По приглашению Ирины Светоносовой побывала в обновленном Музее СССР, переехавшем недавно на Чебышева 4.
Огромные пространства бывшего печатного цеха — с проломами в стенах, инфернальными надписями на стенах — смотрятся как продолжение индустриальной Биеннале. Разве что истории не столько концептуальные, сколько живые и очень знакомые.
Здесь почти все можно трогать, открывать, примерять — и в этот момент где-то в подсознании запускаются фильмы Сергея Соловьева — с серпантинами и конфетти. Все попытки советских реконструкций — суть исторический карнавал, маскарад. Примеряешь ли ты пилотку, пионерский галстук или дедушкин макинтош.
И главный эффект немногочисленных выставок (музеев), посвященных концу ХХ века — это радость (грусть, тоска, изумление) узнавания. Каждая третья вещь была у тебя дома, у соседей, у бабушки. Хотя Советский Союз застала на излете, тем не менее — я кровь и плоть той материальной культуры, той нищеты и ценности добытых благ мира. Все эти баночки и пузыречки, часы «Слава» (стояли на секретере), пианино «Урал» (дядя работал акустиком на фабрике), пластинки (каждая вторая в семейной фонотеке), пылесос «Сатурн» (до сих пор в ушах — этот пронзительный визг), холодильник ЗиЛ (у бабушки на кухне стоял) и т.д. Бесконечно.
Так зачем нужен, этот ностальжи-тур? Ну во-первых, мы сами история, мы — экспонаты, как ни прискорбно это констатировать. СССР это история. И слава Богу.
Отсюда следует и во-вторых — такое музейное пространство необходимо для диалога с нашими детьми и с нами самими. Потому что детям приходится объяснять назначение проигрывателя, подстаканника, штопальной машинки и сифона (у вас ведь был сифон?).
Здесь можно ходить, мерять, открывать, здесь можно играть в старые компьютерные и просто настольные игры, пить чай из самовара и слушать настоящие граммофонные пластинки на 78 оборотов. Здесь нет хронологии — есть «детская», есть условная «бабушкина комната». Где смешаны вещи разных эпох — 30-е, 70-е, 80-е, 50-е и 90-е.
Поэтому приходите сюда с детьми, показывайте им этот быт. И десять раз подумайте, прежде чем выбрасывать бабушкин хлам. Это не хлам это история.
А музеев, посвященных ХХ веку, в нашем городе у нас раз два и обчелся.