Лодка уральских индейцев скользила по воде. Первый день путешествия в Закынье шёл к вечеру. Позади остался боец Стеновой, Каменная Рыба. Вода священной Чуоси близ правого берега, поросшего берёзами и соснами, казалась зелёной от пышной июльской урёмы. В этот раз Большой Медведь знал, что же там, за поворотом.

Мултык – Лесной Старик. Автор — Дмитрий Латышев

За поворотом перед глазами разворачивалась громадина бойца Мултыка. Что-то в этом камне было страшное и свирепое, одновременно сильное и неукротимое. И чем-то знакомым веяло от этих скал. Прежде, чем обратиться в камень, огромный горбатый медведь в последний раз прилёг к воде, положив голову на когтистые лапы.

Лодка уральских индейцев скользила по воде. Автор — Дмитрий Латышев.

Медведь Мултык

Боец Мултык – последний в Кыновской гряде, самый нижний по течению реки Чусовой. Его ущелья и скалы протянулись по левому берегу больше, чем на версту. Геологические пласты перемешаны, на известняки пермского периода «надвинулись» более старые известняки девона. Мултык – геологический памятник природы!

Мултык – геологический памятник природы. Автор — Дмитрий Латышев.

На его вершинах в 1737 году вогул Иван Новосёлов из деревни Бабенки нашёл месторождение горнового камня. И мы хотели проехать до той деревни на железных лосях. Хотели по пути посмотреть на бывшую деревню Грязнуху у одноимённой речки, затерявшейся высоко в лесах над Зимняком, да не случилось.

Стоянка сплавщиков напротив камня Мултыка. Автор — Дмитрий Латышев.

Туристская тропа ведёт по Мултыку от вершины к вершине. На скальных выступах сохранились гнездовья сокола-сапсана, занесённого в Красную Книгу. У перебора по противоположному берегу тянется луговина с «пляжем», где находятся стоянки сплавщиков.
С высоты восьмидесятиметровых глыб видно, как Чуоси преодолела заплот Царь-бойца Высокого. Великанская стена не пустила горную красавицу дальше, и ей пришлось повернуть к Кыну.

Чуоси преодолела заплот Царь-бойца Высокого. Автор — Дмитрий Латышев.

Мёрзлая Гора повернула Реку Теснин почти вспять и отправила вдоль Плакун-Горы – к Мултыку. Чусовая под Мултыком вновь разворачивается и течёт обратно на юг!
Река прошла узкое Горло и вырвалась из горных тисков, завершив Кыновскую Петлю. Расстояние от стен Высокого до могутного горба Востряка не больше километра.

Под Мултыком Чусовая разворачивается и обратно течёт на юг. Автор — Дмитрий Латышев.

Так металась когда-то девушка Чуоси, пытаясь спастись от Подземного Змея:
«Оставила тогда она свои слёзы у Плакун-Горы, и попросила помощи у Медведя-Мултыка. Послал к ней Лесной Старик ручьи с волшебной водицей, с силой медвежьей. Река Теснин набралась сил и бросилась снова через хребет. Показал ей Мултык лазейку! Пытался богатырь Востряк изловить девчонку, да куда там! Выпорхнула она из его косматых лап и побежала дальше».

Металась девушка Чуоси, пытаясь спастись от Подземного Змея. Автор — Дмитрий Латышев.

Та история со Змеем, который пытался заманить Чуоси в своё логово, не закончена! Где-то поблизости колобродит Подземный Змей, высматривая девушку. До сих пор караулит его Медведь-Мултык. Уж и когтищи по скалистому берегу выпустил. Уж и шерсть лесом на горбу каменном вздыбилась. Лапы медвежьи напряжены перед решающим прыжком. Ждёт Лесной Старик добычу. Выставил Медвежье Ухо, прислушивается. Да знает Змей его силу, прячется за Востряком.

Лесной Старик выставил Медвежье Ухо, прислушивается. Автор — Дмитрий Латышев.

О красоте

Все люди видят мир вокруг себя по-разному. Кто-то восхитится красотой полевого цветка, нежданно выросшего в бурьяне. А кто-то на сказочной новогодней ёлке заметит перегоревшую лампочку. Так и Мултык поворачивается к людям разными сторонами.

Порой современники пишут о «гряде бесформенных утесов». Сэр Родерик Импи Мэрчисон, открывший миру Пермский геологический период, в 1841 году шёл с экспедицией по Чусовой от Кына к Ослянской пристани. Он любовался Мултыком и, напротив, отметил в дневнике «живописную красоту диких ущелий«.

Родерик Мэрчисон в 1841 году отметил красоту диких ущелий Мултыка. Автор — Дмитрий Латышев.

Старый индеец привстал на лодке, чтобы получше разглядеть Медвежий камень. Он был по-своему красив. Стройные ноги козочек не сравнятся с медвежьими лапами, а кисточки на рысьих ушах симпатичнее медвежьего уха. Да и хвост у медведя не павлиний. Но разве не чувствуется красота грозного зверя в его силе, в его мощи и громадных размерах, в неукротимой воле Хозяина Леса? А насколько он умён и хитёр!

Старый индеец привстал на лодке, чтобы получше разглядеть Медвежий камень. Автор — Дмитрий Латышев.

Красота видится и в гармонии Медведя с миром предков. Когда-то близ устья реки Кын жили древние коми, которые в родовом святилище поклонялись Медведю. Он был для них неотвратимым наказанием за Ложь.

Медвежье царство до сих пор осталось в тех лесах. Лет пять назад произошёл забавный случай, о котором мне рассказали кыновские рыбаки. Однажды под Мултыком был хороший клёв, река обмелела и большие рыбины ворочались на переборе. Вдруг сверху в воду полетели камни. Сначала грохнулся первый. «Наверное, под ногой у туриста сорвался, бывает», — подумали мужики. Затем грохнулся второй. Стены камня обдало трёхэтажным матом.

Скалы Мултыка — когти Медведя! Автор — Дмитрий Латышев.

— Пошалишь ты у меня! – прикрикнул один мужик, пытаясь разглядеть обидчика. И обомлел. С вершины камня мчался со всех лап к берегу красавец медведь. Михайло Потапыч, оказывается, изволили рыбалить и тоже виды на рыбу имели. Мишка сдвигал с обрывов Мултыка валуны в Чусовую, выражая недовольство конкурентами.
— Ты не поверишь! Так в забродах до самого Кына бежали! — горячились мужики, вспоминая тот случай.

Мултык по-своему красив. Автор — Дмитрий Латышев.

Что в имени тебе моём?

Оказалось, что одно из названий камня Мултык — Мултан! Мултан – древнее индоиранское слово. В индоиранских названиях часть «тан» (дан /дон) означает реку. «Мул» в них означает горло, горловину, шею. Прежним названием древние люди хотели предупредить об опасном месте, где Чусовая превращается в узкое порожистое горло под большим камнем. Река Теснин бьётся между мощными хребтами Мултыка и Востряка, затем выворачивает на Бабенский плёс.

Река Теснин бьётся между мощными хребтами Мултыка и Востряка. Автор — Дмитрий Латышев.

Впоследствии «мула-, мул-» в тех языках означало флейту из полого рога, затем длинную трубу, ствол. В Сибири горные шорцы (кузнецкие татары) до сих пор каждый год 18 января отмечают Мултык-Пайрам, праздник охотников. «Мултык» на их языке означает ружьё. По старинному обычаю охотники, возвращаясь из тайги с добычей, оповещали сельчан об удаче стрельбой из ружей.

У манси Мултык носил имя Старик-камень, а точнее – Медведь-камень! Автор — Дмитрий Латышев.

В.И. Шесталов из г. Ханты-Мансийска описывает начало медвежьего праздника обских угров, в котором участвует ружьё (мултык): «Возвращение охотников с добытым медведем. Подъезжая к деревне, охотники подавали сигнал, одновременно стреляя из ружей и выкрикивая слова: «Утщум ӧхӧв!» пять или четыре раза в зависимости от пола добытого медведя. Остальные жители селения начинали готовиться к встрече, надевая праздничные костюмы и обувь».

Мултык – это Камень-У-Длинного-Горла-Реки. Автор — Дмитрий Латышев.

«Если убивали медведя, то навстречу охотникам из деревни выходили пять женщин, а если была добыта медведица, то выходили четыре женщины, якобы они являлись посланницами от «снохи медведя» (по-мансийски «манянэ«, по-хантыйски «аньхи«). Они выходили с подожженной дымящейся чагой в посудине, которую обычно держали в правой руке, якобы для очищения от злых духов», — рассказывает Шесталов.

Г.Ф. Миллер зафиксировал древнее вогульское название камня Мултык как Aintzuk ku.
Автор — Дмитрий Латышев.

Мултык – это Камень-У-Длинного-Горла-Реки. Таков изначальный смысл имени бойца. Однако для меня он всё равно остался Медвежьим. Таким он был и для манси, пришедших в XII веке на Чусовую.

Г.Ф. Миллер зафиксировал древнее вогульское название камня Мултык как Aintzuk ku. Он сопоставил его с мансийским anhix (аньщих, старик) + kew, ku (ку, камень) в Таблице соответствия топонимов.

Было принято называть медведя иносказательно – Лесной Старик. Автор — Дмитрий Латышев.

Получается, что у манси Мултык носил имя Старик-камень, а точнее – Медведь-камень! Было принято называть медведя иносказательно – Лесной Старик. Страшились люди называть его прямо по имени.

Для меня этот камень всё равно остался Медвежьим. Автор — Дмитрий Латышев.

Эпоха железных караванов

Когда проходишь на лодке горловину под Мултыком, с воды его массивные скалы смотрятся ещё страшнее, ещё угрюмее. Недаром он был награждён «отличительным знаком» – заплавнями для опасных бойцов. Здесь барки и коломенки прижимало течением к ершистой стене, затем Медведь-камень буквально раздирал судно на ошмётки.

Мултык был награждён «отличительным знаком» – заплавнями для опасных бойцов. Автор — Дмитрий Латышев.

Дно Чусовой в этом месте исследовал дайвер Сергей Кондрашин: «Запомнилась часть борта судна, полностью обшитого металлом, деревянное колесо с кованым ободом, чугунок для печки. На глубине 2,5 метра на ровном скальном дне красовался массивный старинный якорь с коваными шипами. В 5-6 метрах от него вниз по течению находился еще один тормозной якорь-лот».

Мултычить, мултыть, мултывить – название бойца навсегда вошло в обиход выражений чусовлян. Автор — Дмитрий Латышев.

«На этом якоре с одной стороны отсутствовали массивные шипы, по-видимому, с колоссальной силой вырванные в момент зацепа с дном. Стало совершенно очевидно, что оба якоря находились в одной связке и были выброшены за борт в последний момент, когда судно уже неминуемо тащило течением прямо в скалу», — говорит Кондрашин.

Сильно грести надо. Вот и говорят: «Помултывишь ты тут!» Автор — Дмитрий Латышев.

Мултычить, мултыть, мултывить – название бойца навсегда вошло в обиход выражений чусовлян, означая изнурительную и напряжённую работу гребцов, бурлаков и плотогонов на сплавах. В 1959 году филологи УрГУ в деревне Пермяковой записали от А.С. Пермякова, 1889 г.р., что значит мултывить: «Тут у нас камень Мултык — течение там большое, сильное; к нему и притягивало. Сильно грести надо. Вот и говорят: «Помултывишь ты тут!»

Сильный боец. К нему как подплывёшь, так чуть не версту надо мултыть (работать). Автор — Дмитрий Латышев.

Тогда же, филологи в деревне Ёкве записали рассказ от А.Н. Долматовой, 1895 г.р.: «Ну, Мултык, он тоже сильный боец был. К нему как подплывёшь, так чуть не версту надо мултыть (работать). Тут не робей да и гляди в оба. Однажды у нас с мужиком то ли заминка вышла, то ли еще что, только выправить вовремя не успели плот, да и стукнуло нас об Мултык.
От плота одни бревёшки. Мужик-от половчее, он сразу на камень выскочил, а я уцепилась за бревёшки. «Сашуха, — кричит он, — плыви!» Я и поплыла на этих брёвнышках-то, до самого Долгого лугу доплыла, это у Бабенок». (Цитаты из книги «Предания и легенды Урала», Свердловск, 1991 год)

Медведь пропустил беспрепятственно лодку индейцев. Автор — Дмитрий Латышев.
Когтистые скалы расступились. Автор — Дмитрий Латышев.

Медвежье Ухо выглянуло из Леса большой каменной аркой. Мултык послушал всю историю о себе. Медведь пропустил беспрепятственно лодку индейцев, едва шевельнув на ветру шерстистой тайгой. Когтистые скалы расступились, и мы устремились по узкому горлу к хмурой громаде Востряка.

Предыдущие рассказы серии «Потусторонний Кын»:

1. Первое утро

2. Ящеры на Гребешках

3. По Долгому Лугу до бойца Стенового

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments