В не очень обширном списке успешных молодых ювелиров Екатеринбурга достойное место занимает член Союза художников России Татьяна Кисельникова (родилась в 1983 году).

На выбор не совсем женской профессии большое влияние оказало творчество отца — признанного уральского ювелира Сергея Пинчука. Пройдя ступени обучения в Художественно-техническом училище №42 (ныне Уральский техникум «Рифей») и Уральской государственной архитектурно-художественной академии, она заявила о себе, как о креативно мыслящем художнике. Последующая работа в серьёзных фирмах Екатеринбурга, среди которых: «Золото-Платиновая компания», «Рифеста», «Ювелиры Урала», помогла приобрести опыт и подтвердила правильность выбора.

Татьяна Кисельникова отдаёт предпочтение конструктивному направлению. Характерной чертой её произведений являются обнаженность каркасной основы и построение образа не по принципу узнаваемости, а на ощущениях и опосредованной ассоциативности. Примером может служить кольцо «Лунапарк» (2008), где разбросанные по поверхности круглого металлического кратера разноцветные эмалевые пятна и искрящиеся фианиты погружают в атмосферу беззаботного праздника.

При обращении к традиционным растительным формам акцент делается на внутреннем строении, так золотые сетчатые прожилки образуют форму изящного листа с печально мерцающим жемчужным шариком (подвес «Листок осени», 2008). Лёгкие, с воздушными прорывами, двуслойные лепестки фантазийных цветов оживляются мелкими брызгами переливающихся бриллиантов и хроматически окрашенными гранёными камнями, которые «собирают» композицию: открытие голубые топазы в центре кольца «Привязанность» (2008) и броши «Морской георгин» (2010); малиновые турмалины по внешнему контуру броши «Воспоминание» (2008).

Часто за эффектной нарядностью украшений скрывается непростой элемент единства и борьбы противоположностей «экстраверт — интроверт». В подвесе «Аромат лилии» (2009) внешний абрис из малиновых турмалинов компенсируется вырывающимися наружу из центра тремя тычинками-антеннами. В кольце и броши 2010 х годов с привлекающем внимание крупным кабошоном иризирующего лабрадорита в качестве оправы выступают беспокойные «защитные» венчики, образованные золотыми стебельками со светлыми топазовыми головками.

Ритм в произведениях Кисельниковой является базовым изобразительно-выразительным средством. Лаконичное колье «Матрица» (2009) организовано на основе равномерного ритма золотых прямоугольников с бриллиантами; в гарнитуре «Карина» (2007) использован более сложные вариант: упорядоченный внешний ритм круглых выпуклых пластин сочетается с синкопированным ритмом чёрных эмалевых спиралей на искрящемся бриллиантами золотом фоне; в гарнитуре «Тунгусский метеорит» (2009) доминирует динамичный вихрь золотых «колючих» дуг со всполохами бриллиантов вокруг «ледяного» аквамаринового эпицентра.

Простой сетчатый орнамент образует формы гривны, браслета и кольца из гарнитура «Ловушка» (2015), где золотой невод скреплён кабошонами дымчатого кварца. Интересно решение кольца «Дикий мёд» (2014), здесь хаотично переплетённые золотые ветви формируют шинку, на которой застыл сгусток тёмного цитрина с фактурной поверхностью, напоминающей сотами.

Объёмная золотая решётка из неправильных четырёхугольных звеньев с фрагментарными бриллиантовыми цепочками служит основанием для крупного изумруда «каре», активный сбивчивый ритм подвеса частично смягчается за счёт зигзагообразной цепи с завитками крепления (колье «Преодоление». 2015) .

В кольце «В ритме джаза» (2008) для передачи образа музыки автор удачно стилизует форму саксофона — на пластине с завитком на конце пробуждаются чёрные каучуковые трубочки условных звуков.

Деликатный контраст материалов применён и в колье «Дыхание осени» (2008), где к гибкому каучуковому обручу прикреплены плоские остроконечные листья с перфорированной металлической поверхностью.

«Техническая романтика» присуща многим произведениям. На основе эстетизации простых частей механизмов автор создаёт остросовременные украшения из драгоценных камней и металлов: кольцо «Дуновение ветра» с голубым топазом (2009), гарнитур «Деталь» с сиреневым аметистом (2009).

Тема индустриальных технологий находит отражение в неординарном браслете-объекте «Прошлое. Настоящее. Будущее» (2008). Здесь «запястье» в виде усечённой пирамиды венчают три страницы, на которых запечатлены ступени цивилизации: древние египетские письмена, современные интернет-«смайлики», отпечаток пальца и штрихкод на зеркальной поверхности.

Наметившийся интерес к иным культурам нашёл логическое продолжение в заказном медальоне-реликварии (2017. Соавтор С. Елфимов, литьё С. Коняхин). Посвящённый памяти дочери золотой овальный медальон наполнен смысловой и цветовой символикой. На аверсе в орнаментальную рельефную оправу помещен кварц с накладными литерами: золотыми «НЗ» и зелёной хризопразовой «Ю»; на реверсе — шрифтовая композиция, где арабской вязью зафиксированы шесть из девяти имён Аллаха: Создатель, Хранитель, Воскресающий, Возвращающий, Оживляющий, Живущий. По окружностям скреплённых винтами створок расположено но семь бордовых альмандинов в ободковых кастах, соответствующих принятому в исламе постулату о семи небесах — попавшие на седьмое небо испытывают высшее блаженство.

Следующим значительным этапом стала разработка серии «Пантикапей» (2017). В мастерской отца Татьяна обнаружила старинные монеты, проконсультировалась у нумизмата и в результате возникла оригинальная идея сохранить исторические артефакты, но не по правилам традиционного коллекционирования, а подарив им вторую жизнь. Мелкие греческие монетки без повреждений вставляются в квадратные верхушки колец из горного хрусталя или кварца-волосатика, получая возможность постоянного экспонирования.

Своеобразный ненавязчивый этно-историзм прослеживается в именном массивном перстне «Фауст» (2016), где к зелёному изумруду взбираются пластичные китайские драконы; в ассоциирующемся с перевёрнутым русским кокошником кулоне «Боярышня» (2015) с каплевидным изумрудом над декорированными бриллиантами завитками.

Ювелирные произведения Татьяны Кисельниковой неоднократно отмечались призовыми дипломами на специализированных выставках-конкурсах различного уровня, в том числе всероссийских и международных: «Лучшее украшение России» (Москва), «Образ и форма» (Санкт-Петербург). Эксклюзивные украшения пользуются спросом у ценителей драгоценностей.

Автор текста: Татьяна Парнюк
Информация предоставлена Ларисой Левицкой
Платинум №45, стр. 33-35

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments