Мы уже несколько раз ходили на Иремель, но неизгладимое впечатление на меня произвёл наш первый поход. Вот что писал в 1755 году про Иремель первый историк Южного Урала Рычков Пётр Иванович: «Вершины ея въ Уральжъ изь горы Иримяли-Тау. Сiя гора столь велика и высока, что съ Бухарской стороны смотря къ Башкирiи дни за два видима, и въ нькоторыхъ мьстахъ снегъ никогда не сходитъ.»

Хребет Иремель, Челябинская область, Южная УралКак добрались

Мы с мужем тогда ещё только начали ходить в походы, поэтому маршрут в 28 км за один день казался нам чем-то из области фантастики. Мы знали о том, что существует заброска от посёлка Тюлюк до кордона на буханках, но руководитель нашей группы сам в первый раз открывал для себя этот маршрут, поэтому взял в качестве проводника спортивную женщину-гида с собакой. Женщина сказала, что заброска не нужна, так добежим, без заброски, в 16:00 будем уже в автобусе.

Но добежала-то наша бегунья только с быстроходной частью группы, и, когда остальные, высунув язык, доплелись до горы, она уже с неё сбегала и встретив нас, сказала, что солнце садится, и надо идти обратно. Народ возмутился, и кто как мог, в основном на карачках, полез на гору. У девочки лет 13 началась истерика, у неё замёрзли руки и ноги и, из-за сырого тумана запотели и замёрзли стёкла очков. Как оказалось, она боится высоты, а её тётя лет восемнадцати, убежала с подружкой к вершине, влекомая открывающимися красотами. Девочку мы передали бегунье, та повела её на кордон отогреваться, а мы продолжили восхождение.

Восхождение

Поднимаясь, у меня было ощущение, что гора представляет собой рукотворную пирамиду с огромными ступенями: лезешь на одну, а за ней другая виднеется, потом следующая и так далее. Когда я сказала мужу, что больше подниматься не могу, оказалось, что мы уже пришли. Встали, осмотрелись, под нами облака, а солнце уходит на закат. И никого вокруг, мы одни на вершине — одни во всей вселенной!

Любоваться закатом долго не пришлось. На вершину взбежала семейная пара жителей посёлка Тюлюк. Их буквально тащили за собой две пушистые собаки. Это был их обычный обход, вдруг кому-нибудь потребуется помощь. На обратном пути они предупредили руководителя группы, который решил и не подниматься, что мы остались совсем одни на вершине. Перед спуском они уточнили у нас, про фонарик, фонарик был.

Спуск и дорога обратно

Мы решили, что пора спускаться, так как начало темнеть. Внизу ждал один из туристов нашей группы, оставленный гидом, чтобы проводить нас обратно, уже изрядно подмёрзший. Одни мы могли заблудиться, не заметить в темноте развилку и уйти на Байсакалово или вообще в неизвестном направлении. Предстояло пройти 7 километров до кордона, затем ещё 7 до Тюлюка, если повезёт, то с заброской на УАЗике.

Дойдя до кордона в полной темноте, мы обнаружили, что нас там ждут 4 человека, в том числе и руководитель группы. Он сказал, что собрался звонить в МЧС, но мы вовремя подошли. Я была страшно уставшей на тот момент, поэтому подняла ноги кверху, лёжа на деревянной лавочке, чтобы они быстрее восстановились. Стало так хорошо, что захотелось остаться там, под тёмным ночным небом, усыпанным яркими звёздами. Больше не хотелось двигаться дальше.

Лежала я так минут пять от силы. Те, кто нас ждал, успели отдохнуть и замёрзнуть, поэтому рванули вперёд. С заброской не получилось. Был конец октября, и дороги так развезло к концу дня, что даже УАЗики нас везти по ней обратно отказались, кто-то завяз и никто уже не смог проехать к кордону. Мы с Костей плелись самыми последними, потому что снег лежал почти по колено.

Что это было?

Мы шли из последних сил, и вдруг… Костя как вчистит вперёд, я за ним, еле догнала, возмутилась, конечно. Он потом объяснил, что услышал, как по лесу кто-то шёл рядом с нами, слева от меня. Почему-то отзвук шагов слышался только с одной стороны. Если бы это было эхо наших шагов, то оно бы раздавалось со всех сторон. Я ничего не слышала, видимо очень устала и была в шапке и в капюшоне. Тут пришёл уже мой черёд испугаться. Всю обратную дорогу я бежала, не чуя ног, впереди всей группы, несмотря на усталость. Когда вернулись к автобусу, было 21:00…

От этих воспоминаний до сих пор у меня мурашки пробегают по коже.
Вот такой интересный был наш первый поход на Большой Иремель,
вторую по высоте гору Южного Урала – 1582 метров.