Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.
Любовь не вздохи на скамейке
и не прогулки при луне.
Всё будет: слякоть и пороша,
Ведь надо вместе жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить.
Это стихотворение, написанное Степаном Щипачевым еще в 1939 году, мы, семнадцати-восемнадцатилетние девчонки середины восьмидесятых, переписывали в свои поэтические тетрадочки наряду с балладами Э.Асадова и лирикой Н.Заболоцкого.
А еще раньше, в годы пионерской активной жизни, было:
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
А под этим знаменем
В бой идут бойцы,
За отчизну бьются
Братья и отцы.
Степан Щипачев
И все эти замечательные стихи жили со мной. И при первых звучащих строчках память откликалась: да, знаю, помню! А кто автор? – спрашивала я у памяти. А вот этого не помню – ответствовала мне память. Помню-не помню… Чушь какая-то.
А автор-то наш, уральский. Но до поездки в Богданович, в Литературный музей Степана Щипачева, для меня эти стихи (как для многих из нас, когда важно само произведение, а не автор) были как бы народной поэзией. То есть, конечно, понимаешь, что есть автор, но он не важен. Это как «В лесу родилась елочка…». Все знают, а кто сочинил? – да, неважно.
И вот открылся для меня Степан Щипачев как личность, как автор «тихой» лирики, такой немодной в годы Великой Отечественной войны и послевоенных лет строительства коммунизма. Он и сам писал в 1962 году: «Порой мне кажется: тихи в наш громкий век мои стихи. Но были б громче – вдвое, втрое – перекричишь ли грохот строек?», или такое: «Не громок, не бросок мой стих, но я не желаю иного. От влюбчивых строчек моих душой молодею снова».
Но, думаю, не стать бы Степану Петровичу руководителем Московской писательской организации, если бы не партийное сознание и искренняя вера в коммунистическое счастливое будущее: «Мы строим коммунизм. Что в мире краше, чем этот труд! Где доблести предел? Предела нет! А кто сказал, что наша любовь должна быть мельче наших дел?».
И все же лирика Щипачева – это не ура-патриотизм. Это воспоминание о своем нищенском детстве (вдовий сын, у которого еще пять братьев и сестер, он немало хлебнул нищеты и безденежья), причем теплое воспоминание; это воспевание своего родного зауралья; это, конечно же, песнь честной, чистой и верной любви: «Любовь пронёс я через все разлуки. И счастлив тем, что от тебя вдали её не расхватали воровски чужие руки, чужие губы по ветру не разнесли».
Литературный музей Степана Щипачева
Не буду излагать содержание экскурсии по музею, тем более, что и без меня это замечательно сделала Екатерина Иванова на портале #НашУрал. Хочу лишь сказать спасибо обаятельной Крутаковой Ксении Юрьевне, директору музея (хотя, глядя на ее обворожительную улыбку, ее хочется называть Ксюшей), за содержательный рассказ, за неравнодушное отношение к своей работе, за с такой любовью подхваченное важное дело, начатое ее мамой, Антониной Михайловной, которая является создателем этого музея.
От лирики стихотворной после посещения музея мы обратились к лирике суровой зауральской природы. Продолжить экскурсию нам предложила Ксения, великодушно согласившись стать нашим проводником по природным достопримечательностям окрестностей города Богдановича.
Кашинское городище
В 15 минутах езды от центра города находится живописное место, называемое Кашинское городище на реке Кунара. Свое название оно получило по близости расположения к деревне Кашино (еще одно открытие: оказывается, Кашино есть не только в Сысерти, но и в Богдановиче), в храме которой венчался Павел Петрович Бажов (вот так клубок!), но об этом чуть позже. А сейчас о Двуликом Молчальнике.
Двуликий Молчальник
Это такой утес, на вершине которого археологи нашли древние захоронения животных, а также предметы быта (черепки всякие), датированные четвертым веком первого тысячелетия нашей эры. Считается, что вершина горы служила отправлением культовых обрядов древнего человека, т.к. захоронений людей не найдено.
Почему такое интересное народное название? Если посмотреть на гору, что называется, «в профиль», можно разглядеть очертания двух лиц: так постаралась природа и высекла выдуванием ветров нос, рот, ухо, глаз, подбородок… И так два раза. Потому и Двуликий Молчальник.
Давно бы пора сочинить какую-нибудь легенду о том, что жил великан-урод, с двумя лицами и нежной и ранимой душой. И влюбился он в красавицу-Кунару. Но заносчивая была Кунара, не ответила она взаимностью великану. И тогда великан топнул с горя ногой и провалился под землю по самый подбородок. А Кунара, зная, какой нежной и щедрой души был этот великан, почувствовала свою вину перед ним и превратилась в реку. И с тех пор торчит из-под земли голова Двуликого Молчальника, ласкаемая водами красавицы Кунары. Вот такой вам хеппи-энд. Эк, меня понесло. В общем, дарю краеведам и экскурсоводам.
Как Бажов венчался в Кашино
Ну, и напоследок о неожиданном следе П.П. Бажова в Богдановичском районе. В 1911 году П.П. Бажов сочетался браком со своей ученицей, выпускницей Екатеринбургского епархиального женского училища, Валентиной Александровной Иваницкой. Обвенчалась пара, по настоянию супруги, на ее малой родине в деревне Кашинское (ныне Кашино) в церкви Святителя Николая, в которой ее и крестили.
Остов этой церкви сохранился и доныне, но сегодня ничего не напоминает о первоначальном культовом назначении этого здания, т.к. закрыта церковь была в 1935 году и отдана под сельский клуб, который тоже пришел в упадок.
При въезде в деревню, на высоком берегу реки Кунара, по инициативе работников Литературного музея Степана Щипачева в 2004 году установлен памятный камень о событии более чем вековой давности, но очень значимом для местных жителей. В начале июля, в ближайшие выходные к празднику Любви, семьи и верности (8 июля), здесь проходит этнографический фестиваль «Кашинский хоровод».
Насыщенный, однако, получился у меня маршрут выходного дня в последний день уходящего лета. Еще раз спасибо за идею #НашУрал и организацию экскурсии Светлане Силе.
А еще на таких экскурсиях обязательно появляются новые друзья. Сегодня это была Татьяна Андреева.