Написать о Качканаре было невероятно трудно, потому как поездка на одну из самых высоких точек Среднего Урала оставила много противоречивых эмоций. Вне сомнения, само по себе место по красоте и живописности может дать фору многим достопримечательностям Свердловской области. Неудивительно, ведь двуглавая гора расположена в непосредственной близости от водоема, и покрытыми лесом пологими склонами устремляется к водной глади Нижневыйского пруда.
Проблема Качканара
Но как бы не была прекрасна природа Урала, человек с завидным цинизмом пытается стереть с лица земли все то, что создавалось не им в течении миллионов лет. В угоду прибыли, компания ЕВРАЗ планирует уничтожить природный памятник для проведения добычи титаномагнетитовых руд. Возможно, в скором времени вместо величавой каменной шапки наши внуки увидят утесы очередного затопленного карьера. Пока процесс приостановлен, но практика показывает, что перед деньгами корпораций не могут устоять даже горы…
Наше путешествие
Ну а мы пока устремляемся ранним субботним утром в сторону Серова. Хмурое небо марта предвещает унылые кадры Урала, который никак не хочет отходить от зимней спячки. Хоть что-то неподвластно руке человека.
Как добраться?
Качканар: смотровая площадка и карьер
Въезжаем в Качканар и пытаемся разглядеть очертания горы, затянутой белесой пленкой снега. Исполинские размеры действительно впечатляют. Вскоре мы подъезжаем к проходной ГОКа, откуда начинается восьмикилометровый пеший маршрут к Буддийскому монастырю. Забавно, что через проходную идти нельзя, потому что там ведется видеонаблюдение и охрана протестует против наглого вторжения на частную территорию. Что ж, придется подняться по тропе, которая обходит КПП. Наблюдаем, как на вершине отвала самосвал скидывает отработку.
По прочищенной тропе идем около трех километров до смотровой площадки на карьер. Потеряться здесь и свернуть не туда невозможно. Через 20-30 минут мы уже на месте и вглядываемся в туманную даль над карьером.
В видоискатель фотокамеры техника больше похожа на детские машинки. А поезда с такой высоты напоминают детские железные дороги производства ГДР. На ступенях карьера видно, как грунтовые воды уже начали работы по затоплению карьера.
Не успеваем мы как следует насладиться видами, как смотровую площадку заполняет группа туристов, приехавших сюда на автобусе. Если хочется одиночества, то это не то место.
Монастырь Шад Тчуп Линг
Устремляемся вперед от позирующих селферов по переметенной местами тропе, чтобы не попасть в столпотворение у буддийского монастыря. Подъем не представляет никакой сложности. Дорога, изъезженная снегоходами, достаточно пологая и приятная для прогулки.
Под неспешную беседу мы подходим к стенам монастыря «Шад Тчуп Линг».
Погода совершенно не радует. Начинает валить мокрый мартовский снег, который сопровождается пронизывающими порывами ветра.
Зима здесь в своих правах и даже не думает уходить, уступая дорогу теплым лучикам весеннего солнца. Приятель берет на плечо бревно из поленицы и устремляется на покорение последнего рубежа — каменных острогов перед крепостью буддизма.
Вход в монастырь выполнен вполне ожидаемо в соответствии с концепцией веры.
Вход охраняет каменный дракон с мордой утки.
Первым делом гостей приглашают в столовую, в которую проходишь по длинному каменному коридору.
В теплом помещении подают горячий чай для обогрева и рассказывают о самом монастыре. Стены помещения пропитаны запахом специй. На каменной печи скворчит масло. Готовится обед для коммерческой группы туристов из Екатеринбурга.
Мы рассаживаемся перед столом на подушки. Предупреждают, что времени у нас мало, так как вот-вот уже должны придти люди по заявке. Мы отдаем несколько пакетов гречки и сахара. В благодарность служитель храма обещает нам провести небольшую экскурсию.
В дверь заходит мужчина полного телосложения и отдает буддистам визитки с номерами телефонов со словами: «Раздайте посетителям, кто захочет прокатиться на снегоходе…». Коммерцией пропитано все от начала до конца, и за ней совершенно теряется необыкновенность… Реалии рыночной экономики. Часть электроэнергии храм получает от солнца посредством солнечных батарей, расположенных рядом с статуей Будды. На фото слева внизу.
Выходим навстречу зиме. Пока наши одеваются, взбираюсь на каменный утес. Вокруг лес, окутанный одеялом зимы.
В хорошую погоду, с верхней точки каменных останцов виден Конжаковский камень, но мы видим лишь пелену. Поэтому фотографирую лишь постройки.
Скала Верблюд
После осмотра храма отправляемся к скале «Верблюд». По тонкой тропе, с трудом удерживая равновесие при попытках сфотографировать, пробиваемся мимо каменных строений.
А строения, созданные природой порой принимают совершенно невероятные формы. Вот например эта скала очень похожа на … впрочем додумывайте сами.
Пытаемся хоть немного разглядеть пейзажи. Но видим лишь линии каменных волн. Остается додумывать, что же здесь можно увидеть при солнце.
Наконец — то выходим на скалы, с которых видна горбатая спина останца Верблюд. Он действительно похож на одногорбого верблюда.
Немного прошли подальше. Каменные башни ждут очередного шага человечества… Будет ли это спасение или уничтожение?
В этот самый момент нас накрывает снежный буран. Идти дальше — верх безумия. Каменные развалы, покрытые снегом, только и ждут, чтобы подвернуть ногу незадачливого путника.
И мы лишь наблюдаем снежную мглу…
А ведь виды были отсюда были потрясающие буквально месяц назад. Это фото прислал мне мой приятель, побывавший здесь в феврале. Снежная сказка, не иначе.
Спуск
Начинаем спуск. За это время небо очищается полностью, я спешу к смотровой площадке и успеваю заснять голубое небо над карьером…
Согреваемся теплым чаем у машин и отправляемся домой. Останавливаемся у пруда, чтобы увидеть Качканар при ясном небе. Удивительно, ветер здесь буквально сбивает с ног. Конец марта на Урале…
Уральский кряж по долготе растянут,
Стоит веками, весь в горах, лесах.
Суровый край, но вместе с тем он мягок
Для тех, кто врос корнями здесь, сроднился на веках.
Мокроносов Ю.В.