Продолжаем публикацию материалов Владимира Гирина, которые посвящены Костроме.

Предисловие

История взяточничества не уступает по древности истории человеческой цивилизации. Своими корнями мздоимство уходит в глубокое прошлое всех времён и народов.

Не обошла эта напасть и государство Российское. На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода как мелких государственных чиновников, так и сановников высокого ранга. С мздоимством боролись все, начиная с Ивана Грозного и заканчивая Николаем II.

К великому сожалению введение наказания — от бития кнутом без пощады, ссылки на каторгу и  смертная казнь, взяточников никогда не пугала. История показала, что ужесточение наказаний и широкое применение карательных мер никогда не приводили к сокращению количества взяток.

Вот несколько коротких историй по теме моего повествования, где главные действующие лица – губернаторы, управлявшие Костромской губернией в разные годы.

1. Удивил даже Екатерину Великую

Роман Илларионович Воронцов

Граф Роман Илларионович Воронцов – глава Костромского наместничества в 1782-1783 смог поразить своей наглостью даже очень выдержанную императрицу Екатерину Великую.

Воровал он так, что получил прозвище «Роман – Большой карман». Про «эффективного управленца» говорили, что он разорил целых три
губернии. Попала в этот список и Костромская губерния.

Когда о необузданном взяточничестве стало известно Екатерине, она сделала Воронцову подарок с намеком – огромного размера кошелек. Такого отношения к себе со стороны императрицы взяточник не выдержал – и вскоре умер. Все-таки при матушке-царице у людей хоть какой-то стыд был.

2. Завзятый театрал, лихоимец и взяточник

Герб Пасынкова

Губернатор Николай Фёдорович Пасынков, потомок старинного дворянского рода и костромич по рождению — руководил Костромской губернией с 1807 по 1815 год. Портрета своего потомкам он, к сожалению, не оставил, но память о времени его правления жива.

Современник Пасынкова, писатель Николай Петрович Макаров так писал о нём: «Служил, или, вернее, сидел на костромском «царстве», в десятых годах, губернатор Пасынков, великий делец и законник, что однако ж не мешало ему делаться порою и великим беззаконником и быть первоклассным взяточником. Гроза всей губернии, страшно дерзкий и на язык и на руку, он заставил всё и всех трепетать перед собою, и ненавидеть себя».

На высоком посту губернатор прославился лихоимством и злоупотреблениями и навсегда вошёл в Костромскую историю тем, что его абсолютно реально судили за взятки и растраты. Правда, судебное дело тянулось целых 20 лет!

В ходе следствия выяснилось, что губернатор потворствовал созданию в Костроме целой коррупционной системы – взятки брали буквально все чиновники. Пасынков целенаправленно осуществлял кадровую политику, расставляя на ключевые посты продажных чиновников.

Нравы Пасынкова описывает в своих воспоминаниях балетмейстер А. П. Глушковский: «Жил глава региона тоже весело: участвовал в театральных постановках сам и требовал того же от губернских чиновников. Те от стыда даже напивались – лишь бы не выходить на сцену. Спектакли и балы были у него довольно часто…

После ужина у губернатора бывали фейерверки и катание на лодках по Волге с песельниками, – одним словом, губернатор жил, как сыр в масле.

Когда в большие праздники костромской губернатор с женой своею отправлялся в собор, за несколько минут до их выезда скакал на дрожках частный пристав в собор с уведомлением, что едет губернатор. Его превосходительство начальник города езжал не иначе, как в карете, запряженной четверкой лихих рысаков.
Подле его кареты скакал верхом полицмейстер, позади неё летели верхом его ординарцы, а затем ехали в разных экипажах и другие власти костромские. Простой народ и купечество при виде губернатора скидывали шляпы и кланялись в пояс. Раболепствовали не только перед губернатором, но и перед его родственниками…».

Дело против губернатора — взяточника, кстати, так и окончилось ничем, с учетом его прежней беспорочной службы он был оправдан. Николай Фёдорович Пасынков благополучно умер в своей постели в 1837 году. А вменявшуюся ему растрату казённых денег 22 тысячи рублей, Костромская губерния с него так и не получила.

3. Народ рыдал. Ведь он был человек преобходительный и преласковый

А. Г. Варнек. «Портрет Карла Ивановича Баумгартена».

Губернатор Карл Иванович Баумгартен руководил Костромой целых 11 лет, с 1816 по 1827 г.

В период его правления центр Костромы обрел свой неповторимый облик, сохранившийся по сей день. Занимался он и озеленением Костромы: по его распоряжению сзади Масляных рядов и здания Городской Думы и магистрата, был заложен парк.

Об этом мероприятии директор местной гимназии Ю. Н. Бартенев в своих записках «Золотовская летопись» (1835 г.) писал: «Место этого сада занимал прежде овраг, исполненный нечистоты, частью бесполезный пустырь; почтенный старик К. И. Баумгартен уровнял это место, разбил впоследствии на оном бульвар и род английского сада, построил прекрасную в китайском вкусе беседку и сам пестовал
возникающую жизнь. Я неоднократно видел его бродящим по саду с ножиком для обрезания ненужных ветвей. В саду были высажены даже каштаны».

Городской сад в Костроме

Однако обширное строительство и благоустройство в Костроме стало  удобной площадкой бесконтрольного казнокрадства. Например, при строительстве зданий Баумгартен многократно завышал сметы на строительство. По немыслимо высоким ценам закупались для построек основные строительные материалы.

Также скандальную известность получили мошеннические операции губернатора с перепродажей кизлярской водки. Ходили даже слухи, что Баумгартен лично подделывает рапорты и донесения, поступавшие на его имя.

Эти и многие другие факты «лихоимства» были установлены в результате ревизии Костромской губернии комиссией сенатора Дурасова в 1827 г. Губернские чиновники, связанные круговой порукой, как могли, старались воспрепятствовать работе комиссии. Итогом ревизии стало отрешение от должностей и предание суду более 100 чиновников.

В ноябре 1827 г. был отправлен в отставку и губернатор, получивший незадолго
до отставки титул тайного советника. Начальник 3-го отделения 2-го округа корпуса жандармов полковник Перфильев сообщал в одном из донесений: «Баумгартен уехал в Петербург, старик плакал, прощаясь, все жалели его нелицемерно, не входя, каков он, как губернатор, но для общества, как хозяин своего дома, он был
человек прекрасный, преобходительный и преласковый… многие провожали его до первой станции, некоторые же до Ярославля».

4. Его превосходительство «брал» умеренно

Яков Фёдорович Ганскау

Губернатор Яков Фёдорович Ганскау управлял Костромской губернией 3 года, с 1827-1830, и, вероятно, хотел прославиться разоблачением коррупции. Он, например, уволил врача, который брал взятки с крестьян за «липовые» диагнозы, освобождавшие от набора в армию.

Однако у самого губернатора дома не все было ладно: огромные взятки брали его жена, секретарь и даже… ключница. Впрочем, возможно, это просто была такая хитрая схема: чтобы к самому главе губернии было не подкопаться.

Как бы то ни было, по меркам того времени «брал» губернатор умеренно. Однако его погубили странные отношения с некой девицей Норман, которая, при попустительстве Ганскау, чуть ли не начала управлять Костромской губернией. Она, например, давала Ганскау советы по важным кадровым вопросам. Всё это страшно бесило и чиновников и костромичей.

В итоге губернатора, от греха подальше, перевели в Курск.

5. Губернатор уехал, а «Муравьёвка» осталась

Валериан Николаевич Муравьёв

Губернатор Валериан Николаевич Муравьев продержался в Костроме менее полутора лет — с февраля 1852 по апрель 1853 г. А все потому, что пытался бороться с чиновниками-взяточниками, но сам был не без греха.

Муравьев был убежден, что все костромские госслужащие – «плуты, взяточники и картежники». Он приехал со своей командой, принимал чрезвычайно быстрые решения и очень быстро переругался со всеми своими подчиненными.

Те, понятно, тоже не молчали и кропали доносы в столицу: якобы губернатор незаконно получил деньги на аренду дома, потребовал себе жалованье вперед, да еще и собрал с костромских предпринимателей деньги на «благоустройство» Костромы, которые непонятно куда дел.

В столице в эти обвинения, видимо, не очень верили, но решили прекратить склоку, которая буквально парализовала Костромскую губернию. В общем, вороватые чиновники победили. Губернатора перевели на другую работу в Олонецкую губернию. Зато остался разбитый им сад вдоль спуска к Волге. Там же, именно по инициативе Валериана Николаевича вблизи губернаторского дома, на склоне от улицы Всехсвятской к Нижней Дебре, был создан бульвар, ставший любимым местом прогулок горожан, прозвавших его «Муравьёвка».

Кострома

На этом у меня всё. А что вы знаете об истории своей малой Родины?

Автор: Владимир Гирин. Иллюстрации предоставлены автором.

Подписывайся на нас в соцсетях!
Стань автором портала!
Опубликуй свою статью на портале «Наш Урал и весь мир»! Если вы путешествуете, фотографируете, ведете свой блог — вы можете написать материал, и принять участие в ежемесячном конкурсе статей! Свяжитесь с нами, мы расскажем все подробности! :)
ПИШИТЕ на почту: uralnash@yandex.ru
ЗВОНИТЕ по телефону: +7982-614-09-39
Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments