17 марта 2018 года газете «Вперед» (г. Красноуфимск, Свердловская область) исполнилось 100 лет со дня основания. Как сказал С.М. Лещев: «Газета это по сути листок бумаги. Создают и наполняют смыслом этот листок — журналисты». Хочется рассказать вам об одном из журналистов, который вложил немало труда и таланта в создании газеты «Вперед» — Сергее Михайловиче Лещеве. На сегодняшний день он работает в газете 33 года.

Интервью

— Как Вы пришли в профессию?
— Весной 1983 года я пришел в редакцию газеты «Вперед» узнать на счет работы. Мне сказали, что вакансий нет, все места заняты. Я развернулся и ушел. По осени того же года пришел к Захарову (он тогда работал заведующим отделом по труду города Красноуфимск) он мне говорит: «В газету «Вперед» требуется фотограф, сходи, узнай». Я пришел в редакцию, мне говорят: «Что так долго шел? Мы две недели давали объявления в газету». Сказал, что весной уже приходил, за направлением на учёбу, сказали, что не требуется. Вот так всё и началось.

Редакция дала мне направление в Уфимское профтехучилище №1 и я поехал учиться на фотокорреспондента. Отучился, сдал экзамены, практику проходил в редакции газеты «Вперёд». Съездил на защиту диплома, после получения которого был принят на работу в редакцию газеты «Вперед» в качестве фотокорреспондента. Это был 1984 год, редактором тогда был В.Г. Потырин и по сегодняшний день работаю здесь, 33 года.

— За годы работы какие события и встречи Вам особенно запомнились?
— Много всего было и не перечислишь! Помню, например, вручение ордена «Знак Почета» городу Красноуфимск к его 250-летию. Первый секретарь обкома области Юрий Петров, Ельцин тогда уже был в Москве (сегодня эту должность мы назвали бы — губернатор Свердловской области) этот орден прикрепил на знамя города в ДК на сцене. Был очевидцем этого события, фотографировал. Но это событие было значимым не только для меня – для всех горожан. Больше ничего не стал бы, наверное, выделять, потому что на каждое событие и мероприятие ты идешь с одинаковым чувством, что необходимо как можно лучше отработать, всё отснять, сделать хороший материал. Каждое событие одинаково значимо для меня.

— Чем отличается профессия фотокорреспондента от просто фотографа?
— Помню, что даже во время учебы нам не нравилось когда нас называли фотографами. Казалось обидным и не правильным. Ведь фотограф работает в четырех стенах, в салоне. Иногда, конечно, он может выехать на какие-то фотосессии, но это происходит довольно редко. А мы (фотокорреспонденты) постоянно в поиске: событий и мероприятий, фотографируем саму жизнь, всё вокруг происходящее. Фотографа, например, не заставишь ехать в совхоз (раньше были совхозы) и фотографировать уборку урожая – ему просто это не надо. А мы ездили и фотографировали, как проходит процесс уборки урожая, снимали передовиков производства. То же самое и в промышленности. На сегодняшний день фотографии снятые репортажно наиболее ценные кадры для истории.

С/х Чатлыковский. Председатель профкома Любовь Николаевна Бабушкина вручает флажок трактористу И.А.Рыжкову, за второе место в трёхднёвке на посевной

— С какими трудностями в работе Вам приходилось сталкиваться?
— Основная трудность, пожалуй, состоит в поиске информации и темы для работы.

— Как-то научились для себя решать эту проблему?
— Использую все современные способы поиска информации. Хотелось бы, конечно, чтобы всё было более систематизировано. Но пока этого нет. Думаю, это всегда являлось для журналистов пусть и не проблемой, но трудностью. На семинарах нам так же говорили коллеги, что нет еще такого, чтобы был единый диспетчерский центр, информирующий о происходящих событиях. То, что мы делаем, в большинстве своём является нашей инициативой. Фотография, как инструмент информации, имеет большое значение, все же не могут присутствовать на событии, а с её помощью и газеты, сейчас и цифровых носителей, могут получить информацию о происходящем. Поэтому нужно искать, ходить, наблюдать.

Геннадий Михайлович Третьяков — хирург

— Помните ли вы своих героев?
— Не всех, но многих помню. Были опубликованы тысячи фотографий, сами понимаете.

Ветеран

— Вам удалось поработать в прошлом и настоящем веке. Есть какие-то отличия?
— Отличия есть: раньше, например, наш рабочий день на неделе начинался с планерки. Давались разнарядки, что необходимо сделать, куда идти. Был какой-то определенный ритм, что не отменяло свободный поиск. Сейчас этого нет. Сегодня тему приходится искать самому, вникать в то, что происходит и т.д. Формат работы сегодня уже не тот.

— Есть мысли, почему так произошло?
— Промышленности в городе не стало. Многие сегодня даже не знают значения такого выражения как производственный портрет. Люди уезжают работать на сторону вахтой. Возможно, что-то изменится с приходом новых технологий. Сейчас мы находимся как раз на рубеже этого перехода. Появляется что-то новое и в нашем городе, но это еще не так сильно заметно. Жизнь всё время в движении, всё постоянно меняется и приходится приспосабливаться к новым условиям.

Вот, например, раньше, когда я только начинал работать, я делал снимки на плёнку. Это были чёрно-белые фотографии, которые мы сами печатали. Тогда я даже не мог и подумать, что настанет день, когда мир завоюет цифровая фотография. Конечно, первое время было тяжело привыкать к «цифре», непривычно. Было даже желание уволиться. Но как-то вник в «цифру» и привык. Вообще я знаю много людей, которые ушли из фотографии из-за этого перехода – они не смогли перейти определённый барьер, к тому же нужны и финансовые затраты. Сегодня работать в цифровой фотографии мне помогает багаж знаний и полученного опыта.

В пленочной и в цифровой фотографии есть свои «плюсы» и «минусы». Чтобы в «цифре» работать необходим компьютер и какие-то специальные программы — не просто один фотоаппарат. Чтобы работать раньше на пленке, необходимо было закупать бумагу для фотографий, химию, плёнку, самому составлять проявители. Фотографии тогда мы печатали при красном цвете, в темноте заряжали плёнку, всё делали вручную.

Геннадий Иванович Герасимов — бригадир лесорубов

— С какими фотографиями предпочитаете работать: чёрно-белыми или цветными?
— Больше, пожалуй, с цветными. Потому что цветную фотографию перевести в чёрно-белую достаточно легко. А вот черно-белую в цветную – труднее. Поэтому работаю как правило в цвете.

— Сегодня выкладывая фотографии в интернет мы можем наблюдать, как их могут с легкостью использовать другие СМИ, зачастую даже не указывая авторство. Что Вы думаете по поводу нарушения авторских прав в интернете?
— Это касается не только фотографий. Такие же точно проблемы возникают с авторством песен, музыки и т.д. Эта проблема затронула очень много сфер. Т.е. мы сегодня включаем компьютер и там есть всё, что тебе нужно: читай, смотри, используй в своей работе и жизни. Я пока не определил для себя как к этой проблеме относиться. Подобная ситуация возникает оттого, что сегодня нет каких-то определенных правил, которые бы на 100% защищали авторство твоей фотографии. Вот пока этого нет, так и будет продолжаться. Когда нарушается авторские право и пострадавший идет в суд, подаёт заявление – это скорее единичные случаи. Большинство же предпочитают ничего не делать. Некоторые ставят на фото свои фирменные знаки, но ведь и эти знаки не панацея – они легко убираются знающими людьми. Сам я подобных знаков не ставлю – какой смысл?

— Что больше предпочитаете фотографировать пейзаж или людей?
— Давно уже я выявил для себя, что есть работа, а есть творчество. Сам я на первое место всегда ставлю работу, а попутно, если позволяет время и возможность, снимаю пейзаж. В области портрета также есть задумки, но пока не решаются.

— Т.е. больше всего вы любите делать пейзажи?
— Не всегда. Я люблю делать творческую фотографию. Вот творческая фотография в моем понимании – это фотография которая не оставляет человека равнодушным, пускай будет портрет незнакомого человека, но снят так, что невольно приковывает глаз. Можно полгода ходить и обдумывать как бы сделать какое-то фото, о чем оно будет и т.д, а потом берешь и за доли секунды делаешь снимок. Т.е. ты свою творческую фотографию сделал за несколько секунд, а шел к ней, допустим, полгода. Но вообще я считаю, что надо просто как можно больше работать, тогда и творческие фотографии будут чаще и лучше получаться. А если просто сидеть и выжидать, когда ты сможешь сделать свой удачный кадр – так всю жизнь можно просидеть.

Галина Ивановна Евсеева — преподаватель химии и биологии СПТУ-97

— Пожелание журналистскому коллективу?
— За годы работы у меня сформировалось мнение, что тех, кто работает в журналистике можно разделить на две группы: есть люди, которые зарабатывают деньги и есть те, кто работает журналистом от души. Так вот тем, кто работает журналистом, я желаю творческого долголетия и здоровья.

— Вы как-то отличаете тех, кто работает и тех, кто зарабатывает деньги?
— Те, кто в журналистике просто зарабатывают деньги – долго не задерживаются в профессии. Время проверяет настоящих, тех, кто вкладывал душу, они на слуху. В журналистике вообще больших денег не заработаешь.

Сергей Михайлович Лещев

…В работах Сергея Михайловича чувствуется душа и рука мастера. Это добрый, скромный, трудолюбивый человек, мастер своего дела! Он подарил и продолжает дарить городу бесценный подарок – багаж чудесных фотографий, репортажных снимков. На них так интересно, эмоционально и по живому отпечаталась история города за десятилетия. Его фотографии живые. От лиц, которые он снимал невозможно оторвать взгляд. Он живет своей работой – настоящий фотокорреспондент! Желаем Сергею Михайловичу творческого долголетия и здоровья!

Автор текста: Анастасия Чернова
Фото из архива Сергея Лещева

Фотоработы Сергея Лещева

28.06.97 г. Праздник Нептуна на Барабинском пляже в День города

29.06.96 г.
2000 год
А.В.Кузнецов — преподаватель живописи и композиции ДХШ

А.А.Бессонов, А.В.Васильев, Р.С.Домников, А.А.Бестолковых, Д.Д.Белецкий — вальщики леса.
Александра Трофимовна Торопова — швея-мотористка Нижнеиргинского филиала «Уралобувь»
В городском пионерском штабе Н.Евсеев, шк.№86, Л.Раздъяконова, шк.№5, Л.Запольских, 6 школа-интернат, О.Мешавкина, шк.№9
В Сарсинской хлебопекарне Л.А.Канина, А.Я.Константинов, Т.И.Николаева
Валентин Александрович Кузнецов
Валентина Васильевна Нефёдова — в заводском магазине Саранинского завода КПО
Владимир Яковлевич Трубеев — мастер производственного обучения ПУ-115
Геннадий Михайлович Сушенцев — мельник из Н.Села
Группа Колледж 2000 г.
Декабрь 1997 года. На ценниках убрали по три нуля
Группа Неделя, 1999 год
Милок, а вот такие частушки знаешь
Дистанция гражданских сооружений Раиса Васильевна Буромбаева, Вера Алексеевна Михайлова, Любовь Ильинична Данилова, Зифа Мулавиевна Хафизова, Наталья Дмитриевна Веденькова
Крестный ход
Галина Ивановна Анищенко и Мария Васильевна Булатова
Салман Шихахмедович Шамхалов на Дне железнодорожника (2.08.97 г.)
Нижний склад Красноуфимского леспромхоза
Серафима Ивановна Мелюхина — доярка селекционной станции
Пётр Степанович Вертипрахов
Надежда Николаевна Серебренникова — швея-мотористка швейной фабрики


Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
avatar