Марина Чеботаева однажды тоже ходила в поход по Алтаю: «На самом деле ситуация, описанная в данной статье, мне кажется, вполне себе типичная. С МЧС я, конечно, не сталкивалась на Алтае, а вот гиды там — ой, ой, ой. Если собираются большие группы, то гидов, видимо, не хватает и берут кого попало. В моем случае на группу из 30 человек был всего один гид. А это означает, никаких правил о том, что один из организаторов должен идти замыкающим, вообще не соблюдалось. Мы втроем: моя подруга, ее дочка и я — вообще отбились от группы и пошли по тропе, по которой, потом оказалось, ходить вообще было нельзя — она пересекалась с медвежьей тропой. И молодой мальчишка-гид нас даже и не искал, не до того ему было. Хорошо, что у меня есть опыт хождения по лесам и мы вовремя вернулись и нашли основную тропу.
В общем, правильно выбирайте организаторов ваших турпоходов.
Рассказывает Илья Маматов:
«Елена приехала из Калининграда с мужем, чтобы путешествовать по Алтаю. Оказалась в немногочисленной возрастной группе туристов под руководством молодого гида. На опасной тропе к Большому Чульчинскому водопаду она сорвалась со скалы и пролежала в глубоком ущелье день, вечер и всю ночь, пока не пришла помощь. Ее спутники растерялись, не знали, что делать в сложившейся ситуации.
В это время мы с друзьями стояли лагерем на реке Чулышман в нескольких километрах от места трагедии. К нам подошел горе-проводник и попросил помощи. Мы ничего толком не поняли из его сумбурного рассказа. У нас был спутниковый телефон, позвонили спасателям из МЧС (мобильной связи в этих местах нет!). Не скоро приехали спасатели на «буханке». Все их снаряжение — это небольшая лестница. «Наша самая крупная операция по спасению – достали недавно мужчину из погреба», — пояснили нам пожарные. Мы привыкли и уверены, что сотрудники МЧС нам помогут, но в жизни выходит по-другому. Приехавшие местные «эмчээсники» даже в местности не ориентировались! Думали, что приехали на водопад Корбу! Видимо, не всегда и не везде уровень подготовки спасателей бывает на должном уровне. В этих местах — слабоват…
С гидом-неудачником и пожарными пошел наш гид — опытный спасатель Сергей Блошкин. Он взял с собой необходимое — нож, фонарь, карабины, веревку, спички (завернул в пакет от сырости). Ничего этого не было ни у проводника, ни у спасателей!
Серега возвратился и рассказал: «Ночью возвращался в лагерь. В темноте опаснее и страшнее, поэтому реку переходить не стал. Переночевал на берегу, рюкзак подстелил, развел костер. С рассветом перешел реку». Поведал нам о том, что произошло у опасной скалы. А произошло обычное нарушение техники безопасности. На переходе у скальной стены обычно навешивают страховочную веревку, но этого не сделали. Не было страховки.
Прибыли на место, из свежей березы сделали носилки (не было носилок у спасателей). Укрыли пострадавшую нашей теплой одеждой. Те 3 спасателя вообще хотели уйти, не смогли помочь женщине. Мы помогли поднять женщину из ущелья, несколько километров несли, меняясь, по 6 человек. Переправили через горную реку.
Спасатели отвезли Елену в село Улаган, затем – в Горно-Алтайск. Врачи разводили руками, не зная, что делать, и отправили ее в Новосибирск. Оказалось, что был сложный перелом позвоночника. Женщине сделали 2 операции за 2 месяца.
Конец у истории счастливый. Елена ныне живет и здравствует. О славных подвигах доблестных спасателей из МЧС написали много в прессе и сетях.
Мораль?
Вертолет не прилетит! Надо правильно выбирать маршрут, соизмерять свои силы. Учитывать такие сложности на пути, как броды, подъемы, обрывы. В непредвиденных ситуациях надеяться только на себя (не на спасателей). Иметь правильное снаряжение, спутниковую связь.
Хорошо, что мы оказались рядом! Нам — «плюс к карме».
Автор фотографий и текста: Ильдар Маматов
Интересно? Расскажи друзьям!