В майские праздники нашей озерской туристической группе удалось посетить необычные места в Башкортостане, одно из них — «Ахуновские менгиры». Наш Уральский край — это такая кладовая всего полезного и целебного: и растения, и камни, и реки, и озера, и горы, и родники, и люди, и сокровенные места…
Про «Ахуновские менгиры» я узнала от своей доброй приятельницы, сотрудницы нашей школы, которая рассказывала о своем родственнике Жавдате Талгатовиче Аятове — жителе села Ахуново, хранителе этих мест, местном краеведе, благодаря которому и были открыты менгиры. Жавдат Талгатович нигде не учился, тем не менее, он обладает потрясающими знаниями истории своего края. Беседовали мы около двух часов, сожалею, что мало было времени на общение с этим необычным человеком. Очень скромный и застенчивый, добрый и немножко наивный, Жавдат поведал нам столько интересного, и было непонятно, откуда он черпает столько сокровенного, это — эзотерические знания, не каждому они даются…
Мы в начале 90-х посещали много встреч на озере Чебаркуль, где слушали беседы о сокровенном знаниях Урала, о Зороастре (или Заратуштре), который был на Южном Урале, возле горы Иремель, и проповедовал свое вероучение – зороастризм (но это отдельная и очень большая тема). О Зороастре говорил и Жавдат Талгатович. Он упомянул и о древней легенде о Гиперборее. Помнит Ж.Т. Аитов свои 7 поколений, видимо, знания эти передавались из уст в уста, возможно и присутствует в его знаниях и генетическая память, и память духа, и связь времен. Оказывается, Ахуновский «Стоунхендж», как его называют, имеет связь с Аркаимом, а также с Тибетским Кайласом. На святилище присутствуют 10 менгиров, не хватает еще одного. Видимо, шаманы унесли с собой один менгир. Много интересного мы узнали про шаманов этого края, об их обрядах, церемониях.
Жавдат рассказывал, что его с детства всегда тянуло к этим местам, к этим загадочным камням. А мне знакомо это чувство , память прошлого, память духа, оно бывает сильнее всего остального… К сожалению, не всем это дано, не все этим интересуются. Бывает отсутствие экологической и внутренней культуры, вот это и породило вандализм на менгирах осенью 2012 года. Теперь мегалиты восстановлены. Когда я поинтересовалась: «А как ваши школы реагируют на такое необычное явление, как присутствие мегалитов в вашем крае? Есть интерес или помощь, ведь такой историей не каждый регион похвастает?» Ответ был простой: «Никак не реагируют». Вот уж воистину напрашивается знаменитая фраза: «Нет пророка в своем отечестве»…
До Ахуново и обратно мы добирались другой дорогой, и получилось, что практически мы проехали большую часть нашей Челябинской области и частично Башкортостана, пользовались целебными источниками, набрали полные карманы яшм и агатов. Все было прекрасно, удручали только – плохие дороги и отсутствие культуры туристов и не только. Возле многих деревень — откровенные свалки из пластиковых бутылок, полиэтиленовых мешков и т.д. Раньше такого не было. Обидно, когда даже возле родников загажено, например, возле г. Карабаш. Ранее, более 15-ти лет мы набирали воду из этого источника, теперь боимся пить, из-за человеческих нечистот вокруг. В Башкортостане вокруг родников чисто. Впереди лето, начало туристического сезона, и хочется уже не просить, а кричать, выражаясь словами поэтов:
«Опомнитесь, люди! Не делайте зла! Наша планета хрупка и мала!»
Ахуновские мегиры на карте: