Там, где еще хоронят людей по старым обычаям, полотенца, на которых несут покойника к могиле, разрезают на равные части и раздают отрезки тем людям, кто копал могилу и нес гроб. Только в последнее время, когда для захоронения стали пользоваться услугами специальных похоронных команд, кое-где на Руси стали отходить от этой традиции. 

И в радости, и в горе

Не забывают о рушниках и во время свадьбы. В большинстве ритуалов присутствует вручение родителями молодым хлеба и соли. Хлеб обязательно подается на рушнике, который изукрашен специальной вышивкой, символизирующей будущее добро и процветание новоиспеченной семьи. Вручают хлеб и соль на рушнике и именитым гостям. Поступают так в знак особого уважения. 

Откуда же пришла данная традиция на сибирскую землю? Дело в том, что заселение этих земель шло сначала обитателями северной части России, а после – мигрантами из центральных регионов, Украины и Белоруссии. Каждая волна переселенцев несла свои традиции, свои обряды. Объединяли их славянские корни.  

Изучением таких традиций занимаются не только ученые, но и работники краеведческих музеев на местах. Не стал исключением и Исетский народный краеведческий музей (ИНКМ) имени А. Л. Емельянова в селе Исетском Тюменской области. Музей подготовил и опубликовал статью по этой теме. Она, безусловно, представляет большой интерес для многих читателей.  

Появление подобных работ несет большую общественную нагрузку. Многие люди сегодня поворачиваются лицом к своей истории. Это происходит на фоне информационного мусора, заполонившего в последние тридцать-сорок лет почти все эфиры и полностью исказившего наше прошлое.  

Целое поколение оказалось оторванным от своих корней. Вот почему подобные статьи требуют самого широкого тиражирования. Они будут востребованы, если их вовремя и квалифицировано суметь подать. Важно, что статьи о наших древних традициях стали появляться в открытом доступе. 

Из фондов музея 

Рушни́к – полотенце из домотканого холста 

Рушник – предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных. Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. Вобрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу). 

рушник, история Урала, традиции Урала, Тюменская область, Исетское, село Исетское, малые города

Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине. Рушник изготавливается из льняного (раньше  также из конопляного) полотна. Его традиционные размеры: 3040 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Современные фабрики выпускают рушники разных размеров (обычно около 50 см в ширину и 180200 см в длину).  

Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, браное ткачество, ленты. В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные  символические петухи, куры, лебеди, утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные  дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические  ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые, в разных сочетаниях.  

рушник, история Урала, традиции Урала, Тюменская область, Исетское, село Исетское, малые города

До XVIIIXIX веков каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила свое ритуальное значение.  

Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников, являются красный (разных оттенков: «алый», «рудый», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый», «багряный», «вишневый») и белый, имевшие изначально определенное значение в языческой народной культуре Руси.  

рушник, история Урала, традиции Урала, Тюменская область, Исетское, село Исетское, малые города

Изучением и подробным анализом вышивки на рушниках занимались многие исследователи, в частности академик Б. А. Рыбаков, Г. А. Григорьева, Е. Моисеенко и другие.  

Растительный орнамент «Дуб»  юноша, крепость, надежность, символизирует Дерево жизни«Барвинок» – память, вера в свои силы, любовь. «Калина»  красота, женственность, верность. «Виноград» – символика винограда раскрывает радость и красоту сотворения семьи. «Сад-винограда» – это жизненная нива, на которой муж является сеятелем, а жена обязана растить и лелеять дерево рода. Мотив винограда виден на женских и мужских сорочках-вышиванках Киевщины, Полтавы. А на Черниговщине виноград вьется на семейных рушниках. «Мак»  в древности на Украине святили мак и обсеивали людей и скот, веря, что мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла. Нежный трепетный цветок несет в себе неистребимую память народа.  

В настоящее время древние славянские традиции практически забыты, но до сих пор рушниками украшают жилище, их используют в разнообразных обрядах в некоторых регионах современной России, Украины и Белоруссии. Рушник до сих пор играет важную роль на свадьбе и в целом в культуре.  

Рушниками убирают красный угол хаты или избы, божницы, дверные и оконные проемы, а также украшают стены. Рушник используется: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в обрядах народного календаря, в народной магии, при лечении. Им украшают иконы, его вешают на кресты могил, окна, двери, ворота, на дружку и молодых на свадьбе.  

Региональные отличия, касающиеся рушников, сохранялись при переселении в другие местности. Родившуюся девочку могли принимать на рушник, который затем вешался над колыбелью. Перед тем как показать младенца чужому человеку, его обтирали рушником, чтобы уберечь его от сглаза. Урусских ребенка могли закутать в рукотерник (рушник для вытирания рук), принимая его в круг родственников.  

Сербы иногда в рушник заворачивали подарок (сербохорв«повойjница»), который приносили в связи с рождением ребенка: свежую лепешку, соль, какое-либо блюдо, водку или вино, а также рубашку, перевязанную красной ниткой, с монетой и цветами для девочки, чтобы она смогла быстро выйти замуж. У болгар гостям, навещавшим новорожденного, обязательно дарили домотканое полотенце. Рушник использовался на всех этапах сельской свадьбы и выполнял функции соединения (связывания), скрывания/покрывания, украшения, дара.  

рушник, история Урала, традиции Урала, Тюменская область, Исетское, село Исетское, малые города

У русских во время девичника в канун свадьбы рушником или платком накрывали невесту, когда она с подругами шла «в баню» (в соседнюю избу), и невеста начинала «выть»; такой рушник (длинный шелковый рушник с каймой) назывался «ревунья». Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное – «рукобитное»  жениху в знак согласия невесты и ее родителей на брак.  

В течение сорока дней после смерти рушник считался вместилищем души умершего, своеобразным окном между миром живых и миром мертвых. Рушниками украшали намогильные кресты, деревья, церкви. Рушник использовали и в качестве оберега. В Полесье освященные на Пасху в церкви рушники вывешивали на двери «от грома», оставляя там до тех пор, пока не перестанет греметь. Часто объект, нуждающийся в охране, покрывали полотном, фартуком, полотенцем, магически укрывая его от опасности.  

Источник: Исетский народный краеведческий музей (ИНКМ) имени А.Л.Емельянова 

Фото из архивов музея

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments