Там, где еще хоронят людей по старым обычаям, полотенца, на которых несут покойника к могиле, разрезают на равные части и раздают отрезки тем людям, кто копал могилу и нес гроб. Только в последнее время, когда для захоронения стали пользоваться услугами специальных похоронных команд, кое-где на Руси стали отходить от этой традиции.
И в радости, и в горе
Не забывают о рушниках и во время свадьбы. В большинстве ритуалов присутствует вручение родителями молодым хлеба и соли. Хлеб обязательно подается на рушнике, который изукрашен специальной вышивкой, символизирующей будущее добро и процветание новоиспеченной семьи. Вручают хлеб и соль на рушнике и именитым гостям. Поступают так в знак особого уважения.
Откуда же пришла данная традиция на сибирскую землю? Дело в том, что заселение этих земель шло сначала обитателями северной части России, а после – мигрантами из центральных регионов, Украины и Белоруссии. Каждая волна переселенцев несла свои традиции, свои обряды. Объединяли их славянские корни.
Изучением таких традиций занимаются не только ученые, но и работники краеведческих музеев на местах. Не стал исключением и Исетский народный краеведческий музей (ИНКМ) имени А. Л. Емельянова в селе Исетском Тюменской области. Музей подготовил и опубликовал статью по этой теме. Она, безусловно, представляет большой интерес для многих читателей.
Появление подобных работ несет большую общественную нагрузку. Многие люди сегодня поворачиваются лицом к своей истории. Это происходит на фоне информационного мусора, заполонившего в последние тридцать-сорок лет почти все эфиры и полностью исказившего наше прошлое.
Целое поколение оказалось оторванным от своих корней. Вот почему подобные статьи требуют самого широкого тиражирования. Они будут востребованы, если их вовремя и квалифицировано суметь подать. Важно, что статьи о наших древних традициях стали появляться в открытом доступе.
Из фондов музея
Рушни́к – полотенце из домотканого холста
Рушник – предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных. Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).
Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине. Рушник изготавливается из льняного (раньше – также из конопляного) полотна. Его традиционные размеры: 30–40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Современные фабрики выпускают рушники разных размеров (обычно около 50 см в ширину и 180–200 см в длину).
Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, браное ткачество, ленты. В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные – символические петухи, куры, лебеди, утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные – дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические – ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые, в разных сочетаниях.
До XVIII–XIX веков каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила свое ритуальное значение.
Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников, являются красный (разных оттенков: «алый», «рудый», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый», «багряный», «вишневый») и белый, имевшие изначально определенное значение в языческой народной культуре Руси.
Изучением и подробным анализом вышивки на рушниках занимались многие исследователи, в частности академик Б. А. Рыбаков, Г. А. Григорьева, Е. Моисеенко и другие.
Растительный орнамент «Дуб» – юноша, крепость, надежность, символизирует Дерево жизни. «Барвинок» – память, вера в свои силы, любовь. «Калина» – красота, женственность, верность. «Виноград» – символика винограда раскрывает радость и красоту сотворения семьи. «Сад-винограда» – это жизненная нива, на которой муж является сеятелем, а жена обязана растить и лелеять дерево рода. Мотив винограда виден на женских и мужских сорочках-вышиванках Киевщины, Полтавы. А на Черниговщине виноград вьется на семейных рушниках. «Мак» – в древности на Украине святили мак и обсеивали людей и скот, веря, что мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла. Нежный трепетный цветок несет в себе неистребимую память народа.
В настоящее время древние славянские традиции практически забыты, но до сих пор рушниками украшают жилище, их используют в разнообразных обрядах в некоторых регионах современной России, Украины и Белоруссии. Рушник до сих пор играет важную роль на свадьбе и в целом в культуре.
Рушниками убирают красный угол хаты или избы, божницы, дверные и оконные проемы, а также украшают стены. Рушник используется: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в обрядах народного календаря, в народной магии, при лечении. Им украшают иконы, его вешают на кресты могил, окна, двери, ворота, на дружку и молодых на свадьбе.
Региональные отличия, касающиеся рушников, сохранялись при переселении в другие местности. Родившуюся девочку могли принимать на рушник, который затем вешался над колыбелью. Перед тем как показать младенца чужому человеку, его обтирали рушником, чтобы уберечь его от сглаза. У русских ребенка могли закутать в рукотерник (рушник для вытирания рук), принимая его в круг родственников.
Сербы иногда в рушник заворачивали подарок (сербохорв. «повойjница»), который приносили в связи с рождением ребенка: свежую лепешку, соль, какое-либо блюдо, водку или вино, а также рубашку, перевязанную красной ниткой, с монетой и цветами для девочки, чтобы она смогла быстро выйти замуж. У болгар гостям, навещавшим новорожденного, обязательно дарили домотканое полотенце. Рушник использовался на всех этапах сельской свадьбы и выполнял функции соединения (связывания), скрывания/покрывания, украшения, дара.
У русских во время девичника в канун свадьбы рушником или платком накрывали невесту, когда она с подругами шла «в баню» (в соседнюю избу), и невеста начинала «выть»; такой рушник (длинный шелковый рушник с каймой) назывался «ревунья». Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное – «рукобитное» – жениху в знак согласия невесты и ее родителей на брак.
В течение сорока дней после смерти рушник считался вместилищем души умершего, своеобразным окном между миром живых и миром мертвых. Рушниками украшали намогильные кресты, деревья, церкви. Рушник использовали и в качестве оберега. В Полесье освященные на Пасху в церкви рушники вывешивали на двери «от грома», оставляя там до тех пор, пока не перестанет греметь. Часто объект, нуждающийся в охране, покрывали полотном, фартуком, полотенцем, магически укрывая его от опасности.