Весна на Урале — событие долгожданное. После многих месяцев зимы, с короткими днями, морозными ночами, снежными вьюгами очень хочется тепла, зелени и новых ощущений. Но, вот настали теплые деньки, начал таять снег, реки освободились ото льда, но… По весенней распутице далеко не уедешь и не уйдешь. Межсезонье. Снова ждать? Ну, уж нет, хватит! Непоседливые туристы знают, как с пользой встретить весну, и устремляются на сплавы по уральским рекам. Так поступили и мы, отправившись в водный поход по нашей красавице-реке Чусовой.

День первый

В назначенный день и час в назначенном месте пассажирская ГАЗель забрала участников сплава и походное снаряжение, и отвезла нас на берег Чусовой у села Слобода.

Мы выгрузили вещи и первым делом собрали весь мусор с окружающей территории, чтобы водитель смог отвезти его в город и выбросить там в мусорные баки.

Весенний сплав по ЧусовойВесеннее солнце, чистая поляна и полноводная река наполняли сердца энтузиазмом и, как будто, поторапливали нас собираться и отправляться в путь. Участники подобрались, в большинстве своем, бывалые, поэтому, немного поудивлявшись развитию технологий, быстро собрали наши современные каркасно-надувные байдарки «Хатанга» и подготовили их к спуску на воду.

Весенний сплав по ЧусовойМы расселись по байдаркам, отошли от берега, и немного поупражнялись в управлении плавсредствами, чтобы почувствовать байдарки и отработать синхронность движения.

А течение, тем временем, несло нас мимо села Слобода и Слободского Камня. Мы шли плотной группой, и я рассказывал участникам о существующем на Чусовой обычае называть прибрежные утесы Камнями или Бойцами, об истории села и церкви Георгия Победоносца, что величественно возвышалась перед нами на скале над рекой.

Весенний сплав по ЧусовойПока шли вдоль села, в лицо дул сильный ветер и поворот реки на 180 градусов на Слободской дуге стал для нас облегчением.

Вот и турбаза «Чусовая» на Камне Собачьи Ребра на левом берегу реки. Это нулевой километр маршрута. Мы стартовали на 5 км выше, и впереди у нас еще 50 км реки. А справа по течению вновь виднеются купола и кресты Георгиевской церкви, но с противоположной стороны.

Проходим Попов Камень с которого священники благословляли барки и сплавщиков в былые времена исторических сплавов, когда продукция металлоделательных заводов Урала поставлялась в Центральную Россию водным путем по Чусовой.

Течение уверенно несет нас и вот уже из-за поворота появляются массив Георгиевского Камня и, следующая за ним, пирамиды Камня Часовой:

Весенний сплав по ЧусовойЭтот вид живо напоминает мне кадр из х/фильма «Угрюм-река» 1968 года.

Мы причалили у Георгиевского Камня и поднялись неявной тропинкой на вершину Часового Камня:

Весенний сплав по ЧусовойЗатем перешли на Георгиевский Камень и спустились по крутой тропинке к своим байдаркам.

Весенний сплав по ЧусовойВнизу тренировались скалолазы:

Весенний сплав по ЧусовойМы с интересом поглядывали друг на друга, но я уже ни кого не узнавал из нового, поколения молодых спортсменов.

Время было обеденное, да и аппетит мы себе нагуляли приличный, поэтому было принято решение перекусить бутербродами с чаем, здесь же на берегу и уже на сытый желудок идти дальше, мимо Часового Камня:

Весенний сплав по ЧусовойАннушкиного моста, Бобинского, Далматихинского и Левинского камней:

Весенний сплав по ЧусовойС моей, одноместной байдарки сплав выглядел так:

Весенний сплав по ЧусовойЛегко преодолев на веслах несколько плесов, мы прибыли в деревню Каменка:

Весенний сплав по ЧусовойТрадиционно поднялись на Каменский Камень:

Весенний сплав по Чусовойк декорациям к х/фильму «Семен Дежнев» 1983 года:

Весенний сплав по Чусовойи на Кукушкин Камень:

Весенний сплав по ЧусовойВновь став на воду прошли Нижнее Село и его Шайтан Камень:

За Нижним Селом, между Маньковым и Сенькиным Камнями мы стали лагерем на ночлег.

Быстро и дружно установили палатки. Собрали дрова для костра, вскипятили воду для чая. На ужин решили варить макароны «по-флотски» — по доброй речной традиции. Я с непривычки, как это бывает на первом после зимы сплаве, наварил макарон сверх меры, но с учетом того, что половина команды, включая меня — вегетарианцы, вторая половина недостатка в мясе не испытывала.

После ужина навалилась усталость после насыщенного дня, и мы довольно быстро разошлись по палаткам.

День второй

Ночь была ветреной и неспокойной. Мы с вечера натянули над палатками участников тент от дождя, и он хлопал на ветру всю ночь, мешая спать. Тем не менее, на утро все были бодрыми и отдохнувшими.

Погода была переменчива: то дул ветер, то начинал накрапывать дождь, то, вдруг из облаков выглядывало солнце. Мы не стали ждать милости от природы, а позавтракали пшенной кашей на сгущенном молоке со сливочным маслом, свернули лагерь и спустили байдарки на воду.

Прошли Сенькин Камень и немного пофотографировались у Висячего:

За Соколиным Камнем ветер разогнал облака:

Весенний сплав по ЧусовойИ этот же ветер на плесе у Камня Корчаги, попытался нас не пустить в деревню Трёка, поднимая волну и, буквально, вдувая нас вверх, обратно против течения.

Но байдарки проказали свою ходовитость, а экипажи проявили настойчивость и вот мы уже проходим Треку:

Весенний сплав по Чусовойукрывшись от ветра за Камнем Ершик:

Весенний сплав по ЧусовойМы прошли мимо неявного Камня Боярин, и за нескольким плесами и поворотами увидели Камень Высокий:

Весенний сплав по ЧусовойМы причалили у брода:

Весенний сплав по Чусовойи поднялись на вершину утеса, полюбоваться открывающимся видом:

Весенний сплав по ЧусовойНа скале, в самых неприступных местах виднелись цветы «Уральского подснежника» – Сон-травы или Прострела желтеющего:

Весенний сплав по ЧусовойВ одном месте удалось подобраться к цветам поближе и даже их понюхать:

Весенний сплав по ЧусовойСпустившись с Высокого Камня мы стали на воду:

Весенний сплав по Чусовойи пошли в гостевой двор «Змеиный брод», что напротив Талицкого Камня, где у нас был намечен обед:

Весенний сплав по ЧусовойРадушный хозяин заимки тепло нас встретил, разжег огонь в очаге и, пока на обед готовилась гречка с тушенкой и без нее, рассказал нам свою историю и историю «Змеиного брода»:

Весенний сплав по ЧусовойПосле обеда мы двинулись в дальнейший путь. Погода немного испортилась: было пасмурно, и накрапывал дождь, но байдарки с закрытой декой и специальными фартуками надежно защищали участников от дождя. Фототехника тоже была прибрана в гермосумки и мы любовались Камнями Гребешки, Сибирский и Курочка фиксируя виды их только в своей памяти.

У Заплотного же Камня дождь прекратился, и мы смогли в полной мере насладится красотой этого гиганта:

День заканчивался и у Софронинского Камня мы остановились на вторую ночь.

Быстро и слажено поставили лагерь, заготовили дрова, развели костер, вскипятили чай и приготовили ужин. В нашем меню не было пока ухи, и я быстро приготовил суп с рыбой и без нее для вегетарианцев.

Почти перед самым заходом сквозь облака вдруг выглянуло солнце и подарило нам несколько минут чудесного вида на Софронинский Камень:

Весенний сплав по ЧусовойДень третий

Ночь прошла спокойно, утро было пасмурным, но довольно теплым и без дождя.

Мы неспешно позавтракали ячневой кашей на сгущенном молоке, свернули лагерь и приготовились пройти заключительный участок маршрута:

Весенний сплав по Чусовой Весенний сплав по ЧусовойДень так и оставался пасмурным, а мы все шли и шли вниз по реке мимо Камней Синий, Темняш, Журавлев, Лебяжий, Складки.

За Складками виднелся впечатляющий массив Винокуренного Камня у которого мы причалили на обед:

Весенний сплав по ЧусовойУчастники отправились на прогулку на вершину Винокуренного Камня, а я остался в беседке караулить байдарки и готовить бутерброды на обед.

После обеда мы отправились дальше вниз по реке мимо массива величавого Винокуренного Камня:

Когда проходили деревню Курья, я глянул на часы, что вывесил местный житель на импровизированной пристани и понял, что мы немного опаздываем к приходу ГАЗели. Я сообщил об этом участникам, и они парами так налегли на весла, что оставили меня одного далеко позади, и пришли к пешеходному мосту в Староуткинске даже раньше назначенного срока!

Вот и все. Сплав окончен. Мы разобрали байдарки, погрузили вещи в машину и поехали в сторону дома мимо тех мест, что проплывали одним-двумя днями ранее.

На душе было радостно от того, что сплав прошел успешно, и одновременно печально, от того, что все закончилось.

Мы дружески попрощались с участниками и разошлись по домам, храня в сердцах искру тепла от сделанного вместе дела, и надежду встретиться на новом маршруте еще раз.

Река Чусовая, май 2018 года.