На следующий день мы снова возвращаемся на трассу «Челябинск – Магнитогорск». После разбитой лесной дороги, напоминающей полосу препятствий, езда, даже по не очень качественному асфальту, кажется нам величайшим блаженством! Мы можем пить воду прямо из бутылки не опасаясь пролить ее на себя, можем спокойно есть мандарины и наслаждаться проплывающими за стеклом автомобиля пейзажами!
Верхняя Санарка
Справа от дороги виднеется небольшое село. Это – Верхняя Санарка (N54°12.000’ E60°34.019’). Знаменита она своим великолепным рубленым храмом в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница», построенным в 2005 году. Храм был возведен без единого гвоздя, по древнерусской технологии деревянного зодчества. Говорят, что строители специально ездили в Кижи обучаться этому мастерству. Находится он рядом с шоссе, поэтому полюбоваться на него может каждый, кто проезжает мимо села.
Икона Божьей Матери на скале
Километров через пятнадцать, миновав речку с поэтическим названием – Уй (по одной из версий это слово переводится с башкирского, как — «мечта»), мы сворачиваем налево. Наша цель – отыскать удивительное творение человеческих рук – чудотворную икону Божьей Матери, нарисованную на одной из скал в окрестностях небольшого населенного пункта Степнинское.
Через 8 километров, влево, под арку газопровода, уходит грунтовая дорога, которая выводит нас к невысокой горе, покрытой лесом. Оставив автомобиль на опушке, мы отправляемся на поиски нужного нам места. Слегка поплутав по зарослям кустарника, выходим на огромную поляну, посреди которой возвышается несколько скал-останцов.

Интересно, что за много лет ни снег, ни дождь не смогли смыть изображение (N53°59.567’ E60°26.533’). Икона и сегодня выглядит, как будто только что написанная: краски до сих пор не потеряли своей яркости и сочности…
Село Чесма
Далее наш путь пролегает через старинное южноуральское село Чесму, основанное в 1843 году для охраны юго-восточной границы Российской империи. Первоначально оно называлось: пост №27 Новолинейного района Оренбургского казачьего войска.

В 2006 году здесь, в Чесме, местные жители установили уменьшенную в 4 раза копию этой колонны. Кроме этого обелиска в селе имеется и множество других достопримечательностей: храм во имя Святителя Николая Чудотворца, памятники основателям села, войнам-интернационалистам, памятник Василию Ивановичу Чапаеву, мемориал Славы павшим в годы Великой Отечественной войны, замечательный историко-краеведческий музей…
![]() |
![]() |
![]() |
Надо сказать, что кроме Чесмы в этом районе находятся еще несколько населенных пунктов, названных в честь славных побед русской армии: Париж, Берлин, Лейпциг, Фершампенуаз, Варна и другие. Среди туристов эта часть Южного Урала получила шутливое название: «Уральская Европа». И, конечно же, мы не могли отказать себе в удовольствии побывать в некоторых из этих «европейских городов».
Село Варна
Итак, следующая точка нашего маршрута — село Варна, названное в честь взятия нашими войсками в 1828 году, во время русско-турецкой войны, болгарской крепости Варна.

«Кесене» с тюркского так и переводится – «мавзолей», «надгробный дом». Это — исторический памятник XIV века, образец мусульманской средневековой мемориальной архитектуры. Сложен он из красного обожженного кирпича, в состав которого входили яйца диких птиц, глина и верблюжье молоко. Местные жители называют его башней Тамерлана.

Правда, ученые считают, что этот памятник к Тамерлану не имеет никакого отношения, однако, при раскопках археологи действительно обнаружили здесь захоронение богатой женщины. Тело ее было укрыто шелковой тканью, а в могиле рядом с ней лежали золотые украшения…
По соседству с мавзолеем находится более 150 могильных курганов различных эпох и сотни других захоронений. Предполагается, что данное место служило некрополем еще в бронзовом веке, задолго до появления этой башни.
Пообедав в придорожном кафе, мы продолжаем наш занимательный вояж. За окном проплывают непривычные для наших глаз степные пейзажи, воздух наполнен ароматами цветущих трав, изредка среди зеленых холмов мелькает стадо буренок или пасущийся табун лошадей.
Неожиданно я замечаю недалеко от обочины пару серых журавлей. Мы останавливаемся, чтобы сфотографировать их. Меня удивляет, что они не улетают при нашем приближении, а, важно вышагивая, не спеша удаляются в степь. Присмотревшись, я понимаю, в чем причина: рядом с ними, путаясь тоненькими ножками в высокой траве, семенят два малыша-журавленка…
Село Фершампенуаз
Вскоре наша экспедиция въезжает в административный центр Нагайбакского района — село с необычно звучащим для русского слуха топонимом: Фершампенуаз (N53°31.156’ E59°49.371’).
По одной из версий, когда в 1552 году царь Иван Грозный завоевал Казань, многие, проживающие там ногайцы и татары приняли крещение и, под именем уфимских новокрещен, обосновались в Уфимской губернии. В дальнейшем, принимая участие во многих боевых действиях на стороне русских войск, они показали себя смелыми и бесстрашными воинами, за что, в 1736 году, по именному указу Государыни Анны Иоановны, были освобождены от ясака и стали именоваться нагайбакскими казаками. В 1842 году, при создании в южно-уральских степях новолинейной границы, нагайбаки в составе Оренбургского казачьего войска переселяются в места их нынешнего проживания.
В Фершампенуазе имеется замечательный историко-краеведческий музей, в котором можно узнать много интересного об истории, быте и традициях этого удивительного народа.
Это село славится и еще одной своей достопримечательностью: единственным в своем роде частным музеем камня. Его создал местный энтузиаст Александр Максимович Матора на основе своей богатейшей коллекции самоцветных камней.
Я заранее созвонился с ним и договорился об экскурсии, поэтому, когда мы подъезжаем, хозяин уже встречает нас у ворот. Он с гордостью демонстрирует нам своё «детище». Великолепные образцы минералов и горных пород, завораживающие многообразием цветовой гаммы и сверкающими гранями кристаллов занимают всё свободное пространство: комнаты в доме, приусадебный участок, двор и, даже, часть улицы рядом с палисадником. Практически все эти камни Александр Максимович нашел сам, путешествуя по просторам нашей необъятной страны. И для каждого экспоната у него имеется своя история, сказка или веселая прибаутка…
Село Париж
Через несколько часов, попрощавшись с радушным хозяином и его замечательным музеем, мы снова отправляемся в путь. Теперь нас ждет самая южная точка нашего маршрута – село с громким названием «Париж»!

Надо добавить, что парижане, так же, очень гордятся своим музеем, экспонаты которого рассказывают об истории этого самобытного села. Но, к сожалению, нашей экспедиции не удается побывать в нем, так как приходится в срочном порядке искать автомастерскую, чтобы заклеить, так не вовремя, спустившее колесо…
Через пару часов мы уже едем обратно, в сторону Фершампенуаза. Перед самым селом сворачиваем направо, на поселок Знаменку. Неожиданно портится погода: небо затягивается тучами и по лобовому стеклу автомобиля начинают глухо постукивать тяжелые капли дождя. Поначалу крупные и сильные, они постепенно превращаются в мелкую и холодную морось…
Астафьевский кварцевый карьер
Минуем Знаменку и, через несколько километров, почти в полной темноте, въезжаем в поселок Южный. Слева, за дамбой, угадывается большое водохранилище, которое местные жители называют Хрустальным, а справа видны гигантские отвалы Астафьевского кварцевого карьера (N53°31.547’ E60°03.208’).




























