Приезжая в город муниципального уровня, всегда хочется увидеть не только его достопримечательности, но и побывать в местном музее. Обычно здесь устраиваются выставки художников, которые пишут картины, отражающие суть происходящего вокруг.
Отношение художника к тому, что он видит вокруг себя через призму своего таланта, часто становится главным звеном для понимания характера города и его обитателей. Заезжий мастер заметит лишь отдельные объекты и, возможно, отобразит их на полотне профессиональней, чем его местные коллеги. Но передать общий настрой, охватить город в целом даже на небольшом этюде способен только человек, влюбленный в родной край.
Его рисунки – снимки памяти
Для горожанина Валентина Рубцова увлечение живописью не стало профессией. Это скорее отдушина, способ отвлечься от повседневных забот и запечатлеть на бумаге приятные жизненные моменты.
Валентин Павлович давно на пенсии. Всю жизнь проработал сварщиком на заводоуковских предприятиях. Говорит, что после трудового дня он закрывался дома в комнате, брал в руки кисти, краски и рисовал по памяти дорогие сердцу уголки своей малой родины. «Баловался» в основном пейзажами: вот утренний туман расстилается над Тоболом, а вот одетый «в багрец и золото» лесок близ озера Карасье. С десяток картин Валентин Павлович посвятил родному селу Яковлево.
– Я родился в военном 1941-м в краю бесчисленных берез, – начинает свой рассказ художник-самоучка. – Отец мой прошел всю войну, но, вернувшись с фронта, вскоре умер от чахотки. Мама говорила, что тяга к карандашу у меня от него – до войны отец частенько брал уголек и разрисовывал то печку, то какую-нибудь жестянку. После школы я хотел было поступать в художественное училище в Нижнем Тагиле, но старший брат убедил, что быть сварщиком на заводе престижнее.
Свое увлечение Валентин Рубцов не забросил и в армии. Служил в Военно-воздушных войсках. Днем он, как и все, занимался боевой и политической подготовкой, а вечером рисовал боевые листки, оформлял стенгазеты. Бывало, звезды и номера на советских истребителях «МиГ-15» на аэродроме подкрашивал.
В 1970-х, уже человеком семейным, Валентин Павлович узнал от жены, работавшей тогда в Доме пионеров, что в Тюмени открылась очно-заочная школа художников-оформителей. Поступил и два раза в год посещал мастерские тюменских художников, изучал цветоведение и правила перспективного сокращения.
Говорит, что учился в школе для себя, а вот некоторые его коллеги – ради корочек художника-оформителя, без которых они не имели права рисовать портреты… Ленина! Заказ на плакат с вождем мирового пролетариата В. Рубцову поступил лишь однажды. С заданием он справился, но, положа руку на сердце, признается, что портрет – не его конек. Как, впрочем, и городской пейзаж, который предпочитал писать заводоуковский художник Станислав Попович.
– Со Станиславом Сергеевичем я встречался несколько раз. Мы вместе участвовали в районных выставках, – рассказывает Валентин Павлович. – Но урбанистический стиль, как Попович, я так и не полюбил. Родные просторы – поля, речушки, пригорки, овраги – мне ближе. Второе дыхание у моего собеседника открылось на пенсии. Книга «Третьяковская галерея» стала для него настольной. Он пытался подражать Поленову и Шишкину, Грабовскому и Саврасову. Даже серию картин «Времена года» нарисовал. А вот в последнее время разленился – ни одного наброска не сделал. Зато увлекся милыми безделушками – смастерил из дерева и металла подсвечники, полочки и подставки под цветы. Говорит, руки чешутся! Да и домашним нравится.
Автор текста и фотографий: Ольга МЯСНИКОВА
Источник: Заводоуковские вести