Мне в этом году как-то особенно везет с рассветами. Столько их красивых видел. Когда высовывался из палатки. Если выпадает на понедельник, особенно ценно.

Средний Нургуш, фото

С Александром решили совершить поход через средний Нургуш. В воскресение и понедельник. Средний Нургуш – следующая юго-западнее Большого Нургуша (1406 метров) вершина в хребте Нургуш. Она ниже (1350 метров) и, естественно, менее посещаема. Это может быть ценно, но надо понимать, что натоптанных троп к ней нет.

Мы проехали через Сибирку и оставили машину на Олимпиевом кордоне. Сейчас этот кордон иначе называется. Первый раз мы были там, когда на этом месте не было никаких построек. Не было ещё, и уже. Там где уже, он назывался Олимпиев. Или Алимпиев. А теперь просто: кордон у Трех вершин. Место классное. Мне очень нравится. Много можно куда стартовать. Основные направления на Уван и Большой Нургуш.

Тропа на Большой Нургуш хорошо протоптана. Она идет через перевал Между Большим и Средним Нургушом. На перевале очень хорошо видна тропа, которая ведет на Большой Нургуш. Налево. А вот на средний надо сворачивать вправо. В пампасы. Может там и есть тропа, но, мы же не ищем легких путей.

В общем, наш маршрут на Средний Нургуш начиная с перевала, ведет через лес, травы, выросшие в июле до плеч, поваленные деревья в этой траве, и кучи камней.

Средний Нургуш, фото

Но, даже, несмотря на то, что идти пришлось через целину, путь не показался мне трудным. Хотя, надо отметить, я давненько не ходил в походы с рюкзаком. И немного устал. Но так по хорошему, как приятно устать с рюкзаком. Воды там нет. И надо воду брать с собой. Я особенно переживал за Ричвуда. Но в Лесу он напился несколько раз из ручья. А на куруме мы нашли несколько дождевых луж в углублениях камней. Он с удовольствием напился из них. Я тоже.

Лагерь мы разбили наверху. В зоне тундры. Выше только вершина из наваленных камней. И до неё всего несколько сот метров. С погодой повезло. Думаю в году мало здесь таких ясных дней. Я даже улегся спать на улице. Но под утро ушел в палатку.

Дров для костра тут собрать трудно. Мало. Мы нашли несколько скрюченных хвойных засохших деревьев. Стланик, или елка какая. Они тут в тундре растут очень медленно. Поэтому становятся очень плотными и смолянистыми. Костер от таких веток очень ароматный. Приятно было пропахнуть этим дымом и дома, потом, чувствовать запах от одежды и рюкзака.

На ужин гречка с тушонкой. Арарат. Чай. Конфеты. Соль забыли оба. Но спасибо уфимским ребятам, что встретили на подходе к перевалу. Они с пятницы шли через Большой Нургуш от Зюраткуля и отдали нам последнюю соль.

Средний Нургуш, фото

Вечером и утром много фоток. Очень красиво. С вершины открывается вид, которого я не видел никогда. На юго-запад. В заросшую густым и плотным лесом долину между Нургушом, Уваном и Сукой. Место Национального парка Зюраткуль. Смотришь так с вершины. Лес уходит в дымку. В таком лесу комфортно и хорошо медведям и лосям. И очень приятно и радостно осознавать, что это их место.

Это было шикарное утро. Первый раз я проснулся, чтоб поснимать рассвет. Примерно в пять. Потом лег и проспал до восьми. Два раза я высовывал выспавшуюся голову из палатки и с восторгом замирал от того, что видел. Эх, как мне жаль тех, для кого это не представляет никакого интереса.

Со среднего Нургуша мы двинули на следующий юго-западный перевал. По пути должны были забраться еще на один гребень (1219 метров) и спустится к перевалу, через который мы проходили в 2000 году. Тогда случайно, без gps, и вообще без карт, заблудились и прошли хребет не с той стороны, с которой планировали, а с другой. Вдоль Березяка, реки, про которую потом узнали много интересного.

Средний Нургуш, фото

Этот путь трудный. Гораздо сложнее и дольше чем с первого перевала. Мы к обеду дошли до скал на отметке 1219 метров, а от них до дороги еще километров шесть. По куруму и лесным завалам. Тропы нет. Только лосиные, но они всё поперек. Пока дошли до дороги вымотались уже по-настоящему. На дороге выпили остатки воды. А привал сделали на ручье, который собственно тек по дороге. Из него напились. Заварили чай. Ричвуд искупался и уснул. Мертвецки. Мы поели.

До кордона 8 километров. По дороге уже не сложный путь. Местами через огромные лужи и каменные развалы. С привалом на реке Большая Калагаза. Мы ловили мошек и кидали малькам которые сразу хватали их с поверхности воды. Хариусы, наверное. На кордоне мы были примерно в шесть вечера.