Урал могучий и суровый, способен вновь он удивлять.
То солнце светит, ветер воет, его на утро не понять.
Сей сказ о том, как мы ходили, пытались промаркировать,
Тропинку с Косьи чрез вершины, до Качканара, всё видать…

© И.Д. Жихарев

26-28 мая 2017 собрались мы в трехдневный поход, хотели промаркировать маршрут от Косьи до Качканара с траверсом двух вершин горы Качканар и проходом через Буддистов. Основной идеей сего похода было участие в проекте RUTRAIL – маркированные маршруты России. Шикарный проект, хорошие цели и организация. Не буду вдаваться в подробности, кому интересно – можно посмотреть подробнее по ссылке.

На маркировку своего первого маршрута вышли совсем малым составом: Я, Серега и собака Милли. План был следующий – в пятницу уехать до Косьи на автобусе, начать маркировку и сделать сколько позволит световой день. Утром в субботу к нам должны были присоединиться еще ребята – Лена и Андрей. И мы, со свежими, вновь прибывшими силами должны были: дойди до буддистов, на скалу Верблюд, через северную вершину на памятник – ракету, и заночевать где-нибудь на седловине.  В воскресенье дойти до Качканара и домой. Но планы планами, они создаются для того, чтобы им не сбыться. А началось все еще в пятницу с автобуса.

В пятницу короткий рабочий день, в 16:00 мы были уже дома, переоделись, перекусили и двинули в клуб, собирать вещи. Краски и все необходимое уже были куплены и ждали нас там. Затем в темпе вальса направились на автостанцию Нижней Туры. Автобус должен был отходить от автостанции в 18:00 вечера. Однако, водитель сел за руль только в 18:15 и неторопливо покатил. На трассе ехал 40-60 км, где можно было ехать 80-120, а потом вообще, уехал в поселок Сигнальный, который совершенно нам не по пути. Потом автобус останавливался на каждом повороте по требованию, в общем, на дорогу вместо 40 минут у нас ушло полтора часа. За окном ходили тяжелые тучки, по дороге прошла полоса ливня.

По прибытию на место, мы подготовились, отсняли вступительное отчетное видео, сбегали до местного магазина (там своя пекарня и просто мега-вкусные пирожки, но они кончились…), затем приколотили на столбе первую табличку-указатель с направлением маршрута, и указанием расстояний до ближайших по маршруту  объектов. Забавно, но тут же выбежал из соседнего домика мужичок – прочитать, чего мы там такое приколотили.

Шли вдвоем, на жидкую краску из банок заморачиваться времени не было, достали краску в баллончиках. Про краску — это тоже отдельный разговор: производители, жидкость краски, цвета, фактура поверхности, нюансов куча, но мы сейчас не об этом! В лес мы зашли без пяти девять, начали подъем на гору по тропе, маркировали деревья на расстоянии 50-200 метров, в зависимости от видимости и читаемости тропы. На развилках рисовали по шаблонам стрелки, так чтобы даже ничего не знающий и не понимающий человек мог пройти по этому маршруту без проблем, читая метки на деревьях однозначно.

Местами пробегали темные тучки, дул ветерок, начинало темнеть, надо было искать поляну. А подъем вначале однообразный и нет ровных мест для стоянки. Свернули в лес, нашли пятачок ровного места для палатки и встали лагерем — в этом прелесть малых групп, для лагеря надо очень мало места и встать можно практически где угодно. На ужин – куриные шашлычки на палочках с салатом и «беседы у костра».

Спать ложились – было сухо! За день, от начала маршрута до стоянки прошли 3 км. Но эти 3 км дались как-то тяжело. Во первых с прошлого года не ходили пешком (сплавы не считаются), а во вторых понабрали с собой много лишнего, перестраховались на предмет работы с краской, плюс еще краска и вода на вечер-утро и прочее. Рюкзаки, в общем, оказались не очень то легкие.

Утром встали в девятом часу, разогрели готовую еду от Кронидова (цыпленок по-мексикански – это волшебно!), из остатков воды сделали чай и стали собираться. Тут залаяла собака, а где-то в лесу раздался женский голос: «Да ладно!» — Лена с Андреем догнали нас. Сегодня решили идти и маркировать краской из банок. Заблаговременно, как было показано в обучающем видео – заготовили с собой пластиковые бутылки, обрезали их и разлили краску, взяли кисти, одели перчатки и вперед.

Теперь нас было пятеро: один выбирал на определенном расстоянии дерево, шкурил его грубыми вачегами, а где их не хватало убирал грубую кору топориком, второй прикладывал трафарет, третий рисовал белой краской две полоски, и четвертый уже без трафарета кистью рисовал красную полосу в середине. Собака развлекалась с палочками. И снова производители – красная краска совсем не красная как указано на банке, а какая-то бордовая, далеко не алая; белая жиже красной, белая натекает на красную… В общем первые блины шли комом, но потом навострились, краска чутка подсохла и пошло дело.

Вскоре, сначала вдоль дороги, а потом и по самой дороге тек ручей. Особо не надоедал. Но на высоте около 600 м над уровнем моря, он стал сильно больше, а местами наблюдался лед. Должно здесь все тает. Мы метили деревья, ставили стрелочки. Дошли до поваленного дерева, за которым сразу надо направо по тропинке, а не прямо по дороге. И тут лежал снег, не просто снег, а сугроб, засыпанный опилками.

Сделали привал, установили на дереве указательную табличку из доски валяющейся здесь же. Буддисты делают доски, прямо на месте валки деревьев. Дальше двинули по тропе. В кустах стоял ГАЗ-66, кто-то приехал со стороны карьера к буддистам в гости на экскурсию)). Подметили, что была бы прикольная идея – устроить заезд на внедорожниках прямо до буддистов )).

На подходе к монастырю встретили группу этих экскурсантов. Мы, заранее созванивались с монастырем, обсуждали – но увы, они не разрешили нам ставить метки на территории монастыря. Поэтому наши метки закончились недалеко от входа. К буддистам заходить не стали, бываем у них каждый год – ничего нового и интересного у них не появилось. Проходя через монастырь – засняли весь путь на камеру, потом вставим в итоговый отчет. А дальше нас ждал сюрприз!

Только мы вышли с поляны буддистов, поставили пару меток и всё! Сугробы по колено. Местами меньше, местами больше. Тропа теряется – здесь специфика тропы такая, что она лежит среди густого невысокого леса, проходит через развалы курумника, обходит большие камни снова виляет. По сухому, летом – она четко читается и видна. Сейчас под сугробами ее не видать. Наша цель была беседка, недалеко от скалы Верблюд, но дошли мы до нее изрядно поплутав, и совсем не по тропе. О маркировке в таких блужданиях и речи не было! Зачем маркировать то, как мы прошли, а не тропу!? )))

В общем вывались мы на беседку и сели без сил. Кругом мусора завалы, снег лежит, ручьи текут. Где-то вдали, внизу грозы гремят, темные ливневые тучи проходят мимо. Сели отобедать. Попробовали кус-кус, не плохая штука надо, заметить – разваривается махом, а с кабачковой икрой и сосисками заходит просто на ура! Мимо нас прошла другая группа, ребята шли налегке, посмотреть до куда можно дойти.

Отобедав – я забрался на одну из скал оглядеть окрестности, оценить масштаб трагедии. Пока подходил к скале по снегу, пару раз провалился по самую ногу, один раз чуть не подвернул.  Удовольствие не из приятных и не безопасных. Разведка показала – что за скалой стоит Верблюд, а за другой скалой есть шикарная полянка для ночевки. Крикнул ребятам – пошли на верблюда.

Ввернулась другая группа – они не дошли и до северной вершины – кругом снег. Стали решать, расклад такой: тропу мы точно не найдем, маркировать «нетропу» – не вариант. Плюс по этому снегу мы элементарно можем переломать себе ноги. До северной вершины дойти сможем, но какой в этом смысл без маркировки? Решаем, что безопаснее остановить маркировку и встать на ночь, время 3 часа дня. Жаль очень, что такая ситуация, но как говорится первый блин комом, ну и ноги нам важнее. Нас предупреждали, что на верхах местами(!) лежит снег. Мы подумали, что прорвемся, взяли даже для этого с собой болотники. Но мы не ожидали, что по снегу будет так опасно передвигаться.

Остатки вечера провели в установке лагеря, поисках воды и дров, за которыми пришлось терять в высоте по склону чуть-ли не 50-100 метров, а потом по огромным валунам тащить эти дрова в лагерь. Испытали выдвижную пилу Фискарс – она показала себя весьма шикарно! Завалили уже давно сухой кедерок диаметром около 30см. попотели конечно, но сделали это. На ужин была паста с помидорами и сосисками. Шеф Андрей искусно ее готовит! Ближе к закату пришлось достать и растянуть тент – начался дождь, остатки вечера так и просидели под ним до того как пошли спать.

Утро принесло нам очередной сюрприз. Качканар не перестает нас удивлять. Еще ночью мы слышали разного рода шелест и стук по тенту палатки, утром наши неожиданные ожидания подтвердились. Шел мокрый снег, вся земля уже была в снегу по лодыжку, бедный тент растянутый – намок и из последних сил держал на себе эти мокрые сугробы с водой. Все дрова, костровище – были мокрые. Небо  бело-серой пеленой как одеяло накрыло нас. Верблюда уже было еле видать, дальше 30 метров было не видно. Надо уходить отсюда.

Завтрак решили заменить горячим чаем на газу с бутиками и тем, что осталось. Холодно, около нуля, вместо футболок одели летнее термобелье. Быстро перекусив, собрали  мокрые тенты и палатку и двинулись в сторону буддистов. Ни о какой тропе никто и не слышал – кругом все было белое. Поплутав, вышли на поляну буддистов совсем с другой стороны )).

Дальше больше. Вчера еще сухая тропа и дорога сегодня раскисли, превратившись в глинястое месиво с ручьями, подумав, мы одели болотники. И сделали правильно. По дороге среди снега текла настоящая река, которая напомнила мне марафонку на конжаке в начале июня )). По мере спуска снега становилось меньше, на уровне около 400-500 он исчез почти совсем. Ниже был только мелкий дождик. Потом уже, выйдя к дороге в Косье, где нас должна была забрать машина мы увидели гору с низу и четкую границу по лесу, где есть снег, а где нет. На вершине зацепилось облако, которое так и сыпало снегом. Даже если вчера мы бы и пошли ломиться маркировать – то непогода не дала бы нам завершить задуманное.  Через полчаса, пока мы ходили до магазина (пирожки там все-таки нереально вкусные!), приехала машина, которая и отвезла нас домой.

Качканар не перестает удивлять. И вроде горка высотой всего 800 с лишним метров, ведет себя порой крайне непредсказуемо. Но, учитывая, что нынче на Урале весна опоздала недели на 2-3 — сейчас на верху состояние начала-середины мая, оно и понятно. Вот, первый блин – комом. Но, выводы сделаны, опыт получен, пеший сезон 2017 открыт, море позитива и оптимизма на будущее! А дальше больше. Надо будет вернуться сюда и домаркировать тропу, а так же собраться в ближайшее время на маркировку на Медведь-камень.