Веселые горы, которые находятся к юго-западу от моего родного поселка Черноисточинск, удивляли меня своими синими вершинами еще со школьной поры. Еще в 70-е годы мне посчастливилось в одиночку подняться на некоторые вершины Веселых гор: Каменка, Острая, Белая, Чауж, Оборотная. Потом были походы на Веселые горы с воспитанниками географо-краеведческого кружка. И вот горы снова меня позвали в дорогу, в поисках фотосюжетов и новых открытий природных явлений. Впереди три велоэкстрима на Веселые горы на горном велосипеде «Форвард».
Если взглянуть на современные географические карты, то можно заметить, что Ве-селые горы протянулись с севера на юг, от среднего течения реки Чауж, до реки Сулем на 40 км. В других источниках протяженность гор указывается от 20 до 55 км. Впервые название Веселых гор приводит Д.Н. Мамин-Сибиряк в своих очерках «От Урала до Москвы» в 1881 году. Первое обозначение Веселых гор на географической карте Урала, было составлено В.П. Семеновым Тянь-Шанским в 1898 году. Название гор «Веселые» обозначает – красивые на вид, радующие глаз.
Первый велоэкстрим — 23 августа
23 августа в 5 часов 32 минуты выехал на электричке из Нижнего Тагила на станцию Быньговский. Оттуда на велосипеде поехал сначала до поселка Левиха, потом в поселок Карпушиха. Проезжая через мост, услышал сильный шум течения реки. Спустился к реке, это была Шайтанка.
Преодолел несколько перевалов и остановился у родника «Алексей», который находится на окраине поселка Карпушиха. Набрал бутылку воды и поехал в направлении границы Европы и Азии. Вскоре увидел будку, это КПП на которой написано «Висимский заповедник». У шедшего мне навстречу грибника спросил, где находится могила священноинока Григория, и он мне рассказал, за КПП на левую сторону будет лесная дорога километра 2 — 3. Но первоначально я поехал на гору Старик-Камень. Добрался до условной границы Европа и Азия, увидел знак, который мы несколько лет назад реконструировали с другом Игорем, прибили дощечки с надписью «Европа и Азия». Знак уже покосился. Я привез с собой краски, укрепил знак, и покрасил его в синий цвет.
Далее поехал на гору Старик-Камень, но стал моросить мелкий дождь. Видимость в лесу упала до несколько десятков метров. Дорога, каменистая по которой во всю ширину дороги бежит вода.
По кюветам с грохотом тоже бежит вода, ведь целую неделю до похода лил дождь. Доехал до развилки, где лежит камень на обочине дороги с надписью желтого цвета «Ст.к» и со стрелкой в направлении горы.
Лесной перекресток зарастает, меньше стало пространства. В направлении деревни Большие Галашки установлен стенд с предупреждением «Охранная зона. Проезд по дороге Кировгарад — Большие Галашки строго по пропускам».
Поехал по просеке, но вскоре слез с велосипеда, дорога не для езды, сплошные камни и потоки воды. Наверно я свернул не на ту дорогу, которая привела меня в тупик, дорога закончилась, впереди сплошной лес. Видно множество лежанок лосей и объедены молодые ветки на деревьях. По геолокации, определил, что до горы Старик-Камень оставалось менее километра, раньше это было редколесье и гору было видно издалека. Дождь продолжался, я достаточно промок, и решил, что нужно возвращаться обратно и идти на могилу о. Георгия. Дорога ужасная камни и вода. Где-то потерял заднее крыло, по излому, было видно, что оно обломилось. Раскрутилась ось переднего колеса, хорошо, что на оси есть ручная затяжка. Быстро вернулся к знаку Европа и Азия. Здесь встретил мотоциклиста, он приехал из Карпушихи покататься. Далее поехал к своротке, от которой лесная дорога ведет к могиле о. Георгия. Навстречу попали семья из трех человек, они сказали, что идут на гору Старик-Камень по навигатору, но в кроссовках. Поехал по лесной дороге в направлении могилы о. Георгия.
Веселые горы пользовались большой популярностью, среди старообрядцев и людей разных сект XVIII века, как место упокоения особо чтимых иноков Максима, Григория, Германа и Павла. Ежегодно в конце июня собирались паломники на моления к святым могилам, которые сохранились до настоящего времени. Примерно через полчаса изматывающей езды, увидел скалы, поднялся на них, но ничего интересного не увидел и поехал дальше. Дорога изменила направление, она окружала скалы, и вдруг увидел поляну, на которой стоял навес и около него могила с крестом и еще более большим крестом наваленного на дерево.
Крест был сделан из дерева и покрашен в коричневый цвет. Крест на могиле о. Григория практический сгнил и шатался, немного вбил его и покрасил синей краской, которая у меня осталась.
Посмотрел навес, который сооружен на деревянных и железобетонных колоннах, по три ряда по пять штук. Крыша сделана коньком и покрыта шифером. Пространство под навесом заполнено столешницами, бревнами и деревянными чурками и подставками для церковных книг для молении. Осталось найти скалы, или Потную гору, пошел в направлении на север и увидел тропу, пошел по ней и вышел снова на поляну, понятно, она ведет на горы. Через 100 метров в направлении северо-востока увидел скалы с очень красивыми конфигурациями. Поднялся на одну из доступных скал и увидел вдали Ежовую гору. Высота горы Потной 556 м. над уровнем моря, высота скал достигает нескольких метров. В скале увидел лаз вниз, спустился, далее шел вы-ход из него. Каменный тоннель имел длину около семи метров. На одной из высоких скал, лежал камень, он напоминал какой-то пьедестал.
Сделал несколько снимков, обошел скалы и вернулся на поляну, где стоял навес. Собрался и поехал обратно в поселок Карпушиху. Возле родника «Алексей», стояло много автомобилей, посмотрел, там очередь за водой, все автолюбители с канистрами, поэтому не стал останавливаться и поехал дальше. В Карпушихе подъехал к новой церкви Петра и Павла, сфотографировал ее.
Оригинальное здание и крыша, сделана на современный лад. При выезде из Карпушихи, остановился на своем месте, где раньше останавливался, отдохнуть и поесть. Перед моим взором возвышались синеющие горы, среди них Першина и Ежовая.
Отдохнул и поехал в Левиху, где остановился у стелы с надписью «Слава горняцкому труду».
Покинув Левиху, остановился у небольшого искусственного пруда. Далее пересек реку Тагил через мост. Красивое течение впечатлило меня перед закатом солнца.
До электрички оставалась около часа, и я поспешил на станцию Быньговский.