Павел и Яна с рюкзаками стояли у входа в подземный переход третьей платформы Екатеринбургского вокзала. Я проскочил мимо.
— Пока!
Павел обиделся.
— Пока! И это все???
Я понимал, что после пятнадцати дней совместной жизни такое может обидеть. Но болела правая пятка после скакания по кедрам и попыток добыть желанный орех. И нужно было узнать, бежать ли в пригородные кассы за билетом, или можно купить билет на отправляющийся через десять минут пригородный поезд в вагоне. Оказалось, билет можно купить в вагоне. Уместив похудевший после похода рюкзак в кресло, расположился и сам. К Павлу с Яной выходить не стал. Они же меня простят.
Приехал в деревню, зашел в дом. Как-то тесно после двух недель простора, солнца и звезд над головой. А тут потолок и стены. Вытянул рюкзак на улицу, распотрошил, что-то проветриваться, что-то особенно вонючее в стирку. Выкатил мот, прокатился с ветерком до соседнего поселка. Наверное, получу штраф за превышение скорости. Вернулся, сидеть и что-то делать в доме не хотелось. Завел автомобиль, вернулся в город к семье. Семья удивилась. Жив, здоров, жизнерадостен. А провожали как на Голгофу. «Ты куда собрался? Через перевал Дятлова! Это же гиблое место! Ах. Ох!»
Ночью было опять душно, искал молнию спальника, долго, пока не понял что я дома, а не в палатке. Понял, разглядев рядом мирно спящую супругу, а не сопящего, замотанного в спальник Кирилла…
Восемь месяцев назад
Отмечали день рождения сестры жены, трепались, кто где был, что интересное видел, кто куда хочет в будущем. Одна из подруг заявила: «Так сильно хочу на Мань-Пупу-Нер». Большинство слышали об этом месте впервые. Подруга начала объяснять, а мне словно льдинка в сердце попала. «Я тоже хочу туда. Давно хочу.»
И понеслось. Понимал в пятьдесят четыре, после тридцатипятилетнего перерыва в пеших походах будет тяжело. Очень тяжело. Начал бегать, сначала пять, затем семь, десять километров два-три раза в неделю. Сломался на пятнадцати километрах по гололеду без беговых кроссовок, заработал малоберцовый тенденит справа. Бегать перестал, лечил ногу долго, безрезультатно. Тянул с иньекциями гормонов, боялся вдруг не поможет, и тогда прощай моя мечта. Кеналог помог. Снова начал бегать, ограничился восемью километрами. Живу недалеко от парка, где есть горки. И два раза в неделю стабильно пугал гуляющих по парку посетителей скача в кустах по горкам. Тренажерку посещал и раньше, но теперь целенаправленно подкачивал ноги. Только подкачивал, а нужно было только ноги и качать. Весной в «ДЕКЕ» купил горные ботинки, из которых до лета не вылазил, бродил в них по лужам, как ребенок, прохожие наверное что-то думали!
В мае нашел сайт турклуба «Радиал», почитал рекомендации по подготовке к походу. В июне в субботу рано утром, чтоб соседи не видели, нагрузил в рюкзак 20 кг и устроил себе пешку на 12 км. Последующий день и вечер прошли нормально, но утро… Встал с кровати и тут же лег обратно. Все!!! Мечте конец. Ноги напрочь отказались ходить, болели мышцы, голеностопные суставы, колени. Решил, «Зачем себя мучить, жил же без этого МАНЬПУПУ, и дальше проживу». Но не тут-то было. Через две недели с рюкзаком в 15 кг прошел десятку и с утра ничего. Живем, значит все таки смогу. Хоть последним, но буду плестись. В июле залез на сайт, пообщался немного с Павлом, инструктором турклуба и забронировал место.
Первые ночь и день, ознакомительные
Загрузился в вагон, провожать пришла дочь, вагон плацкартный, суета. Рюкзак с непривычки тяжелый и громоздкий, тетки внизу суетятся. Поднял рюкзак на третью полку, а он зараза возьми и свались, успел подхватить в последний момент, но по голове тетке досталось. Она потом, пока не спала, всё на меня косилась. Хорошее начало похода. В вагоне жарко, а я на предстоящую ночь влез в термуху. А остальная одежда осталась в гермомешке в рюкзаке, а рюкзак на третьей полке, а внизу тетка с травмированной головой зыркает. В результате полдороги провел в тамбуре, четверть в ресторане. Зачем брал плацкарт, можно было в таком случае сидячее. При подъезде к Ивделю пошел к тамбуру, за четыре минуты до остановки из туалета пронеслась в вагон девушка. Подумал, «наверное выходит, успеет ли». Успела.
На перроне только люди с рюкзаками. «На Пупы?». Отвечают: «На Пупы»
В зале вокзала рассредоточились по лавкам. Присматриваемся. Шесть женщин разного возраста. Двое парней. Одного я уже видел на вокзале Екатеринбурге, щуплого парнишку с огромным рюкзаком. И я, девятый, не более крупная особь мужского пола. Появился инструктор Павел, собрал деньги, выдал договора. Начали загружаться в машину. Загрузкой руководил водитель, этакий живчик Дмитрий. Загрузились. Поехали. Быстро познакомились. Оказалось, что почти все участники с запада от Урала. Кирилл из Перми, Яна из Уфы, Наталья из Кирова, Алексей из Нижнего Новгорода, Елена, Юля и Даша из Московской области. Азиатов трое – я, Анна из Нижнего Тагила и наш инструктор, екатеринбуржец Павел. Выяснилось, что в столь длительные пешки ходили только Юля с дочерью Дашей. Проникся к ним уважением и успокоился. Я не один такой.
Пока ехали по более-менее ровной дороге в шишиге, болтало не очень сильно, но чем дальше болтанка усиливалась. Наверное, заброска, не менее серьёзное испытание, чем сам поход. Длительная болтанка в течение семи часов выматывает капитально. Хочется быстрее выбраться, схватить рюкзак и бежать куда-нибудь. Доехали до места выброски, в 3-х километрах выше брода через Ауспию. Распределили общак, перепаковались, впихали в себя остатки бананов с поезда и Аниных пирожков. Как потом о них вспоминали!!!
Оказалось, не приехал десятый участник похода и его груз распределили между мужиками. «Ну, двумя-тремя килограммами больше, не страшно» — думал я. Наивный. Пошли. Кругом тайга, под ногами коренья и периодически жижа. Тропа петляет, как будто её прокладывал пьяный охотник, гнавшийся за не менее пьяным зайцем. Все время нужно смотреть под ноги, и вперед, чтобы не отстать. Черт знает, куда ведут эти тропы. Да ещё Павел постоянно пугает: «Вы что, мишки не боитесь».
Достаточно быстро добежали с привалами до места обеда. Стоянка «Шишка». Павел сварил суп с макаронами. Поклевали. Пол котла я вылил. Такое вот расточительство в первый обед. И снова пошли, и опять корни, ручьи, обходы, ветки, комары, слепни. Переход до 40 минут, привал, переход, привал. Комары, слепни, ветки, корни, вверх от реки, вниз к реке. Сразу определились «лоси», это Павел, Яна, Анна, Кирилл. Я, как и Алексей шли своим ходом, Лена, Наталья, Юля и Дарья оказались в роли догоняющих. Скачки по корням и кочкам к вечеру дали себя знать. Но всё равно часам к шести мы были на месте первой ночевки, пройдя по словам Павла 13 километров. Я поплескался в Ауспии, так как было довольно тепло. Сварили ужин, все ещё были сыты, поели так себе. Алексей с Кириллом поставили палатку, и это осталось за ними на весь поход. Я как-то ближе к костру, топору. Ноги ныли, плечи после лямок рюкзака болели неимоверно, со страхом думал, как будет утром, смогу ли закинуть этот чертов рюкзак на спину. Спал хорошо последний раз за весь поход.
День второй, марафонский
Выспался, проснулся рано, расходил ноги, они удивительно легко ходили, болей в плечах не было совсем. Удивился сам себе и пошел готовить дрова. Развел костер, вскипятил воду на кашу, ну вообщем первым начал дежурство. Кашу варить пришлось пшенную с грецкими орехами, не понравилось. Не только мне. Собрали лагерь и понеслись, переход, привал, переход, привал.
Темп взяли очень крутой. Павел немного жулил. «Сейчас встанем на обед. Ой, здесь ручей пересох, воды нет, идем дальше до следующей стоянки». Так добежали до известной стоянки «Ложки», перед ней у меня реально возникла гипогликэмия, носились мушки перед глазами, ноги дрожали. Спасали леденцы загодя засыпанные в карманы. Как то быстро сварили обед, быстро пообедали, немножко отдохнули.
Павел смастерил Яне тапки из пенки. И понеслись дальше, около четырех прибежали к стоянке «У кедра», где встретили спускающуюся группу «Радиала» из 14 человек, где было 7 или 8 нормальных таких мужиков. Я им честно позавидовал. Выглядели они довольными, что меня окончательно успокоило: «И я дойду».
Инструктор спускавшейся группы, также Павел, уговаривал нашего Павла остаться на ночевку здесь. Но было всего 4 часа дня, и они спускались, а мы поднимались!!! И мы вновь понеслись, почти от стоянки круто в подъем, на перевал, тайга отступила, начались кустарники. Лес закончился, началась горная тундра, открывая вид на перевал Дятлова и возвыщающийся над ним слева Холатчахль. Подъем прошли с одним привалом, достаточно кучно, Елена оказалась хорошим ходоком, и догнала «лосей».
Про перевал Дятлова столько читал и смотрел, что увиденное совсем не впечатлило, никакой таинственности, особой ауры, угрозы и прочего нет. Перевал как перевал, с обелиском погибшим туристам.
Отдохнули на перевале, в книге оставили прикольную записку про беглых крестьян и пошагали дальше. Павел в очередной раз обнадежил, теперь только спуск, но про небольшие, но нудные особенно на закате, подъемчики умолчал. В обозримом будущем мест для стоянки не наблюдалось и мы шагали и шагали дальше и дальше вдоль нескончаемого Халатчахля. Пересекли ручей и на продуваемом всеми ветрами склоне остановились. Пришли. Сели, сидим. Сил нет совсем, а Павел с другой стороны ручья кричит:
— Кто-то ещё за дровами!
Встали с парнями пошли. Реально шатало. Нашел в лесу какие-то коряги, из последних сил доволок до стоянки. Так тяжело было только на Алтае на 2 тысячах, в первые дни. Отдышался. Каким-то образом на ветру развел костер. Начал готовить ужин. Пришли измученные парни, тоже приволокли каких-то дров. Установили палатки. Не помню, что готовил, но с этого вечера начался жор. Подъели все. В этот день прошли 23 км.
День третий. Озерный
Спал плохо. В спальнике жарко, без спальника холодно. Еще ветер треплющий палатку как парашют. Думал, что реально улетим к Изумрудному городу. Опять встал рано, надо расходить ноги. Помог дежурным развести костер, то есть как помог. Лежал, скрючившись, защищая сдуваемый порывами ветра огонь, пока костер окончательно не занялся. Окрестил стоянку «Семь ветров».
Позавтракали. Треть котелка каши опять осталось. В завтраки аппетита ни у кого нет. Пошли. С места без разгона в подъем на хребет за Холатчахлем. Душа во время подъема видимо отделилась от тела и с удивлением наблюдала за ишаком, прущим в гору свое тело и огромный рюкзак. Ишак иногда останавливался, отдыхал, а затем с упорством лез вверх. Метров за пятьдесят до вершины перевала, на привале душа решила вернуться в ишачье тело, превратив его обратно в человечье. Долго ждали остальных ишаков. После этого подъема дорога с небольшими подъемчиками и спусками казалась сущим пустяком.
Легко дошли до места обеда. Павел решил сделать обед штурмовой, с салом!!!! Свернули с дороги. Перекусили. Отдохнули. Дождались бредущего навстречу одиночку. Ходит один по горам уже 14 дней. Мужик среднего возраста, изможденным не выглядит, а наоборот очень свеж. Издалека наблюдали группу траверсом спускающихся с Отортена в сторону Поритайосори. А наш путь лежал вокруг Отортена к озеру последнего гуся. Обманчивое впечатление расстояний в горах. Кажется вот оно рядом, а его все нет и нет. Но мы до него дошли.
На Алтае подобных озер много, и как правило подкова горы там развернута на север и озера обычно очень холодные, это же озеро развернуто на восток и не очень холодное, что позволило нам искупаться, помыться и немного постираться. Сил на штурм горы не оставалось и решили это сделать на обратном пути. Вечером была горошница с мясом, приготовленная искусницей Натальей. Вкусно. Подъели все.
День четвертый. Сарайный
Сегодня встали поздно. Потому что дров нет и мне с утра нечего было рубить. Дежурила инструкторская палатка, т.е. Павел с Яной готовили на горелке, поэтому завтрак был поздний, но торопиться особенно было некуда, на горе сидело плотное сырое облако. Затем оно немного поднялось и мы выдвинулись в путь, огибая по курумникам восточный отрог Отортена.
В этот раз приходилось задерживаться, поджидать отстающих, не теряя их из виду. К 13-30 подтянулись к новому сараю.
Сходили с парнями за водой. Ручья не нашли. Набрали из чистых луж. Всё равно кипятить. Опять готовили на горелках. Долго. Когда пили чай послышался звук моторов. Пожаловали Московские пит-байкеры на мощных Хондах. Попили с нами чаю, за что угостили нас «веревкой», такой колбасой длинной и вкусной. Мотоциклисты умчались, а мы медленно потянулись вновь в затяжной подъем. А затем не менее затяжной спуск.
В этот день меня подвели колени. Спасибо Павлу за совет взять с собой наколенники. Реально без них с гор я бы не спустился. В гору иду нормально, но спуски реально сильно больно. На последнем спуске шел почти все время на палках, если бы не видел впереди «Шебенки», то остановился и вкололся, но до цели было всего чуть, поэтому перетерпел. Видимо зря терпел. Перенапряг руки. Ночью к привычной жаре в спальнике добавилась нудная, не снимающася обезболивающим боль в левом плече.
День пятый. Пограничный
Не выспался. Опять. Но не злой. Ноги ходят, колени не болят. Кайф. Помог Юле разжечь костер. Т.е. как опять помог. Пламя реально задувало ветром. Не помогали фосфорные спички, сухое горючее. Опять реально лежал, оберегая пламя пока оно не разгорится.
Позавтракали. Вновь в путь. Ноги идут. Даже на спуск не очень напряжно. Большую часть пути идем по хребту, слева Европа, справа Азия. Слева Коми, справа ХМАО. Из забавного, шел далеко впереди группы один. По дороге ходил выводок куропаток. Вот они бестолковые. Метров пятьдесят бежали передо мной по дороге, а потом свернули и еще долго бежали параллельно. Дуры. На обеде у ручья поклевали с Еленой черники, её очень мало, ещё не созрела, остальные просто валялись отдыхая.
К вечеру подошли к болотам, но благодаря сухой погоде благополучно их миновали. О становились на стоянке «Грязь-1». Как-то уже все втянулись в этот теперь уже неспешный ритм. Подъем. Переход. Обед. Переход. Разбивка лагеря. Дрова. Костер. Помывка. Стирка. Ужин. Отбой. Вообщем началась походная рутина. Спал как обычно плохо. Жарко. Душно. Ноет левое плечо.
День шестой. Предпупный
Промучавшись встал опять рано. Наше дежурство. Постарался не шуметь, но Алексей с Кириллом тоже встали. Совместно сварганили кашу, опять пшенную с грецкими орехами. Давил и резал я эти орехи нещадно, но каша всё равно получилась так себе. Не доели. В чай насыпали листьев смородины. Алексей предложил добавить хвои. Получилась отменная витаминная штука.
Собрали лагерь и теперь уже не торопясь двинулись навстречу цели нашего путешествия, до которого осталось примерно 25 километров. На обеде пошел собирать красную смородину для чая, набрал полкружки. Намутили опять ягод, хвои, листьев смородины. Получилось вкусно. Когда собирал смородину подъехали возвращавщиеся питбайкеры. Рассказали о своем пешем 10 километровом походе к пупам. Как им было тяжело идти. Как их обогнали девчонки спортсменки. Забавно. Довольно рано добрались до кордона егерей и модулей. Сходили за водой. Всей толпой. За полтора километра к истокам коми-ненецкой реки Печоры. Пофоткались.
Вечером за ужином приговорили 300 мл настоянного на можжевельнике спиртика, отметив приход в заповедник. Стало хорошо.
В модулях верхние полки распложены достаточно высоко. Посередине натянуты веревки, на которых болтаются всякие шмотки. Спиртик и веревки сделали свое дело. Забираясь наверх, запутался в веревках и грохнулся вниз. Правда предупредил нижних: «Падаю». Анна с Алексеем меня поймали. Спасибо им. Залез обратно, но пришлось слезать и рассматривать стопу Анны. Панариций. Полечили.
День седьмой. Маньпупунерный
Елену утром выгнали из модуля, чтобы не шуршала. Я попытался встать очень тихо. Наверное не получилось. На улице туман, видимость метров 10. Погулял. Дошел до второго домика егерей, почти уперся в стену. Вернулся к нашим модулям. Группа потихоньку поднимается. Проводник придет к 9-00, а время в Коми московское, значит к одиннадцати. Туман постепенно рассеялся. Наступил ясный солнечный день. Пришла проводник, девушка-волонтер. Налегке, без рюкзаков, идти в удовольствие. Домик егерей оказался зеленым, а я в тумане даже и не разглядел. Лес по пути сказочный, как в киносказках Роу. Пересекли речку Печеру.
Быстро взобрались на плато. Очень впечатляет подход к великанам. Когда верхушка первого появляется из-за перевала, и медленно увеличивается до огромных размеров. Хотел это заснять на видео. Но всё равно эмоции не передать. Не стал.
Обратный путь до модулей проделал в одиночестве. Группа отстала поджидая отстающих, а я шел по лесу, свистел, гремел. Медведи наверное думали: «Очумел совсем чувак». Вечером приняли коньячку от Анны и начали готовиться в обратный путь. Этот день ознаменовался для меня первой мозолью, на левом мизинце.
День восьмой и девятый
Пробежали за два дня до старого сарая, который совсем развалили. При отходе от модулей в тумане потерялась Елена. Долго ждали, нашли. На обеде опять варили витаминный ягодно-лиственый чай.
Ночевали на стоянке «Грязь 2». На следующий день на месте обеда в горах запомнилось море черники, из которой сварили обалденный компот. Ночевали у старого сарая, которого скоро совсем не будет, сожгут на дрова. Жаль.
День десятый и одиннадцатый
С трудом преодолели межсарайные перевалы, затяжные, нудные. Остановились на обеде у нового сарая. Павел объявил, что здесь будет полудневка. Но светило солнце, было даже жарко и ночевать в сарае совсем не хотелось. Возник бунт на корабле. Большая часть группы ночевать в сарае категорически отказалась. Павел со сторонниками хотел остаться. Но он оказался разумным человеком, согласившись с большинством. Маршрут изначально принятый за основной был изменен, мы вернулись на озеро. Кто хотел штурмовать Отортен, тот это благополучно осуществил.
С озера на следующий день траверсом переместились в долину водопадов, Поритайосори. Вот там осуществили полудневку. Полазали по водопадам, по снежникам. На ужин приготовили первое, второе и третье. Сытые, довольные легли спать.
День двенадцатый. Вертолетный
Всем этот день запомнился встречей квадрацикловертолетной группы на перевале Дятлова. Спасибо мужикам за сахар и водку.
День тринадцатый спускались вниз по лесу. Ознаменовался встречей в последний вечер группы «Спутника» ходившей на Отортен и допитыми полутаралитрами водки.
День четырнадцатый. Отдыхательный
Утром неспеша собрали лагерь и также неспеша переместились к броду через Ауспию. Дмитрий на своей «Шишиге» привез очередных охотников увидеть Пупы, таких серьезных и сосредоточенных настоящих туристов. Все в камуфляже, молчаливые. Наверное две недели назад мы были такие же. Теперь же мы весело погрузились в «шишигу», которая нещадно болтая, привезла нас на базу у Ушминского озера.
Озеро оказалось очень теплым, накупался, и это на Северном Урале 26 августа. Натопил баню. Все помылись, кто хотел, попарился. Павел приготовил отменный вкусный плов, который запивали купленной у манси бражкой, было хорошо и уютно. На следующий день загрузились в шишигу и через пять с половиной часов были в Ивделе.
Благодарности
Спасибо за доставленное удовольствие всем участникам этого увлекательного путешествия.
Спасибо моим сопалатникам Алексею и Кириллу которые мужественно выдержали мои ночные и утренние бдения, ни разу не высказав неудовольствия.
Спасибо Юле, Даше, Наталье, Яне, Анне, Елене за дружную компанию.
Спасибо нашему инструктору Павлу, за организацию нашего похода, может быть и не всегда удачную, но тем не менее замечательную.
С уважением ко всем, всегда ваш Геннадий Саидгалин.
P.S.
Советую всем разнашивать перед походом обувь. В моих разношенных ботинках первую мозоль я получил на 7 день похода, и на обратном пути мозолил ноги совершенно не критично.
Некоторых моих спутников мозоли посетили с первых и до последних дней. По экипировке не могу сказать что-то особенного, кому что нравится.