В центре города, окруженный участками модного масштабного строительства, расположен квартал, уходящий своей историей еще в 18 век. Сегодня у нас пока еще есть счастливая возможность пройтись по его улицам, вымощенным гранитными плитами, и ощутить подлинную атмосферу дореволюционного Екатеринбурга.
Каким чудом, вопреки всем перипетиям времени, сохранились здесь дома, сады и целые усадьбы? Может, это магия места, а может быть – люди, не жалеющие времени и сил для защиты наших общих истоков? Так или иначе, но квартал улиц Октябрьской и Февральской революции все еще хранит настоящую историю города.
Возможно, кто-то и названий улиц таких не слышал. И неудивительно: «загогулины» домов партийной элиты «времен развитого социализма» на улицах Валека и маршала Жукова, как оборонительные сооружения, разграничили кипящую жизнь проспекта Ленина и камерных по настроению кварталов, уходящих в сторону улицы Челюскинцев.
Место это всегда было притягательно для жизни горожан. Еще в 18 в. первые постройки, вышедшие за стены города-завода, разместились вдоль берега Заводского пруда. Некоторое время расширение территории сдерживал земляной вал, возведенный для защиты от пугачевских войск.
Но в 1825 году по проекту главного архитектора Горного ведомства М.П. Малахова улицы Коробковская (ныне Октябрьской революции) и Ломаевская (ныне Февральской революции) продлили до новой улицы Северной (Челюскинцев).
А ведь был и другой вариант, когда улицы хотели сделать перпендикулярными Главному проспекту, и даже «причесать» уже построенные дома. К счастью, реализован был гармоничный план Малахова. Сейчас уже нет этой короткой дорожки до Площади, но наш квартал, улицы Ельцина, Челюскинцев, Шейнкмана, переулок Пестеревский сохраняют красоту изящной Малаховской планировки.
Раньше неподалеку был перекресток с Большой Съезжей (ныне Антона Валека), с него и начиналась улица Ломаевская. Свои названия улицы, параллельные берегу пруда, получили по фамилиям владельцев наиболее заметных зданий. Владельцы были люди весьма обеспеченные – а потому именно эти названия заменили на революционные в первую очередь. Так, Ломаев Никита Анисимович, к примеру, был управителем Екатеринбургского завода в конце 18 века.
По улице Ломаевской в сторону Северной и лежит путь к заповедному кварталу. По дороге, с левой стороны привлекут внимание два дома в стиле модерн: деревянный угловой с башенкой (№9) – дом Мишиных и каменный (№11) – дом Петровых. Отсюда уже совсем недалеко до первого Чуда квартала.
Улочка упирается в забор, за которым возвышается строящаяся башня. Раньше здесь был оживленный перекресток Ломаевской и переулка Щипановского (ныне Боевых дружин). Слева от забора стройки стоит настоящий деревянный дворец.
Архитектурный стиль здания – тот же модерн. Сохранилась и выполненная под стать фасадам ограда палисадника. Чтобы осмотреть дом с разных сторон, можно протиснуться между оградой и забором стройки или пройти вдоль забора вправо в сторону Исети, где есть более цивилизованный вход.
Сейчас в этом здании, охраняемом государством (как утверждает табличка), находится общественная организация «Национально-культурная автономия татар Свердловской области». В будние дни можно договориться с сотрудниками и зайти в здание, чтобы ощутить его внутренние масштабы, увидеть уникальные камины.
Если идти дальше по переулку Щипановскому вдоль фасада дома Соколова, то за строительным забором будут видны кроны деревьев одного из старейших садов Екатеринбурга. Первые деревья посажены были еще при Павле Петровиче Ястребове, известном уральском камнерезе, в 60-70-е годы 19 века. Необычным для уральского климата в то время был и маленький дубок. А сегодня это дуб-великан в возрасте почти 140 лет: сотни дубов в Екатеринбурге и за его пределами выросли из желудей этого «патриарха».
Рубленый деревянный дом Ястребова (№ 32) в 1990-е годы был мастерской художника Олега Елового. Именно благодаря своему новому хозяину он стал очень важным и примечательным центром современного искусства Екатеринбурга. Но сейчас попасть в сад и дом можно только «на удачу» или по предварительной договоренности. За домом присматривают студенты, и вход открыт, только когда они там – то есть непредсказуемо.
Само место на улице Коробковской у пересечения с переулком Щипановским тоже интересно. Если встать на перекрестке и мысленно соединить его с площадью 1905 года, можно представить открывавшийся когда-то вид Богоявленского Кафедрального собора. А сама улица Коробковская выходила на Главный проспект к торговому дому Коробковых, что на углу Ленина 23 и улицы Вайнера.
Чтобы увидеть историческую городскую среду, идти надо как раз в противоположную от центра сторону, к улице Северной (Челюскинцев). И вот чудо! Здесь все на своих местах: по-прежнему лежит брусчатка, опавшие листья покрывают тротуары из гранитных плит, бежит вода по водостокам. В общем – «история в деталях».
Все это на четной стороне улицы. На нечетной же вместо снесенных в 2009 году вполне крепких исторических зданий – асфальт автостоянки и шумная автомойка. Полукаменный дом под №38 принадлежал купцам Блохиным. Сейчас в доме обитают случайные жители, и желание осмотреть его может столкнуться с разного рода преградами.
За воротами дома №40 – одно из главных чудес этого квартала – первый экспериментальный фруктовый сад Екатеринбурга. Весной 1914 года бухгалтер Дмитрий Иванович Казанцев посадил несколько саженцев, задавшись целью создать морозоустойчивые сорта плодовых деревьев. Эксперимент удался! Сейчас яблони и вишни – обычные для уральских садоводов деревья, а начиналось все именно с этого места – сада на улице Коробковской.
К многообразию красок сада не остались равнодушны художники — Д.И.Казанцев был дружен с Иваном Кирилловичем Слюсаревым. Сейчас дом и сад – это Музей плодового садоводства (филиал Свердловского областного краеведческого музея). Но зайти туда можно лишь в будний день (в доме еще не закончена реконструкция).
Если повезет, и директор Музея Геннадий Васильевич Короленко будет на месте, можно стать участником интересной экскурсии. Лучшее время для визита – весна и начало лета, когда среди чудесного цветения можно услышать соловьиные трели. Зато осень полна прекрасными дарами сада!
Внутри сада, ближе к улице, стоит дом соседнего участка. В сад выходит длинная стена из чудесного уральского красного кирпича. А вот по фасаду этого дома (№ 44), выходящему на улицу, к сожалению, пошла трещина. Но все равно кирпичный стиль Екатеринбурга всегда хорош.
На улице (у дома 44) надо обратить внимание на рельеф – чувствуется горочка, возвышение. Здесь и проходил тот самый земляной вал, речь о котором шла в начале. Дальше начнутся усадьбы, сложившиеся после 1825 года.
Дома 52 и 52А как стражи стоят по углам усадьбы, полностью сохранившей свои очертания со времен первого владельца «подданного Главной конторы капиталиста Александра Кремлева». Дома были обновлены в конце 19-начале 20 веков, но стоят на тех же местах, как на плане 1825 года. Один двухэтажный полукаменный, другой одноэтажный деревянный.
Интерьеры неожиданно светлые и просторные для таких с виду небольших зданий. Правда, попасть внутрь повезет не всякий раз: сейчас назначение домов не понятно, но есть охрана.
Чуть дальше под номером 56 – каменное двухэтажное здание (пристрой недавнего времени). Фасады в кирпичном стиле оштукатурены. Здесь в 19 веке была мастерская иконописца Вяткина.
На другой стороне под № 35 – еще одна интересная усадьба, видевшая за почти двухсотлетнюю историю многих владельцев. В комплексе усадьбы — каменный жилой дом, хозпостройки, кирпичные ворота и ограда, металлическое ограждение палисадника.
Главный двухэтажный дом усадьбы в начале 20 века «подрос» до нового архитектурного стиля «эклектика» с новым владельцем купцом Ф.Ш. Богатиевым.
И сейчас это единственное сохранившееся здание с культовыми сооружениями мусульман дореволюционного времени. Несомненное украшение главного фасада дома ажурные металлические элементы — балкон и козырек. Вот такие чудеса хранит маленькая улица в центре Екатеринбурга!
Рядом с домом 35, на месте современного здания из синего стекла, стоял раньше дом художника Олега Колосова, буквально воспевшего в своих работах улицы этого чудесного квартала – Коробковскую, Ломаевскую и переулок Щипановский.
Сады, дома, художники… Так, как будто бы в стороне осталась главная тема этих улиц – Уральский Мастер, знаток и певец камня. Об этой грани улицы Коробковской известно было и П.П. Бажову. Но это уже совсем другой сказ.