В 70-летнюю годовщину снятия блокады Ленинграда Эрмитаж вновь вспомнил о музее, который в годы войны приютил под своей крышей более миллиона шедевров — Свердловской картинной галерее. Именно здесь 15 июля 1941 года был создан филиал Государственного Эрмитажа. В благодарность за спасение уникальных экспонатов Эрмитаж предоставил Екатеринбургскому музею изобразительных искусств выставку «Портреты художников в западноевропейской гравюре XVI — XVIII веков».

Возле здания Свердловской картинной галереи идёт разгрузка шедевров Эрмитажа. Фото архив Екатеринбургского музея ИЗО.
Возле здания Свердловской картинной галереи идёт разгрузка шедевров Эрмитажа.
Фото архив Екатеринбургского музея ИЗО.

Об эвакуации мировых шедевров из Государственного Эрмитажа было объявлено уже через два дня после начала войны. Для упаковки произведений искусства на помощь сотрудникам музея пришли художники, артисты, учёные, студенты, не призванные в армию, прикреплённые к Эрмитажу военные подразделения. Упаковка производилась круглые сутки, и зрительный зал Эрмитажного театра служил местом отдыха и сна. Первый железнодорожный эшелон багажных вагонов с экспонатами, пассажирских вагонов для сотрудников музея и платформы с зенитными орудиями отошёл рано утром 30 июня 1941 года.

В годы Великой Отечественной войны Свердловская картинная галерея оказалась наиболее подходящим зданием для размещения эрмитажных экспонатов. Помещение с большими подвалами, толстыми стенами было построено в 1913 году по проекту архитектора Константина Бабыкина для одного из мануфактурных магазинов.

Одна из гравюр на выставке — «Автопортрет Луизы Элизабет Виже-Лебрен»
Одна из гравюр на выставке — «Автопортрет Луизы Элизабет Виже-Лебрен»
Впрочем, все эвакуированные экспонаты в пространство галереи не поместились. И немудрено: только с первым составом 9 июля 1941 года в Свердловск прибыло более полумиллиона шедевров, а с ними — сотрудники музея и директор филиала профессор Владимир Францевич Левинсон-Лессинг. Лишь он и знал, куда направляется эшелон, на платформах которого находились образцы мирового искусства. Второй состав привёз ещё 1422 ящика, в которых уместилось около семисот тысяч экспонатов. Такое огромное количество уместить в одной лишь галерее не удалось, и ящики были распределены по трём точкам — часть находилась в костёле (костёл Зачатия Святой Анны до начала 60-х годов XX века находился напротив Центральной гостиницы), часть — в подвалах дома Ипатьева.

Ящики заняли не только подвалы, но и первый и второй этажи галереи. На третьем, в мансарде, работали восемнадцать сотрудников Эрмитажа. Ящики тщательно охранялись и вскрывались строго по графику — проверить, как сохраняется тот или иной экспонат. Поэтому для посторонних глаз сокровища Эрмитажа были недоступны. Впрочем, помимо проверки состояния экспонатов у сотрудников филиала было немало другой работы. Они оказывали методическую помощь сотрудникам галереи и университета, читали лекции и даже устраивали детские утренники для «эрмитажных» детей — ведь многие перебрались из Ленинграда с семьями. Старший реставратор Феликс Каликин реставрировал картины из коллекций Свердловской картинной галереи и Нижнетагильского музея.

В Ленинград экспонаты вернулись только в октябре 1945 года, а в 1946-м и 1949 году Эрмитаж в благодарность за спасение своих сокровищ передал Свердловской картинной галерее 27 произведений живописи, пять скульптур и 84 экспоната мебели, фарфора и бронзы. Среди поступивших картин — уникальное произведение второй половины XIV века «Мадонна с Младенцем» кисти Якопо ди Чионе и картина «Воскресший Христос» венецианского мастера Марко Базаити, работавшего на рубеже XV — XVI веков.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств, в годы войны сохранивший более миллиона эрмитажных экспонатов, сегодня вновь называют филиалом петербургской галереи: Эрмитаж предоставил музею редкие экспонаты, большую часть времени хранящиеся в запасниках.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments