Пару месяцев назад Даня увидел какое-то видео о том, что в России есть огромная река-курум. После чего взахлёб начал мне про неё рассказывать, но где именно она находится не понял. А на мой длинный монолог о том, что это совсем рядом – на Южном Урале, только отмахнулся. А пару недель назад он наткнулся на видео Олега Чегодаева, который прошёл через весь Национальный парк «Таганай» и запечатлел ту самую реку. И Даня загорелся, словив очередную идею-фикс. И в выходные мы эту идею воплотили в жизнь.

Таганай, Челябинская область. поход выходного дня, путешествие по Уралу, маршруты по Уралу, лето на Урале, Большая каменная река, Национальный парк Таганай, Двуглавая Сопка

Большая Каменная река

Большая Каменная река в «Таганае» — это нагромождение каменных глыб весом 9-10 тонн, протянувшееся на 6 км в длину. В ширину река «разливается» от 200 до 500 метров. Небольшие каменные ручьи стекаются с вершин близлежащих гор, сливаясь в огромную каменную реку. Самое впечатляющее, что ближе к середине реки реально слышно журчание воды — горных ручьев, текущих под валунами. По ощущениям как будто соседи за стеной набирают себе ванну. Большая часть реки сложена авантюрином – поделочным камнем, представляющим разновидность кварцита.

Отсюда немного видно гору Средний Таганай и очень хорошо видно Двуглавую Сопку.

От Екатеринбурга до «Таганая» мы доехали за 3,5-4 часа, а от Центральной усадьбы парка до Каменной реки дошли часа за 2-2,5. В конце прогулки по реке часы показывали 4 часа дня. Решив, что у нас ещё полно времени, мы отправились покорять ещё один тысячник — ту самую Двуглавую Сопку.

Каменные крылья Двуглавой Сопки

Двуглавая Сопка — южная вершина хребта Большой Таганай высотой 1034 метра н.у.м. Зимой мы забирались на Уван в национальном парке «Зюраткуль», высота которого 1222 метра, поэтому казалось, что покорить эту вершину будет как два пальца об асфальт. Но нет.

В отличии от Увана, подъем на Двуглавую Сопку достаточно крутой и абсолютно некомфортный — вся тропа выложена скользкими камнями и корнями деревьев. Периодически приходилось подниматься ползком, держась руками за землю. Хотя, возможно, и на Уване подъем такой же, просто за снегом было не заметно.

Начинался подъем лестницей из 200 ступеней, потом метров 100-200 крутого склона по камням и ещё одна лестница. После второй лестницы остаётся ещё 300-400 метров по булыжникам и песку. После этого начинается небольшое плато откуда открывается шикарная панорама на Златоуст, Откликной Гребень и Каменную реку. А ещё отсюда отличный вид на скальные останцы самой Сопки. Своими очертаниями они похожи на перья птиц, вырвавшихся из горы. За это вершина получила своё название — «Перья». Где-то на них и находится верхушка горы, но на неё мы уже не пошли — не хватало ни времени, ни сил. И это было правильным решением — задержись мы ещё хотя бы минут на 20 и наше и без того незабываемое возвращение к машине навсегда бы врезалось нам в мозг.

Кстати, перед первой лестницей, у приюта течёт Белый ключ — родник с чистой, прохладной, а главное питьевой водой. Говорят, что в 90-е годы географы МГУ, проводя анализ воды в источнике, обнаружили, что ее мягкость выше даже, чем у талого снега, т.е. в ней практически отсутствуют минеральные соли. Мы для этого похода немного не рассчитали количество воды и этот родник был для нас настоящим спасением.

Немного эмоций и впечатлений

А теперь расскажу, почему возвращение на парковку стало для нас таким незабываемым.

До Каменной реки мы дошли особо не напрягаясь— лесная тропа без перепадов высот, длиной всего километров 6 — стандартная такая прогулка по лесу. Единственное, местность там заболоченная, поэтому приходилось много петлять в поисках наименее грязного пути. Чтобы от Каменной реки добраться до Сопки нужно пройти километра 2 в обратном направлении по Нижней тропе, ещё километра 1,5 до Верхней тропы и по ней ещё 4-5 километров. На Верхней тропе топать пришлось уже через булыжники и не прямо, а вверх. Само собой дойдя до лестницы, ведущей в гору, мы уже порядком подзадолбались. Но не бросать же все на полпути: отдохнули и потопали по лестнице. Ступенькой под 20 начала жестко шататься опора и вся лестница ходила ходуном, что для нас боящихся высоты уже было нехилым поводом вернуться назад. Но спустя 10-15 ступеней качка прекратилась. Зато к 50 ступеньке начало сводить мышцы на ногах — подарок сидячей работы. На 200 ступени мышцы уже горели огнём. Но у меня их отпустило уже минут через 5, а Даня начал всерьёз задумываться о том, чтобы развернуться и пойти к машине. С горем пополам мы забрались часа за 2-2,5. Я радостная бегала тыкая пальцем во все стороны с воплями «Красиво!», а Даня злобненько поглядывал на меня сидя на камушке, всем видом говоря «ничего, скоро и тебе будет под 30 лет, тогда и посмотрим». Как оказалось, ждать 7 лет этого не пришлось.

Небольшая часть Каменной реки

Если по дороге наверх умирал Даня, то на спуске умирать начала уже я. То ли дурацкая привычка сидеть с согнутыми коленями в любой ситуации, то ли старость внезапно подкралась, но мои колени проклинали меня всю дорогу адским скрипом и болью. А Даня радостным сайгаком скакал вниз, периодически восклицая, что вниз — это не наверх.

Спустившись, мы немного порадовались, что успели до темноты, набрали воды из родника и потопали к машине. А через 10 минут стало темнеть. А ещё через 20 стало так темно, что земли под ногами мы уже не видели.

А до парковки топать 6 километров по глине, грязной жиже, корням и булыжникам. Слава тем, кто придумал фонарик в телефоне — без него было бы совсем плохо.

По началу дорога напоминала мне эпизод из первого Гарри Поттера, где они с Хагридом искали в лесу единорога — такая же темень и куча корней под ногами. А потом над головой начали орать летучие мыши, а в лесу кто-то яростно шуршать. Стало страшновато. Затем поднялся ветер, и заскрипели сосны, так будто кто-то стонет. Тогда стало капец как страшно. Я уже не думала о Гарри, все мои мысли обратились к игре «Ведьма из Блэр», что совсем не добавляло мне мужества. Мы пытались ускорять шаг, но куда там — всюду скользкие корни и булыжники, о которые запросто можно разбить свои неразумные головы, не предусмотревшие подобного поворота.

Апогеем стала гроза и хлынувший ливень такой силы, что за секунды одежда и обувь превратились в насквозь мокрые тряпки. Но был у этого и плюс. Даже два: во-первых отпала надобность выбирать более сухую часть дороги, и мы просто шлепали по щиколотку в воде и грязи; а во-вторых стало абсолютно фиолетово кто там шуршит в кустах.

В итоге на парковку мы вышли в 11 вечера, мокрые, замёрзшие и измотанные. Если верить шагомеру, то за день мы прошли 28 с лишним километров. Казалось бы, немного, но в совокупности со всем пережитым туловище считало, что мы обошли чуть ли не всю планету по экватору.

P.s. Мы, видимо, ещё долго будем сравнивать все с Байкалом и «Таганай» не станет исключением. Когда мы ездили в национальный парк на Байкале, у нас лишь взяли плату за проезд, взамен предоставив бумажку об этой самой оплате и, махнув в сторону тропы, сказали «туда». В «Таганае» же нам вручили небольшую карту, подробно расписали маршрут, рассказали его километраж и примерное время, за которое мы его пройдём. А на территории парка не только промаркированы тропы по всей длине, но и стоят большие информационные стенды. И это очень круто. При том, что вход в парк стоит каких-то 100 рублей с человека.

старые
сначала новые популярные
Нур
3 лет назад

Был я там. Ерунда все, разочарован. На картине все красиво.

Янис

Какие слабенькие «туристы» нынче пошли..