К сожалению, история бывает беспощадной к тому, что создал с божьей помощью человек. Не пощадила она и храмы в селе Абатском и его окрестностях. В этом материале рассказано о действовавших здесь ранее церквях и приходах. Что-то из этого наследия уже восстановлено, но многое еще предстоит возродить.
В селе Фирсово раньше существовал каменный храм в честь святого великомученика Георгия, построенный в сочетании двух стилей: барокко и классицизма в 1827 году усердием прихожан. Один из старейших храмов Приишимья.
Здание каменное, с пристроенной к нему в 1844 году колокольней, обнесенное кругом деревянной оградой. В народе эту церковь называли Егорьевской.
После закрытия церкви в советское время в ней поочередно располагались кузница, мастерские, кинотеатр, склад, гараж.
В 2018 году впервые за долгое время здесь прозвучал молебен и состоялся субботник.
В деревне Боково на средства братьев Василия и Федора Межумеренко выстроена церковь и освящена в 1908 году в честь святого великомученика Пантелеймона.
Из воспоминаний очевидцев:
«Батюшку звали Казаченко Степан Евдокимович. Служил в церкви до 1937 года. С этого времени церковь пустовала, во всю высоту стен стояли иконостасы. Кресты были деревянные, выкрашены красной и желтой краской. Было три двери, выкрашены зеленой краской. Под потолком два паникадила. Была колокольня. Когда убирали большой колокол, он рухнул на землю и до половины вошел в землю и раскололся. Крыша церкви была покрашена зеленой краской, кресты желтые. Пели в церкви Новиковы Прасковья и Татьяна Андреевны, матушка Матрена Игнатьевна, Тушнолобова Фекла Димитриевна».
В селе Тушнолобово была церковь однопрестольная, в честь Вознесения Господня, построена в 1875–1882 годах на средства прихожан. Здание деревянное, на каменном фундаменте, в одной связи с колокольней.
Здесь находилась чтимая икона Божией Матери «Целительница». Церковь разрушена. На этом месте построен Дом культуры.
В деревне Челнокова – церковь в честь Рождества Христова, трехпрестольная с двумя залами. Престолы во имя Николая Чудотворца, Пресвятой Богородицы и Рождества Христова. Деревянная, построена в 1844 году, а в 1896 году за ветхостью разобрана до основания и на том же месте стараниями прихожан воздвигнута новая по плану и фасаду, составленному епархиальным архитектором Цынке и утвержденному преосвещенным Агафанилом в 1895 году…
Из ведомости о Христорождественской церкви с. Челнокова Ишимского уезда (из архива г. Тобольска, фонд И-156, опись 19, дело 106).
В период советского времени перепланирована под школу. 1964 год.
В селе Конево – церковь в честь Вознесения Господня, построена в 1895 году на средства прихожан, однопрестольная. Деревянная, на каменном фундаменте, без колокольни. Ныне на этом месте жилой дом.
В деревне Маслянка – церковь во имя Святой Троицы, однопрестольная, построена в 1861 году, 11 апреля 1902 года сгорела. В 1906 году построена новая и освящена 2 ноября 1906 года. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, с таковою же, в одной связи, колокольнею, покрыта железом; утварью достаточна. Капиталов и угодий, приносящих ей доход, не имеет. Особо чтимых икон нет. После окончания Тобольской духовной семинарии в 1921 году священником в Маслянскую церковь был направлен Владимир Александрович Пермяков. Церковь не сохранилась (справочная книга Омской епархии, 1915 год).
«1908 год. В селе Спиринском, в 12 верстах от села Челноковского, тщанием прихожан построена церковь по имя Архистратига Божия Михаила. Зданием деревянная, на каменном фундаменте с деревянною в связи колокольнею, крепкая, покрыта листовым железом. Освящена 15 декабря 1910 года».
«1914 год. При Спиринской Михайло-Архангельской церкви состоит старостой с 24 мая 1913 года Козма Григорьев Глазунов, 53 лет. Не грамотный, женат» (Гос. архив г. Тобольска, фонд И-156, опись 19, дело 226, 227).
По данным Омского государственного архива, в самом селе Абатском (слободе Абацкой) было три однопрестольных церкви, которые составляли абатско-слободской причт, являвшийся центром прихода, в который входила сама слобода и 21 деревня.
В 1709 году крестьяне построили первый в Абатской слободе деревянный Петропавловский храм около села Конево. Церковная летопись сообщает: «…в 1709 году он был построен на левом же берегу реки Ишима, вниз по течению, в 17 верстах от настоящего места, при впадении речки Абака в Ишим, от каковой получило название и самое поселение».
Это была одна из самых первых церквей во всей округе от Ишима до Омска.
С ростом Коркинской слободы (ныне г. Ишим) начался отток населения из населенного пункта. В этих условиях жители решили подыскать для поселения более удобное место и в 1784 году перенесли его на Ишим. Одновременно они передвинули и храм, воздвигнув его там, где впоследствии стояла Богоявленская церковь.
После постройки каменной Богоявленской церкви, в 1874 г., деревянную на лиственничных стояках поставили на кладбище (ныне стадион) и служили в ней службы в дни поминовения усопших.
В 1913 году ее перевезли в Речкунова. Службу в речкуновской церкви нес отец Василий – в миру Василий Васильевич Герасев. Позднее ему помогали супруги Бербенцевы Филипп Селиверстович с Варварой Андреевной.
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств. Когда в 1921–22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Церковь, перенесенная в деревню Речкунова, в 1941 году, в первый же год войны, была приспособлена под зерносклад. Староста – Портнягин Иосиф Степанович – пошел по деревне собирать подписи против произвола, когда в 1937 году власти решили вторично закрыть церковь. По доносу на него он был в тот же день арестован органами НКВД. Был заключен в тюрьму НКВД города Ишима Омской области. Когда велись допросы, Иосиф Степанович (на тот момент ему было 78 лет) не отрекся от Бога и признавал себя невиновным в политических преступлениях.
14.10.1937 года его расстреляли.
В 1948 году церковь была полностью разрушена.
В то далекое время супруги Бербенцевы перенесли часть икон в свою избу. Ими были увешаны все стены от пола до потолка.
После смерти Бербенцевых иконы перенесла к себе племянница Варвары Андреевны – Августа Гавриловна. О том, что у нее хранятся иконы, знали все жители. В один из дней, когда хозяйки не было дома, иконы были похищены. Это случилось в конце 1970-х годов. Уцелели две иконы из самого древнего абатского храма. Сейчас они находятся в Петропавловской церкви.
Это икона с изображением Николая Чудотворца и список иконы Абалакской Божией Матери «Знамение».
Вторая после нее церковь во имя св. апостолов Петра и Павла, каменная, построена в 1839 году на церковные средства и пожертвования купцов и прихожан, освящена 10 июля 1840 года, но богослужения в ней совершали только летом. С колоннами и внутренним убранством с лепниной. Богатейший архитектурный облик под барокко. В двух западных углах ограды Петропавловского летнего храма были устроены каменные будки с холодным внутренним помещением.
В 1932 году в здании церкви размещался Народный дом, здесь же демонстрировались кинофильмы. Были убраны купола и шпиль колокольни. За этот период с южной стороны сделан пристрой. В нем располагались комната отдыха, просторное фойе, кабинет директора, репетиционно-гримерная комната.
В 1935 году здание получило статус районного Дома культуры, здесь же располагалась районная библиотека. Зрительный зал на 230 мест, длина его 22 метра, высота 6, ширина 8 метров. В 1982 году снесена.
В настоящее время на территории Абатского района действует всего лишь одна церковь: в честь Богоявления Господня (ныне св. апостолов Петра и Павла). Каменная. Построена была в 1846–1873 годах на церковные суммы, при значительной помощи купца Стефана Гавриловича Мещерякова и его супруги. Освящена 28 июня 1875 года. Была обнесена каменной оградой с железными решетками в каменных столбах. Построена в романском стиле. Строгие прямые тяжелые линии, без каких-либо скульптурных излишеств. Церковь во времена ее работы отличалась большим залом и красивым внешним убранством, великолепным иконостасом.
По свидетельству очевидцев, она была закрыта в 1931–1933 годах. Последними священниками, служившими в с. Абатское, были Василий Степанович Филиппов (1889–1933 гг.) и Владимир Пермяков. Оба священнослужителя были выпускниками Тобольской духовной семинарии.
Празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало положительный импульс церковно-государственным отношениям, заставило властей предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.
Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей.
В настоящее время церковь действует.
Также к Петропавловскому приходу приписана деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в с. Банниково, которая построена попечением А. В.Клепикова (уроженца села) на благотворительные средства области, выданные ему как депутату, и освящена в 2004 году.
Это все, что нам известно на сегодняшний день о святынях нашего района. Будем рады любой новой информации.
Хорошо наш православный народ говорит о церкви: «Кому церковь не мать – тому Бог не отец».
Поэтому, друзья, как зеницу ока будем беречь веру и хранить верность православной Церкви, которая дает силы побеждать зло, учить всему доброму. В горе ли, в радости – любая дорога ведет к храму.
Благодарю за интересную информацию!