«Григорий Распутин – сибирский крестьянин…» Именно так начинается его биография во многих интернет-источниках. Однако, по правде, как же много скрывается за этим именем! Друг императора, целитель, выдающийся публицист и общественный деятель…
«Вчерась, после обеда, я побежал дать телеграмму и вышел из ворот своего дома на улицу; вижу, ко мне от правой калитки наших ворот подошла незнакомая мне женщина с завязанным ртом и лицом так, что видны были одни лишь глаза. Я приготовился дать ей милостыню и вынул из кармана портмоне. В этот момент у неё блеснул в руках предъявленный мне кинжал…»
Уходящий век оставил нам много неразгаданных исторических тайн. Для одних Григорий Распутин – всесильный временщик, выдающийся представитель российского крестьянства, для других – пьяница и развратник.
В этой статье предлагаем подробно рассмотреть историю покушения на Распутина и понять, с чего всё начиналось.
Материалы взяты из книги авторов Смирновых «Неизвестное о Распутине».
Предпосылки
Григорий Распутин всегда выступал против войны, ведь земли России – обширны и богаты: воевать за чужие территории он считал бессмысленным занятием и пустой тратой человеческих жизней.
Вот как он высказывался о войне:
«…А вот относительно противничества войне, то оно, конечно, кто же станет желать зла себе и своим? Достоинство своё национальное соблюдать нам надо, конечно, но оружием бряцать не пристало. Я всегда это высказывал».
Хочется отметить, что против войны выступал и Пётр Столыпин. На жизнь Петра Аркадьевича совершалось 11 покушений. Его слова:
«Нам необходим мир. Война… если её цели будут непонятны народу, станет фатальной для России и династии. И наоборот, каждый мирный год укрепляют Россию».
Вывод очевиден. Вокруг императора было немало людей, чей интерес полностью поддерживал идею втягивания России в мировую войну. Им необходимо было удалить Распутина от дворца, как авторитетного и близкого для императора человека. Убрать на время… или навсегда.
Покушение
28 июня 1914 года была предпринята попытка убить Распутина в селе Покровском.
«28 июня 1914 года около восьми часов вечера на пароходе «Соколовский» приехал из Петербурга домой в село Покровское крестьянин Григорий Ефимович Распутин-Новый. По дороге он заезжал в город Ялуторовск к нотариусу. 29 июня около трёх часов полудни разносчик телеграмм Михаил Распутин принёс телеграмму Григорию Распутину и ушёл. Григорий Распутин решил также послать телеграмму и, выйдя на улицу за ворота, позвал рассыльного Михаила Распутина. В это время стоявшая у ворот женщина, мещанка города Сызрани Симбирской губернии Хиония Косьмина Гусева, подошла и поклонилась Григорию Распутину. Последний со словами «Не надо кланяться!» хотел было подать милостыню. Хиония Гусева, воспользовавшись моментом, выхватила из-под платка остроотточенный, обоюдоострый кинжал и ударила им Григория в живот…»
Первую срочную помощь Распутину оказал врач Высоцкий и доктор Владимиров из Тюмени. Оперировали прямо в доме крестьянина.
Воспоминания медицинской сестры Прасковьи Кузнецовой:
«Доктор велел мне собрать необходимый для операции инструмент и как можно быстрее отправиться с ним в дорогу. Лошадей от станции до станции гнали нещадно, обещая возницам дать «на водку». Только в дороге я узнала, то едем в Покровку, где нужно будет оказать необходимую помощь самому Распутину… <…> Его знобило. Операцию делали прямо в доме».
По словам врачей рана была очень серьёзной. Был риск и смертельного исхода. Сам Распутин, придя в сознание, вызвал священника, чтобы причаститься. По своему характеру рана его была отнесена к разряду тяжёлых, опасных для жизни.
Кто стоял за заговором?
Через несколько дней после покушения Распутин получает анонимное письмо:
«Я вышел победителем из этой борьбы, а не ты, Григорий! Твой гипноз рассеялся, как дым перед лицом солнца. Говорю тебе, что ты умрёшь, несмотря ни на что! Я – твой мститель! Узник».
Как позже выяснилось, отправителем сообщения был Илидор – один из самых ранних сторонников Григория Распутина, позднее — его злейший враг…
Илидор (Сергей Труфанов) и Хиония Гусева
Илидор был одаренным, неглупым человеком. В 1908 году он был назначен заведующим архиерейским подворьем в Царицыне. Здесь он впервые встретился с Гусевой.
Благодаря своим проповедям и поучениям Илидора начали почитать и узнавать: слава постепенно росла. К 1911 году его деятельность приняла грандиозные масштабы. Он осуждал и светских правителей, и церковных иерархов, за что был отправлен в ссылку Синодом, но тот бежал обратно в Царицын. Позднее, совсем утратив самоконтроль, отправил письмо-отречение в Синод, написав его кровью:
«…Я же отрекаюсь от вашего Бога. Отрекаюсь от вашей веры. Отрекаюсь от вашей церкви. Отрекаюсь от вас как от архиереев…»
К 1912 году он возненавидел императрицу за её немецкие корна, а Распутина – как преданного ей человека.
После отречения Илидор создал свою секту «Новая Галилея», собрав в неё более пятидесяти человек. Одной из них и была Хиония Гусева.
О психологических отклонениях Гусевой свидетельствуют многие источники, в том и судебное заключение из участка Царицынского уезда, где Хионию называли «ненормальной» ссылаясь на других членов семьи с признаками сумасшествия.
Женщина была фанатичной последовательницей Илидора. Очевидно, что Гусева стала удобным и действенным оружием в его руках.
Безнаказанные
За покушение практически никто не ответил. Труфанов (Илидор) бежал в Норвегию.
3 июля 1915 Гусеву обвинили в покушении и поместили в психиатрическую больницу. Через три дня, 6 июля, было прекращено уголовное преследование Илидора.
В 1914 году состоялось объявление войны. В решающие дни рядом с императором Распутина не было: он, раненый Хионией Гусевой, лежал в Тюмени
Гонения продолжались. Продолжалась война. Неудачи на фронте, ухудшение уровня жизни, неразбериха в управлении – во всём обвиняли Распутина, планируя новое очередное покушение…