Катав-Ивановск расположен в горнозаводской зоне Южного Урала. Он и возник как поселение вокруг железоделательного завода в средине XVIII века. Горнозаводская зона возникла постепенно, объединив Катав-Ивановский, Усть-Катавский и Юрюзань-Ивановские заводы и поселения вокруг них. Заводы были основаны двумя Иванами — Иваном Твердышевым и Иваном Мясниковым, но позже они перешли во владение князей Белосельских-Белозерских, которые владели ими вплоть до 1917 года. Внучка Ивана Мясникова Анна Григорьевна Козицкая вышла замуж за князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского.

Координаты для GPS-навигатора

54.7583597310368, 58.20949466498775

Усадьба князей Белосельских-Белозерских на карте

У князя это был второй брак и очень удачный, так как в наследство за женой он получил 2 южноуральских завода. Таким образом, этот аристократ стал основателем династии уральских заводчиков. Фамилия Белосельские-Белозерские берет свое начало еще от Рюриковичей. Среди членов этой семьи были и дипломаты, и поэты, и декабристы, и крупные меценаты, но вот заводчиков среди них не было. Вот и Александр Михайлович, прежде чем стать промышленником, был дипломатом и литератором. Мне кажется, что он, получив громадное наследство, не очень утруждал себя заводскими делами. По воспоминаниям Е. Ф. Комаровского, «князь Белосельский жил в Москве великолепно; он любил играть комедии и, можно сказать, был мастер сего дела».

Впрочем, у великосветской знати было и не принято заниматься производственными делами. А вот его жена Анна Григорьевна, видимо, обладала большей деловой хваткой. Недаром же она была внучкой Ивана Мясникова. После смерти мужа она покупает еще один завод Юрюзань-Ивановский, и вместе с сыном Эспером они начинают расширять производство (дочери тоже получают свою долю заводского наследства). Управление заводами требовало присутствия на Урале и в 1820 году Белозерские-Белосельские строят в Катав-Ивановске усадьбу. Для Южного Урала дворянские усадьбы крайне не типичны. Само понятие «усадьба» появилось ещё при Петре I, но оно было распространено, в основном, в средней полосе России. Представляло оно собой имение, доходы в которое шли от сельскохозяйственных работ. Уральские же усадьбы и дома строились вокруг заводов, так как освоение Урала началось именно со строительства заводов.

Надо еще помнить, что освоение Южного Урала начинали люди уже хорошо известные в России, имеющие и усадьбы, и дворцы в столицах и городах в центе России. Строительство домов на Урале имело необходимость для них, как сейчас бы сказали, в производственных целях. Потому у нас их так мало. На Южном Урале известно всего две усадьбы. Это Белый Дом Демидовых-Расторгуевых и Катав-Ивановская усадьба Белосельских-Белозерских, чудом сохранившиеся до наших дней.

Усадьба была первым каменным домом в Катав-Ивановске. Приглашали ли какого-нибудь архитектора из столиц или строили крепостные мастера — неизвестно. Но дом построен по всем канонам классической архитектуры. Часто практиковалось, что типовые проекты срисовывались с иностранных чертежей местными мастерами и добавлялись детали по своему вкусу и разумению. Иногда приглашались архитекторы из столицы, осуществляющие надзор за проектами.

Рядом с усадьбой был разбит парк с двумя въездными аллеями и цветниками, украшенный Каслинским и Кусинским литьем. Второй этаж дома был украшен ложной аркой, опирающейся на полуколонны. До наших дней внутри дома сохранились потолочные гипсовые тяги и печи, облицованные кафелем. Есть в здании гостиная с мебелью XIX века. Сейчас в этом особняке краеведческий музей, открытый в 1975 году.

Когда Белосельские-Белозерские получили Катавские заводы в собственность, они установили довольно жесткие порядки. Условия труда были тяжелейшие, о быте рабочих никто не заботился, особенно своей жестокостью прославился зять Анны Григорьевны, муж дочери Екатерины — Иван Ануфриевич Сухозанет. Это был военный, прошедший Наполеоновские войны, ярый крепостник. Именно его политика привела к восстанию мастеровых в 1828-29 годах. Впрочем, восстание мало что изменило, пожалуй, гайки закрутили еще больше.

Предыдущие поколения не утруждали себя модернизацией производства и поэтому к 1861 году, когда 18-летний Константин Эсперович Белосельский-Белозельский вступил в права наследства, заводы были уже изрядно изношены, отставали в техническом оснащении, были полуразрушены. Константин Эсперович был очень неоднозначным человеком и бизнесменом. В одних источниках говорится, что он был никудышным заводчиком, но ведь это при нем Катав-Ивановск и Усть-Катав стали центром уральской промышленности. Одно несомненно, он был человеком с авантюрным складом характера. И этот авантюризм не раз выручал и хозяина, да и заводы на какое-то время.

Константин Эсперович берет ссуду 2,5 млн рублей, влезает в долги, но заводы отстраивает. Решает наладить производство бессемеровской стали и основать рельсопрокатное производство. И у него все получается. Продукция Усть-Катавского и Катав-Ивановского заводов становится востребованной в Центральной России и за рубежом, её охотно покупают английские купцы. Константин Эсперович закупает в Бельгии рельсопрокатный, рельсоотделочный, обрезной и сварочно-прокатные станы. Производство рельсов началось в 1879 году, и было очень успешным.

Он строит дороги и первую в России телефонную станцию, связывающую 2 завода, а впоследствии и станцию, где отгружали продукцию. Когда в Питере и в Москве только приступали к строительству телефонных линий, в Катав-Ивановске она была уже 3 года. А когда началось строительство Транссибирской магистрали, владельцы местных заводов (в купе с остальными факторами) убедили центральные власти пустить железную дорогу через промышленные районы Урала. Так появилась станция Вязовая, через которую шла львиная доля продукции заводов. Интересно, что сами Катав-Ивановцы увидели железную дорогу значительно позже. Они пользовались исключительно гужевым транспортом.

Это благополучие продолжалось недолго, примерно лет 20. В начале XX века начался экономически кризис, цены на железо упали. Рельсовое производство стало убыточным. На складах стала скапливаться нереализованная продукция. Каким-то чудом Белосельскому-Белозерскому удается убедить правительство продать эти рельсы самому себе, и в разгар кризиса проложить железную дорогу к самим заводам. Таким образом, он отвоевал у кризиса еще 3 года. Государству же эта авантюра стоила 2 млн 500 тысяч рублей, а Катав-Ивановцы увидели аттракцион «прибытие поезда». Конечно, в это нелегкое время усадьбой пользовались часто, но постоянно там жили управляющие заводами. Сведений, что дом реставрировался или перестраивался, нет.

Видимо, все эти проекты требовали много денег, кроме уральских заводов у Белосельских-Белозерских было несколько имений, дворец в Санкт-Петербурге и Крестовский остров.

Считается, что всей своей собственностью Константин Эсперович владел крайне неэффективно, и поэтому в 1903 году он обратился с просьбой к Николаю II «установить над ними особое, вне общих правил, опекунское управление». Оно было удовлетворено, и это позволило князю избежать продажи имущества по долгам, затем, пользуясь своим связями при дворе, добился выведения значительной части своей собственности из под опеки и продал ее, получив значительную сумму. В документах говорится про Крестовский остров, а вот про уральские заводы и усадьбу в Катав-Ивановске — ничего. В 1914 году в районе Катав-Ивановска были отрыты богатые месторождения мергеля, и сразу же был налажен выпуск высококачественного цемента. Я так полагаю, это уже было государственное предприятие. То ли еще под опекой, то ли проданное Константином Эсперовичом государству.

Свои капиталы, полученные назад таким авантюрным способом, Константин Эсперович сумел еще до февральской революции переправить за границу. Туда он и уехал в 1917 году, а конкретно во Францию. Умер он 1920 году в Нейи-сюр-Сеи. Там и сейчас живут потомки Белосельских-Белозерских.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments