История этой удивительной обуви уходит корнями в средневековую Русь. В коротких чунях, свалянных из шерсти, ходили монголо-татарские воины. Технологию изготовления у них переняли наши прапрадеды. Долгое время валенки были большой роскошью — их могли позволить себе только очень обеспеченные люди. До привычного нашему восприятию вида обувь трансформировалась постепенно и только к середине XIX века стала всем известным классическим сапожком. Валяли/катали их вручную в деревнях (в банях), преимущественно мужчины, поскольку работа эта требует большой физической силы. Именно рукотворные валенки передают своему хозяину здоровье, тепло, добро и любовь. С этого времени теплее, удобнее и полезнее обуви, чем валенки, в России еще не придумали. В конце XIX века, когда наладилось фабричное производство, валенки стали доступны многим, но во многом потеряли свою душевность. Со временем валенки стали не просто самой теплой зимней обувью, но и настоящим национальным символом, как матрешка, Павлово-Посадский или пуховый платок.
О том, что изготовление валенок может стать основным делом в жизни, уральский мастер художественного текстиля, культуролог и имиджеолог по образованию Мария Волобуева не могла и подумать. Но 10 лет назад, ведя бизнес по организации пространства для успешной и эффективной работы, Мария поняла, что хочет заниматься в жизни не только этим. Увлечение валянием происходило постепенно.
О том, что и как делать, Мария не знала ничего, пока в руки не попали шерстяные овечьи пряди. Интерес был настолько сильный, что технику валяния пришлось изучать экспериментально-опытным путем. Постепенно и научилась делать самые настоящие теплые русские валенки. Во время своей поездки по России ими восхищался французский модельер Пьер Карден, для которого процесс превращения волокон шерсти в плотный упругий материал был совершенным откровением.
Мария рассказывает, что шерсть — очень хороший, благодатный для работы материал, нужно лишь знать несколько простых секретов. Перед началом ее нужно тщательно промыть (не один раз), высушить, прочесать на кардере (специальной машине), затем приступать к раскладке изделия. «Полуфабрикат» смачивается кипятком, и начинается терпеливое, практически медитативное многочасовое валяние и формование. Затем валенки должны хорошо просохнуть, а после их владельцу не страшен ни мороз, ни холод. Кстати, технология изготовления такой обуви за несколько веков почти не изменилась. Мария убедилась в этом, общаясь с мастерами в российских глубинках.
Несмотря на то, что валенки — это любимый вид валяния и декорирования Марии, в своей лаборатории шерсти «Maria B.B.» мастер делает самые разные изделия — от украшений до предметов интерьера, одежды — и учит этому других. Со своей авторской учебной программой Мария проехала от Кольского полуострова до Таймыра, обучив десятки мастериц в российских регионах.
Рябиновая тема стала брендовой темой автора. Рябина как символ родного края, как оберег, как красивое растение, позволяющее любоваться и вдохновлять бесконечно. Творчество мастера давно зарекомендовало себя как сохраняющее и передающее всю красоту, искренность и теплоту лучших народных традиций. Постоянные эксперименты с материалом открывают новые творческие пути и перспективы. Так родилась коллекция календарей — ноу-хау автора. Работы Марии Волобуевой, постоянного участника, а также лауреата всероссийских и международных профильных фестивалей, находятся в государственных и частных коллекциях от Сибири до Австралии.