здесь сомнений быть не может.
Автор статьи: Сергей ОЗОРНИН
Автор фотографий: Андрей ЗАЙКОВ
Источник: редакция газеты «Камышловские известия»
У нас на портале есть еще материалы об интересных ювелирах, почитайте эти:
Флорентийская мозаика на Урале: Михаил Варзин
Музей минералогии, камнерезного и ювелирного искусства в городе Заречный
Цветы тагильского камнереза. Виктор Михайлович Васильев
Золотые сети Татьяны Кисельниковой
Тайны хрустальных печатей раскрыли в Уральском геологическом музее УГГУ
Галерея «Ойка Нёр». Камнерезное искусство
Уральские камнерезы: екатеринбургский художник по камню Анатолий Жуков
Екатеринбургский камнерез Денис Богомазов