Лодка уральских индейцев скользила по воде. Первый день путешествия в Закынье шёл к вечеру. Позади остался боец Стеновой, Каменная Рыба. Вода священной Чуоси близ правого берега, поросшего берёзами и соснами, казалась зелёной от пышной июльской урёмы. В этот раз Большой Медведь знал, что же там, за поворотом.
За поворотом перед глазами разворачивалась громадина бойца Мултыка. Что-то в этом камне было страшное и свирепое, одновременно сильное и неукротимое. И чем-то знакомым веяло от этих скал. Прежде, чем обратиться в камень, огромный горбатый медведь в последний раз прилёг к воде, положив голову на когтистые лапы.
Медведь Мултык
Боец Мултык – последний в Кыновской гряде, самый нижний по течению реки Чусовой. Его ущелья и скалы протянулись по левому берегу больше, чем на версту. Геологические пласты перемешаны, на известняки пермского периода «надвинулись» более старые известняки девона. Мултык – геологический памятник природы!
На его вершинах в 1737 году вогул Иван Новосёлов из деревни Бабенки нашёл месторождение горнового камня. И мы хотели проехать до той деревни на железных лосях. Хотели по пути посмотреть на бывшую деревню Грязнуху у одноимённой речки, затерявшейся высоко в лесах над Зимняком, да не случилось.
Туристская тропа ведёт по Мултыку от вершины к вершине. На скальных выступах сохранились гнездовья сокола-сапсана, занесённого в Красную Книгу. У перебора по противоположному берегу тянется луговина с «пляжем», где находятся стоянки сплавщиков.
С высоты восьмидесятиметровых глыб видно, как Чуоси преодолела заплот Царь-бойца Высокого. Великанская стена не пустила горную красавицу дальше, и ей пришлось повернуть к Кыну.
Мёрзлая Гора повернула Реку Теснин почти вспять и отправила вдоль Плакун-Горы – к Мултыку. Чусовая под Мултыком вновь разворачивается и течёт обратно на юг!
Река прошла узкое Горло и вырвалась из горных тисков, завершив Кыновскую Петлю. Расстояние от стен Высокого до могутного горба Востряка не больше километра.
Так металась когда-то девушка Чуоси, пытаясь спастись от Подземного Змея:
«Оставила тогда она свои слёзы у Плакун-Горы, и попросила помощи у Медведя-Мултыка. Послал к ней Лесной Старик ручьи с волшебной водицей, с силой медвежьей. Река Теснин набралась сил и бросилась снова через хребет. Показал ей Мултык лазейку! Пытался богатырь Востряк изловить девчонку, да куда там! Выпорхнула она из его косматых лап и побежала дальше».
Та история со Змеем, который пытался заманить Чуоси в своё логово, не закончена! Где-то поблизости колобродит Подземный Змей, высматривая девушку. До сих пор караулит его Медведь-Мултык. Уж и когтищи по скалистому берегу выпустил. Уж и шерсть лесом на горбу каменном вздыбилась. Лапы медвежьи напряжены перед решающим прыжком. Ждёт Лесной Старик добычу. Выставил Медвежье Ухо, прислушивается. Да знает Змей его силу, прячется за Востряком.
О красоте
Все люди видят мир вокруг себя по-разному. Кто-то восхитится красотой полевого цветка, нежданно выросшего в бурьяне. А кто-то на сказочной новогодней ёлке заметит перегоревшую лампочку. Так и Мултык поворачивается к людям разными сторонами.
Порой современники пишут о «гряде бесформенных утесов». Сэр Родерик Импи Мэрчисон, открывший миру Пермский геологический период, в 1841 году шёл с экспедицией по Чусовой от Кына к Ослянской пристани. Он любовался Мултыком и, напротив, отметил в дневнике «живописную красоту диких ущелий«.
Старый индеец привстал на лодке, чтобы получше разглядеть Медвежий камень. Он был по-своему красив. Стройные ноги козочек не сравнятся с медвежьими лапами, а кисточки на рысьих ушах симпатичнее медвежьего уха. Да и хвост у медведя не павлиний. Но разве не чувствуется красота грозного зверя в его силе, в его мощи и громадных размерах, в неукротимой воле Хозяина Леса? А насколько он умён и хитёр!
Красота видится и в гармонии Медведя с миром предков. Когда-то близ устья реки Кын жили древние коми, которые в родовом святилище поклонялись Медведю. Он был для них неотвратимым наказанием за Ложь.
Медвежье царство до сих пор осталось в тех лесах. Лет пять назад произошёл забавный случай, о котором мне рассказали кыновские рыбаки. Однажды под Мултыком был хороший клёв, река обмелела и большие рыбины ворочались на переборе. Вдруг сверху в воду полетели камни. Сначала грохнулся первый. «Наверное, под ногой у туриста сорвался, бывает», — подумали мужики. Затем грохнулся второй. Стены камня обдало трёхэтажным матом.
— Пошалишь ты у меня! – прикрикнул один мужик, пытаясь разглядеть обидчика. И обомлел. С вершины камня мчался со всех лап к берегу красавец медведь. Михайло Потапыч, оказывается, изволили рыбалить и тоже виды на рыбу имели. Мишка сдвигал с обрывов Мултыка валуны в Чусовую, выражая недовольство конкурентами.
— Ты не поверишь! Так в забродах до самого Кына бежали! — горячились мужики, вспоминая тот случай.
Что в имени тебе моём?
Оказалось, что одно из названий камня Мултык — Мултан! Мултан – древнее индоиранское слово. В индоиранских названиях часть «тан» (дан /дон) означает реку. «Мул» в них означает горло, горловину, шею. Прежним названием древние люди хотели предупредить об опасном месте, где Чусовая превращается в узкое порожистое горло под большим камнем. Река Теснин бьётся между мощными хребтами Мултыка и Востряка, затем выворачивает на Бабенский плёс.
Впоследствии «мула-, мул-» в тех языках означало флейту из полого рога, затем длинную трубу, ствол. В Сибири горные шорцы (кузнецкие татары) до сих пор каждый год 18 января отмечают Мултык-Пайрам, праздник охотников. «Мултык» на их языке означает ружьё. По старинному обычаю охотники, возвращаясь из тайги с добычей, оповещали сельчан об удаче стрельбой из ружей.
В.И. Шесталов из г. Ханты-Мансийска описывает начало медвежьего праздника обских угров, в котором участвует ружьё (мултык): «Возвращение охотников с добытым медведем. Подъезжая к деревне, охотники подавали сигнал, одновременно стреляя из ружей и выкрикивая слова: «Утщум ӧхӧв!» пять или четыре раза в зависимости от пола добытого медведя. Остальные жители селения начинали готовиться к встрече, надевая праздничные костюмы и обувь».
«Если убивали медведя, то навстречу охотникам из деревни выходили пять женщин, а если была добыта медведица, то выходили четыре женщины, якобы они являлись посланницами от «снохи медведя» (по-мансийски «манянэ«, по-хантыйски «аньхи«). Они выходили с подожженной дымящейся чагой в посудине, которую обычно держали в правой руке, якобы для очищения от злых духов», — рассказывает Шесталов.
Мултык – это Камень-У-Длинного-Горла-Реки. Таков изначальный смысл имени бойца. Однако для меня он всё равно остался Медвежьим. Таким он был и для манси, пришедших в XII веке на Чусовую.
Г.Ф. Миллер зафиксировал древнее вогульское название камня Мултык как Aintzuk ku. Он сопоставил его с мансийским anhix (аньщих, старик) + kew, ku (ку, камень) в Таблице соответствия топонимов.
Получается, что у манси Мултык носил имя Старик-камень, а точнее – Медведь-камень! Было принято называть медведя иносказательно – Лесной Старик. Страшились люди называть его прямо по имени.
Эпоха железных караванов
Когда проходишь на лодке горловину под Мултыком, с воды его массивные скалы смотрятся ещё страшнее, ещё угрюмее. Недаром он был награждён «отличительным знаком» – заплавнями для опасных бойцов. Здесь барки и коломенки прижимало течением к ершистой стене, затем Медведь-камень буквально раздирал судно на ошмётки.
Дно Чусовой в этом месте исследовал дайвер Сергей Кондрашин: «Запомнилась часть борта судна, полностью обшитого металлом, деревянное колесо с кованым ободом, чугунок для печки. На глубине 2,5 метра на ровном скальном дне красовался массивный старинный якорь с коваными шипами. В 5-6 метрах от него вниз по течению находился еще один тормозной якорь-лот».
«На этом якоре с одной стороны отсутствовали массивные шипы, по-видимому, с колоссальной силой вырванные в момент зацепа с дном. Стало совершенно очевидно, что оба якоря находились в одной связке и были выброшены за борт в последний момент, когда судно уже неминуемо тащило течением прямо в скалу», — говорит Кондрашин.
Мултычить, мултыть, мултывить – название бойца навсегда вошло в обиход выражений чусовлян, означая изнурительную и напряжённую работу гребцов, бурлаков и плотогонов на сплавах. В 1959 году филологи УрГУ в деревне Пермяковой записали от А.С. Пермякова, 1889 г.р., что значит мултывить: «Тут у нас камень Мултык — течение там большое, сильное; к нему и притягивало. Сильно грести надо. Вот и говорят: «Помултывишь ты тут!»
Тогда же, филологи в деревне Ёкве записали рассказ от А.Н. Долматовой, 1895 г.р.: «Ну, Мултык, он тоже сильный боец был. К нему как подплывёшь, так чуть не версту надо мултыть (работать). Тут не робей да и гляди в оба. Однажды у нас с мужиком то ли заминка вышла, то ли еще что, только выправить вовремя не успели плот, да и стукнуло нас об Мултык.
От плота одни бревёшки. Мужик-от половчее, он сразу на камень выскочил, а я уцепилась за бревёшки. «Сашуха, — кричит он, — плыви!» Я и поплыла на этих брёвнышках-то, до самого Долгого лугу доплыла, это у Бабенок». (Цитаты из книги «Предания и легенды Урала», Свердловск, 1991 год)
Медвежье Ухо выглянуло из Леса большой каменной аркой. Мултык послушал всю историю о себе. Медведь пропустил беспрепятственно лодку индейцев, едва шевельнув на ветру шерстистой тайгой. Когтистые скалы расступились, и мы устремились по узкому горлу к хмурой громаде Востряка.
Предыдущие рассказы серии «Потусторонний Кын»:
1. Первое утро
3. По Долгому Лугу до бойца Стенового