Высшей точкой хребта Москаль, расположенного между хребтами Нургуш и Больша́я Сука́, является гора Большая Калагаза (1048 м нум). Она получила свое название по имени протекающей у подножия реки. Название самого хребта произошло от башкирского «мэскэй» — «ведьма». Говорят, что раньше на хребте стояли древние деревянные идолы, которым поклонялись. Потом там стоял деревянный крест, а теперь там нет ничего, кроме снега и камней, но об этом позже.

Идти до вершины предстояло всего 3,5 км. Но встав на тропу, мы сразу же почувствовали, что дорога уверенно пошла вверх, и так продолжалось до самой вершины.

Мы с Колей сразу же отстали, потому что до этого ему приходилось с нами ходить по более пологой местности, за исключением Чёрной скалы и горы Сугомак, но они всё же не такие высокие, на тысячник он отправился впервые. Нам сразу же стало очень жарко от нагрузки, пришлось расстегнуться и снять варежки. Коле всё время хотелось пить. На такой интенсивный подъём имеет смысл одеваться полегче, но есть риск замёрзнуть на вершине, потому что там обычно всегда ветрено, хотя в этот раз было совсем наоборот, но об этом позже.

Наш замыкающий в красивых солнцезащитных очках шёл за нами и пыхтел всю дорогу, что до вершины в таком темпе мы дойдём только к вечеру. Мы ему предлагали нас обогнать, благо дорога вся промаркирована лентами и никуда не сворачивает, поэтому заблудиться на ней совершенно невозможно. Но он отказался, сказав, что бесполезно, впереди виднелась ещё кучка отставших от нашей группы туристов. А мне показалось, что ему путь давался тоже не очень легко, и он нас просто не мог обогнать. В конце концов, изрядно попотев, мы дошли таки сначала до смотровой площадки, а затем и до останцев на верхушке Колиного первого тысячника. На горе совершенно не было ветра, грело солнышко и открывались панорамные виды во все стороны на близлежащие хребты: Большую Суку́, Нургуш, гору Уван и озеро Зюраткуль.

Пока мы лазили по останцам, начался закат, и как это обычно бывает в горах, солнце быстро закатилось за ближайший хребет, мы еле успели сфотографировать последние его лучи. Наша группа поспешила в обратный путь, пока не стемнело, а мы ещё немного задержались для фотосессии. Весь обратный путь мы практически катились с горы на ногах, а Коля на ледянке. Уже изрядно спустившись, мы обнаружили, что наш замыкающий отстал. Нас обогнала кучка весёлых молодых людей, а его всё не было видно. Уже начало темнеть, мы начали волноваться, не случилось ли чего с нашим проводником. Как вдруг из темноты откуда — то сзади раздался крик «Мааа-мааа!», и через минуту на нас выкатился наш замыкающий. Он немного ещё побыл на горе, а потом катился, чтобы нас догнать на пятой точке, весело у него видать это получалось. Дорога уже еле проглядывала в темноте, так что нам пришлось надеть налобные фонарики и освещать тропу.

Мы всё бежали и бежали под горку, понимая, какой всё-таки высокий подъём нам пришлось преодолеть, а он никак не заканчивался. У меня вообще уже началось ощущение застывшей реальности, как часто у меня бывает на обратном пути. Мне стало казаться, что поднялись мы очень быстро, а спускаемся уже целую вечность. Ещё одолевали мысли о медведях и о других животных, например, волках, коими славится Больша́я Сука́, находящаяся поблизости. Вдруг впереди замаячил чей-то фонарик, и мы увидели нашего предводителя, который отвёл нашу группу на кордон «Трёх вершин» и пошёл встречать нас. Слава Богу, путешествие наше подошло к концу, но предстоял долгий путь до Челябинска, но этот путь стоил того, чтобы его преодолеть!

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

1 Комментарий
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Городилов Сергей
3 лет назад

На фото не Нургуш, а Зигальга.!