Со 2 по 8 июля в Красноуфимске проходил художественно-творческий проект Красноуфимского краеведческого музея и творческого объединения «Арт-Яр» — «Пленер — 2018». Решили поговорить с его участниками.

Андрей Вениаминович Кузнецов

Художник красноуфимского краеведческого музея.

Андрей Вениаминович Кузнецов
Андрей Вениаминович Кузнецов

— История пленера началась так: к нам пришел В.С. Захаров сказал, что хочет быть спонсором какого-нибудь проекта. Я ему перечислил существующие в музее проекты, но он не захотел быть соспонсором. Поэтому мы сели с Ольгой Николаевной и придумали этот проект – проводить пленэр и выставку пленерских работ. Идея ему понравилась.

В 2016 году прошел первый пленер. Можно посмотреть, как менялся этот проект год от года. В первый год мы выезжали всего три дня и никакой темы не было. Во второй год пленер проходил неделю: мы рисовали город Красноуфимск, особенно его старую часть. Город постоянно меняется, старые здания обтягиваются сайдингом – надо успеть запечатлеть историю. В этом году пленэр проходит неделю. Тема «Народы края». Мы рисуем татар, марийцев, русских. Темы каждый год меняются и это хорошо.

Андрей Вениаминович Кузнецов в процессе работы
Андрей Вениаминович Кузнецов в процессе работы

— Хотелось бы, чтобы пленер проходил на какой-то одной общей локации, где проживали бы художники. В идеале я себе представляю какую-то туристическую базу на природе — точка сбора, где все вместе живут, обучаются. В Чигвинцево простаивает база «Светлогор» — это отличное место для турбазы, но сегодня оно в аварийном состоянии. Если бы его нам передали когда там еще можно было что-то сделать, то это была бы отличная для нас база. Почему нам хотелось бы чтобы все художники жили в одном месте? У них было бы больше времени для общения, передачи опыта. Так удобней, особенно для иногородних. В этом году география участников увеличилась: приехали художники из Нижнего Тагила, Перми, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга, Натальинска, Ачита, Сараны, Артинского района. В общей сложности на пленере работало около тридцати человек. В самый первый год было около десяти человек.

Ольга Николаевна Кузнецова

Заведующая выставочным залом Красноуфимского краеведческого музея

Ольга Николаевна Кузнецова
Ольга Николаевна Кузнецова

— Наш край уникален тем, что его население – многонациональное, но посмотрите у нас нет межнациональных конфликтов, люди живут дружно. В одной деревней могут мирно сосуществовать марийцы, татары, русские. Конечно, время сейчас такое, что многие традиции безвозвратно уходят их некому продолжить. Очень жалко, что так происходит. Мне кажется этот упадок начался в советское время, когда всех людей приравнивали, уничтожались церкви, искоренялись традиции многих народов России. Но уникальность нашей территории заключается в том, что у нас достаточно много людей хранят традиции своих предков. Возможно так происходит потому, что мы расположены достаточно далеко от мегаполисов.

Тема пленэра «Народы Урала» — шикарная. В планах продолжить ее на следующий год. В этом году мы были в татарской, марийской, русской деревне, а ведь наш край не исчерпывается только этими народами – есть и другие. Эту тему можно рассматривать глубже – рисовать не только людей, но и быт. В то же время мы успеваем уделить достаточно внимания городу – выделяем пару дней и рисуем Красноуфимск. В этом году были на мероприятии День рыбака.

— 8 июля выездная часть пленэра завершилась. Пополнятся фонды музея: в положении прописано, что одна картина художника остается у нас.

Чего не хватает в работе пленэра?

— Художникам не хватает того, чтобы быть вместе на протяжении всего мероприятия: в течения дня они практически не общаются — работают. Встречаются ненадолго только за общим столом, пока кушают. Но этого времени недостаточно, чтобы качественно пообщаться. Им не хватает этого общения. Многие художники к нам приезжают не из Красноуфимска – для них проблематично добраться с пленэра до дома а потом снова вернуться к нам – это неудобно. Если бы участники пленэра жили в одном месте этих проблем не существовало бы.

Художники отправляются в путь — на пленэр в село Татарская Еманзельга
Художники отправляются в путь — на пленэр в село Татарская Еманзельга

Можно было бы проводить мастер-классы, вечерами сидеть у костра. Так пленэр проходил бы гораздо результативней.

Наталья Наумова и Людмила Орлова

Наталья Наумова (справа) и Людмила Орлова (слева)
Наталья Наумова (справа) и Людмила Орлова (слева)

Тема пленэра «Народы края» понравилась. Потому что сегодня можно наблюдать такую тенденцию, что старое безвозвратно уходит и в истории образуется пустота. Большинство людей сегодня называют себя «людьми мира» — они легко путешествуют, могут вступать в браки с иностранцами, быть некатегоричными в вопросах веры. Нет той строгости и принципиальности с которой раньше блюлись традиции предков. Отчасти это хорошо, отчасти — плохо.

— Мы работаем преподавателями в детской школе искусств (Наташа в Черноисточинской ДШИ, Людмила в Николо-павловской ДШИ) и готовясь к урокам обнаружили что у нас существует много пробелов — потеряны огромные куски истории. Однажды я начала готовиться к теме урока «Кукла своими руками», начала собирать материал и поняла, что чем глубже начинаешь изучать тему, тем острее сталкиваешься с проблемой скудности информации. Буквально собираем информацию по крупицам. Изучая историю начинаем всё больше и больше гордиться своими предками: раньше люди были близки к природе, досконально ее знали и понимали, всё что они делали было наполнено смыслом. Даже дома раньше строили со смыслом, грамотно. Хочется знать свои корни, культуру и историю. В творчестве художника все это отражается на подсознательном уровне и каждый преследует свои цели. Раньше искусство заменяло фотографию самым важным было реалистическое изображение.

Искусство сегодня меняется

— Не какое-то его направление, а скорее цели в искусстве. У каждого они свои. Просто кроме цели — изобразить как можно реальнее, актуальны ещё и другие — передать эмоцию, атмосферу, настроение, свою философию восприятия мира. Передать через визуальные картины ощущения… Художникам необходимо чувствовать «дух времени», быть актуальными.

К искусству надо быть готовым

— Узнавать, читать, заниматься самообразованием, брать проводника, который рассказал бы вам что-то о картинах. Когда смотрите картины необходимо постоянно делать привязку ко времени, когда жил художник. Например, «Черный квадрат» Малевича. Сейчас такой нарисуют, а это уже не то будет — тогда же его поняли. Поняли, почему он нарисовал эту картину и что это значило. Тогда ведь была революция. Считалось, что хорошего в искусстве ничего нет, что вообще искусства нет. Черный квадрат – это как обнуление, самая нижняя черная точка после которой начинается рост и настоящее искусство.

О наболевшем

— У современных художников стало мало практики. Мы учились в институте в Нижнем Тагиле: у нас было 300 часов практики. Сегодня у обучающихся их всего – 30. Стало меньше педагогов — везде идёт оптимизация, сокращение. Отсутствие практики негативно скажется как на самом художественном процессе, так и на дальнейшем обучении детей. Получить знания без практики невозможно. Отсутствие практики приводит к неумение видеть и замечать. Ребенок нарисует, а неподготовленный учитель ему скажет, что это плохо и неправильно. Так с лёгкостью можно загубить талант какого-то ребёнка.

Выгодно быть художником?

— Кому как повезет. Кто-то хорошо продается, кто-то нет. Есть еще что-то свыше. Например, у какого-то художника картины хорошие, а не продаются. У другого чуть хуже нарисованы, а продаются хорошо.

Ольга Коробейникова (Пермь)

Преподаватель в художественной академии, ведёт основы технологии живописи. Занимается реставрацией и живописью.

Ольга Коробейникова
Ольга Коробейникова

— Когда я рисую испытываю удовольствие, получаю удовлетворение. В этот момент ты создаешь и созерцаешь одновременно. Трудно передать какие чувства испытываешь когда творишь я бы сказала, что в этот момент наступает какая-то сладость внутри. В этот момент ты живешь тем, чтобы гармонично положить на холст краски. Процесс творчества как медитация. Тихое созерцание. Выброс энергии.

Ольга Коробейникова
Ольга Коробейникова

Наталья Царевникова (Красноуфимск)

Закончила педколледж училась в Перми. Сейчас иллюстратор – делала иллюстрации к книге в том числе на татарские сказки. Участница выставок в Перми и Красноуфимске.

Наталья Царевникова
Наталья Царевникова

— Пленэр интересен тем, что здесь ты можешь завести новые знакомства, получить новый опыт, интересные знания. Пленер – это общение с единомышленниками. Каждая работа художника – повышение его квалификации. Пленэр, как любая другая сделанная работа, не проходит бесследно. Тема пленэра нравится. Ведь задача художника – сохранить прошлое и показать, что есть в настоящем. Задача живописи — сохранить культуру народа.

Дульцева Елена Петровна

Преподаватель в педколледже по специальности изобразительные искусства и черчение.

Дульцева Елена Петровна
Дульцева Елена Петровна

Каждому человеку рисование очень близко, ведь рисуем мы все с детства — это очень естественное состояние для человека. Через рисунок ребенок выражает свои эмоции. Человек внутри меняется и рисунок его меняется тоже. Меняется мысль — меняется рисунок. Пленэр – это особая среда для художников. Время от времени необходимо быть в кругу единомышленников. Это совсем другая атмосфера, здесь рождаются другие чувства, восприятие, абстрагируешься от всего.

Угринов Сергей Викторович

Работает в районном отделе культуры.

Угринов Сергей Викторович на переднем плане
Угринов Сергей Викторович на переднем плане

— На пленере организуемом музеем участвую впервые. Вообще на пленер не выходил примерно лет сорок – со времен учебы в педколледже. Здесь совсем другое письмо, совсем другие навыки используешь. Обычно картина пишется довольно долго, ты готовишь ее поэтапно: сначала наносишь тон, ждешь когда он высохнет, потом дальше шаг за шагом рисуешь картину – это занимает достаточно большой промежуток времени. Здесь же на пленере работы больше напоминают этюды – ты их набросал, а дома прорабатываешь штрихи, доделываешь. Здесь надо работать быстро. Но иногда детали лучше не дорисовывать, к некоторым картинам лучше не лезть — вот как рука сразу легла, так всё и оставить.

Работа Угринова Сергея Викторовича
Работа Угринова Сергея Викторовича

— Тема пленэра понравилась. Сегодня можно наблюдать как теряется история. Например, мы на пленэре рисовали татарских женщин в народных костюмах, но это были не настоящие костюмы — больше сценические. Настоящие татарские костюмы 18-19 века – совсем другие. Вообще, конечно, интересно слушать историю. Интересно писать с натуры. Человека не все художники любят рисовать. С портретом дольше всего приходится работать, чем, например, с пейзажем. Необходимо не просто нарисовать человека, а ухватить в нем какую-то изюминку. Мне лично людей рисовать интересней, потому что сложней.

Угринов Сергей Викторович в процессе работы
Угринов Сергей Викторович в процессе работы

— Здесь собрались все коллеги, интересно общаться друг с другом. Новые люди, у каждого свой стиль, очень интересно это видеть и наблюдать. В этом плане пленер очень ценен в качестве обмена опытом. У каждого художника своё видение, свой стиль.

Легко сегодня зарабатывать художнику?

— Маловероятно, если только на это ставку делать. Живописью занимаются многие, а зарабатывают единицы. Художникам легче заработать если он живет в большом городе или курортном городке. У нас же только живописью не проживешь. Но потребность рисовать от этого не исчезает. Моё мнение: хороший мастер всё равно продаст свою картину. У всех людей вкусы разные и для каждого художника найдется свой ценитель. Хотя сегодня, конечно, большинство людей предпочитают брать дешевые китайские репродукции.

Угринов Сергей Викторович
Угринов Сергей Викторович

— Хотелось бы высказать слова благодарности организаторам пленэра — семье Кузнецовых. Это «локомотив» музея, организаторы многих идей. Нас участников на место привезли, увезли, а им ведь нужно всё спланировать, договориться со встречающей стороной, решить вопросы по хозяйственной части. Это та работа которую мы не видим, но благодаря которой на отличном уровне проходит мероприятие. Большая благодарность спонсору проекта — В.С. Захарову. Немногие из бизнесменов будут спонсировать подобное мероприятие. Таких людей очень мало. Это как с китайскими картинами – проще китайскую картину подешевле купить чем поддержать своих художников. Не все могут поддерживать. Видно, что Владимир Спиридонович это делает не для собственной выгоды, а такой порыв души у него.

Грищенко Игорь (Нижний Тагил)

Преподаватель на факультете художественного образования нижнетагильского государственного социально-педагогического института. Член союза художников. Доцент института.

Грищенко Игорь
Грищенко Игорь

— На красноуфимском пленэре впервые, а вообще на пленэрах часто бываю: студентов своих вожу и самостоятельно выезжаю. Бывает несколько пленэров за год. Вообще пленэр – это новые места, новые впечатления, что очень важно для художника. Это общение с другими художниками. Все художники разные. На пленере получаешь новые впечатления. Работы, которые получаются на пленере часто имеют этюдный характер, потому что времени немного. Тема пленера нравится — интересная, нестандартная. В большей степени именно тема определила то, что я сюда приехал.

Грищенко Игорь в процессе работы
Грищенко Игорь в процессе работы

Пожелания организаторам

— Часто на пленере обеспечивают питанием. Тут оно конечно есть, но не совсем регулярное. Еще хорошо было бы если б художники жили в одном месте. Общение с единомышленниками ускорило бы процессы включения в живопись. Обычно на пленэрах общение вечерами происходит. Это тоже обогащает художников.

Заниматься только художеством это реально?

— Реально, но проблематично. Тем более в стране постоянно кризисы. В этом году я еще нахожусь в годовом творческом неоплачиваемом отпуске. Довольно сложно приходится. У кого-то есть какие-то наработки, может им не настолько сложно. Я зарабатываю поровну: преподавание и художество. Сложность в продаже своих картин заключается еще и в том, что ценители настоящего искусства денег как правило немного имеют.

Грищенко Игорь
Грищенко Игорь

— Художник – это образ жизни. Постоянно учишься. Что-то в технике для себя получаешь, нарабатываешь. Это всё сразу не дается – по крупицам собирается. Сложно передать свои наработки, знания кому-то другому – студентам, например. Тут ведь и жизненный опыт сказывается, интуиция, образ мышления и т.д. быть художником значит иметь талант и пройти обучение. Талант несомненно нужен чтобы стать художником, но без профессионального научения никак нельзя. Теоритические знания, знания которые получаешь от просмотра работ других художников, работа с натурой, природой – это всё в комплексе даёт художнику знания.

— В Нижнем Тагиле много художников. Художественное училище и худграф выпустили очень много хороших специалистов. У нас в городе примерно 90 членов союза художников. Если сравнивать с Екатеринбургом: в процентном отношении членов союза художников у нас больше, чем в Екатеринбурге. Например, в Тагиле 90 членов союза художников, а в Екатеринбурге примерно 120. А ведь Екатеринбург – город миллионник. Цифры немного неточные, но суть ситуации такова.

Александрова Ирина Александровна

Александрова Ирина Александровна
Александрова Ирина Александровна

— Работаю в школе в Нижнем Бардыме (Артинского района). Учитель изо и начальных классов. В прошлом году закончила красноуфимский педколледж. На пленере первый раз. Нравится, как проходит мероприятие. Много новых интересных людей. Поездки нравятся. Тема пленэра нравится. Вообще я интересуюсь народной культурой. Сама марийка. В начальной стадии хобби: изготовление кукол. Хочу научиться шить марийский костюм. Нравится народное творчество вообще.

— Пленер – это новые знакомства, новые люди. Нравятся вообще такие вот собрания, новые опыты. Когда люди собираются в одном месте с каким-то своим общим занятием – единомышленники. Все художники разные, виденье у всех разное, мазок, манера исполнения и т.д. Интересно наблюдать работу других. Просто счастлива, что вообще участвую в этом мероприятии. Кроме людей здесь интересны новые места, в которые нас привозят. Вроде недалеко здесь живу, а не знала, что есть рядышком такие красивые поселения. Встречают везде хорошо.

Легко ли художнику сегодня деньги заработать?

— Совсем немного продавала своих работ, поэтому не считаю себя вполне компетентной отвечать на этот вопрос. Но мне кажется всё возможно, просто если человеку реально интересно – он всегда найдет возможность. Если у него есть желание зарабатывать и ему очень нравится рисовать, мне кажется у него получится. У нас жизнь сейчас проще, чем раньше, судя по рассказам родителей. В плане продаж и распространения нам сегодня интернет очень облегчает этот процесс.

Живая картина отличается от китайской репродукции?

— Отличается. Картина нарисованная художником – лучше. От вкуса зависит. Кому-то без разницы, что повесить на стены, подойдёт и репродукция. А кому-то важно, чтобы в картину была вложена душа. Я сама не стала бы ширпотреб покупать.

Что тебе лично дает занятие живописью?

— Удовольствие дает. Иногда сижу рисую у меня какой-то вопрос в голове появляется и в процессе рисования появляются ответы. Вроде письмом занимаюсь, а каким-то образом этот процесс помогает в жизни решать сложные ситуации. Вообще мне кажется, что люди без какого-либо творчества не могут. Творчество всё равно нужно в жизни, потому что люди же не роботы, они чувствуют.

Автор текста и фотографий: Анастасия Чернова

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments