В фондах Кыштымского историко-революционного музея хранятся старинные плотницкие инструменты. Форма многих инструментов с течением веков почти не претерпела больших изменений, но качество металла и мастерство кузнецов остаётся непревзойдённым.
Имеется, например, кованный плотницкий топор. Он покрыт ржавчиной, но лезвие поражает своей остротой. Веришь, что таким и сейчас можно гвозди рубить и топор не затупится. Кстати, плотников раньше так и называли «топорники». Одним из изделий плотников, выпускавшихся сотнями штук, были сваи. Они активно применялись при строительстве заводов и посёлков при них для устройства опор деревянных мостов и эстакад, для возведения подпорных стенок, перемычек и т. д.
Среди музейных предметов есть нижняя часть вековой сваи с металлическим башмаком. Кыштым иногда сравнивают с Венецией. В этом городе почти все здания стоят на деревянных свайных фундаментах. В Кыштыме также существует сложная система прудов. Чтобы надёжно строить на топких местах и нужны сваи.
В специализированных справочниках указывается, что для защиты острия свай от размочаливания применяются сварные или кованые башмаки из полосового или листового железа толщиной 6-8 мм. Башмакам придаётся такая же форма, как и заострённому концу сваи. Башмак прибивается к свае коваными гвоздями. Голову сваи от размочаливания предохраняло железное кольцо-бугель. Для забивки сваи в старину использовался ручной копер (сваебой).
Музейный образец сваи полностью отвечает этим описаниям. Диаметр кованного башмака – 19 сантиметров, а высота металлического конуса – 30. Железо кое-где проедено ржавчиной, но, тем не менее, выгладит надёжно. Сохранились и кованые гнёзда, которыми металлический колпак крепили к заострённому концу бревна. Длина части сваи – 75 сантиметров.
Где она применялась – неизвестно, но нашли её пять лет назад в речном русле напротив здания Прогимназии на улице Республики.
Не исключено, что часть подпорной береговой стенки или конструкции деревянного моста, который когда-то вёл к зданию (ныне он перестроен с использованием бетонных труб). Возможно, кусок ствола, окованного железом, могло притащить течением воды из городского пруда. Так или иначе, но состояние древесины и башмака указывают на солидный возраст предмета.
В Кыштыме сваи чаще всего использовались для опор мостов и укрепления речных берегов, о чём свидетельствуют фотографии. Сваи, кстати, не обошёл своим вниманием царь-реформатор Пётр I, который за период своего правления, кажется, успел издать Указы на все случаи жизни.
При строительстве Санкт-Петербурга использовался опыт голландцев, о чём свидетельствуют письма Петра I, в которых он даёт указание изучить «манер голландской архитектуры, а особливо фундаменты» из-за схожести грунтов. В 1715 году Петром издаётся приказ о подготовке к сентябрю, где есть следующая цитата: «…каждый против своего дома паженные сваи (в современной терминологии – шпунтовые, забивные с пазами) для обивки берегов, мерою трехсаженные, числом сколько против каждого двора оных бы столбов могло пойти». И в ноябре этого же года – новый приказ «Об окончании Санкт-Петербургскими жителями к будущей весне бития свай против домов своих, по берегам большой и малой Невы и протокам, под опасением отобрания тех дворов». Согласно ему, каждый житель обязан был бить сваи, закладывать за ними связки фашинника и утрамбовывать землю на берегу напротив своего участка.
Телефон: +7 (35151) 4-12-55
Электронная почта: muzei.belyidom@yandex.ru
Сайт: museumkk.ru