Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Куряк. Спасибо, что живой!

   Ретроспектива. Место там такое глухое, что название реки разве что по картам узнают. Когда-то на реке была колония-поселение каторжных. Это дикая тайга. Однажды весной, мы туда пошли на сплав и многократно «чуть не погибли». Кроме того, что мы прошли это безумие до конца, нам еще за него и справку позже дали. Мы совершили первопрохождение, как оказалось. Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   Мы уже несколько раз ходили в апреле, через неделю после вскрытия льда на больших реках, сплавляться на горные речки Южного Урала. Абсолютно все это сплавы остались ярчайшими воспоминаниями.

   Но этот сплав из них самый перенасыщенный эмоциями. В конце первого дня сплава мы просто радовались тому, что все остались живы.

   Все начиналось вот в этом месте. Река хорошо видна на фотографии. Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   Старт на кордоне Куряк (N54 49.100' E57 43.927')

   Заброска туда в это время года требует внедорожника. Дорога плохенькая, местами ехали по глубокому снегу. Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   Завезли на место нас поздно вечером, уже в темноте. Нам нужно было встать на воду пораньше. Дело в том, что по опыту прохождения в этих местах реки Сим, уже знаем, что самый треш будет в начале (что подтвердилось). От первого дня надо взять максимум возможного светового времени.

   Река в месте старта узкая, течение приличное. На ногах трудно устоять в потоке воды. Максимальную скорость судна приборы показали 14,9 км/час, а вода несется еще быстрее.

   На видео первые минуты сплава моего экипажа. Под бревном глубина сантиметров 20, и лодка там не должна была пройти! Ее буквально сплющило мощью воды и протащило. Самый капец в том, что если бы я или Салават зацепились чем-то за сучки, находясь под водой, то пока нас ребята бы спасли, мы бы уже захлебнулись. Так что, ситуация реально опасная.

   Можно перемотать на 01:35 сразу.

   Первые 4,5 км реки мы буквально продирались сквозь кусты и больше шли пешком, чем по воде. В плане физических нагрузок, это был самый сложный участок. Мы непрерывно таскали вещи и лодки в глубоком мокром снегу. В таких условиях даже сухая гидра с изотермиком не помогают - ноги сильно подмерзали. Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   Далее треш только усиливался вместе с увеличение глубины и скорости течения. Завалы из деревьев становились многослойными, и вода с шумом проходила такие завалы, как решето. Нас несколько раз протащили сквозь такое под водой! Это было самое страшное! Невозможно заранее угадать есть ли проход для человека в этой сетке или тебя задержит, как лапшу в дуршлаге. Нам сказочно повезло в тот день - никто из нас не погиб. Я боюсь, что на летнем сплаве буду, видя дерево в воде, сначала выпрыгивать с чалкой в лес и привязывать и только потом думать! Мне пару ночей потом снилось, как меня заносит водой в такой завал. Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   Аварийная остановка выглядела так - вылетаем из-за поворота и у нас секунд пять, чтобы зачалится! Оба синхронно прыгаем к берегу в пролетающие мимо деревья и вяжемся за них. Не каждый раз это удавалось и тогда нас тащило под деревья в завал.

   Бывало так, что мы прошли вроде опасное место, но в последний момент судно всасывало под очередное дерево. В некоторых случаях, мы умудрялись по-каскадерски выпрыгнуть на деревья до того, как лодку всосет под воду и потом впрыгнуть на судно с той стороны.

   Типичный неплохой участок реки. То, что мы шарахаемся от каждой ветки это неспроста - при такой силе воды, хвататься руками за ветки нельзя, так как просто вытащит из лодки в один момент.

   На реке встречали огромное количество бобров и следов их жизнедеятельности. Лодку и вещи трудно тащить на обносах, так как весь лес истыкан острыми кольями сгрызенных деревьев, которые только и норовят, чтобы впиться острием в лодку или гидрозащиту вещей.

   Встречаются довольно высокие бобровые плотины. Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   Прыжок на байдарке с бобровой плотины.

   Первые 4,5 км мы прошли за 7 часов, из них час мы ели разогретые консервы и сливали воду из гидрокостюмов, они промокли у всех.

   Далее пошли все более длинные прогоны и прямые участки. Скорость течения сильно возросла. На прямых отрезках суда разгонялись до 14-15 км/час. Практически на всех поворотах, приходилось прыгать с чалкой в лес, чтобы избежать протяжки под завалами.

   Съемок там почти не вели. Смеркалось, мы торопились, устали как собаки. Очень жалко, так как очень круто выглядят такие моменты, когда стоишь в лесу, навстречу на бешеной скорости вылетает экипаж, у парней лица невозмутимые и сосредоточенные, и с такими же невозмутимыми лицами они прыгают в лес секунды спустя.

   Мы 2 раза рвали свое судно. Второй раз я запомнил особенно.

   Вечерело, мой экипаж шел замыкающим, а остальные стали торопиться и перестали нас ждать на поворотах. Они оторвались от нас километров на шесть. И в этот момент у нас случилась авария по полной программе.

   Сначала нас смыло под подтопленное дерево, и наша лодка там застряла. Меня прижало мощным потоком воды между лодкой и суком под водой, но я каким-то чудом смог выбраться. Не успел сделать даже пару глубоких вздохов, как меня унесло под завал деревьев! Под водой я был столько, что уже начал дышать водой - мерзкое ощущение. Я натурально сидел под водой и ломал ветки в глубине, которые не давали мне пройти сквозь себя. Мне это до сих пор в кошмарах снится.

   Все это время, мой напарник висел на одной руке в бурном потоке воды и второй рукой держал чалку лодки. Это был мужественный поступок, который спас наши вещи, без которых мы бы догоняли остальных пешком весь следующий день, без еды, жилья и навигации.

   Я обежал по лесу завал, потом долго лез по деревьям к месту катастрофы. Как Салават так долго там продержался, я не представляю.

   Довольно долго мы, по частям, вытаскивали все из бешеной струи воды в мокрый снег. Потом еще какое-то время лежали в снегу без сил и жарко дышали.

   За все это время первые два экипажа, ушли от нас чудовищно далеко. Только мы, дрожа от холода, вышли на воду, как серьезно порвали борт лодки об острую ветку в воде! Солнце заходит, становится сильно холоднее. Нам клеится минимум полчаса и... у нас замерз клей!!

   Грели клей ртом. Сидели при этом в мокром снегу по пояс. Лодка не сохла, и мы протирали место склеивания туалетной бумагой. Каким-то чудом лодку удалось заклеить!

   В какой-то момент мы на полном серьезе собирались ночевать в воде, просто накрывшись лодкой.

   И вот мы снова на воде. Снова случайно остаемся живыми снова и снова, когда нас втаскивает в завалы. Даже шутить на эту тему нет сил. Торопимся и рискуем, но нагоняем товарищей.

   Вылетаем со скоростного прямого участка и видим "суперзавал" впереди! Он нереально огромен! Просто решето великанов.

   Прыгаем в сторону берега, чудом чалимся и видим следующее. Дико ревет вода и ничего не слышно. В самом завале, между деревьев Максим Дерипаско пытается спасти лодку, которую зажало потоком воды между бревен. Ниже завала в бурунах воды торчит одинокий сук, на котором сидит верхом Женя Банников и обнимает пенку. Лицо у Жени было отрешенное. Он даже не сразу нас заметил, чем нас сильно перепугал. Позже они сказали, что невероятно устали морально и физически. Да и наш экипаж тоже, надо сказать.

   Мы обошли "мегазавал" стороной по болоту, поросшему толстым льдом. Вышли к ревущему потоку, выходящему из сита деревьев на той стороне. Там нашли Андрея, ставящего лагерь. Он рассказал, что этот завал прошел вместе с судном и, сразу на выходе, его просто размазало по лесу мощным течением.

   Итого за первый день мы прошли 16,5 км. Из них замыкающие 12 км примерно за час.

   В лагере согревались горячим пивом и искренне смеялись над фразой «Куряк! Спасибо, что живой!». А я вспоминал серию "Я не должен был выжить", где парней несколько раз накрыло лавиной, они не должны были выжить каждый раз, но почему-то выжили. Так было и у нас в этот день. Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   Этот день был невероятен даже в мелочах:

   1. Мы потеряли рацию и позже нашли ее на ветках,

   2. Судно Дерипаско сделало раз десять оверкиль и теряло часть вещей, и позже находили все эти вещи в завалах,

   3. Андрей потерял единственное весло от байдарки, оно чудом зацепилось за кусты, и мы весло чудом смогли спасти, потому что невозможно в ревушей воде подобрать весло, зацепившееся за пучок травы

   Второй день начался с того, что пришлось разогревать мокрую вещи и гидры над костром и надевать на себя ледяную одежду. Это очень мерзкое мероприятие. Мы грели не чтобы высушить, это невозможно. Мы грели вещи только, чтобы они стали гнуться, и их можно было бы одеть на тело.

   Но это мелочи. Трясло нас от того, что нам опять лезть в лодки и выходить на воду! Где опять будут бревна, завалы и прочий треш.

   Случилось приятное чудо. Завалы еще встречались, но уже на так часто, а оверкили стали скорее курьезами. Начался обычный весенний сплав.

   На фотографии дерево загадка. Все решили, что пройдем его поверху. Но все лодки, почему-то, вода протащила под этим деревом. Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   Вскоре мы вылетели к поселению Чёрное Плёсо. Приметное место - перед деревней к Куряку присоединился мощный приток слева, и река стала очень полноводной. Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   Побродили по поселению, оно нежилое, но тут живут пасечники и есть домики, которые используют как дачи. Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   Памятник поселенцам. Когда то здесь было спецпоселение. Валили лес и сплавляли его по Куряку в город Сим. Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   Остовы домов. Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   Погуляли, пообщались с пасечником.

   Вышли на воду. С лодки спрыгнули еще всего пару раз - русло стало чистым. Скорость, при этом, высокая – 5-15 км/час.

   На слиянии с рекой Сим нас так лихо крутануло в водоворотах. Турбулентность в этом месте впечатлила - ещё метров 100 после слияния вода завивалась в воронки и вставала валами.

   Буквально через минут 10 после слияния мы вышли на Симской пруд и встали на весла, течения тут почти нет. Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   Гора Жукова Шишка. Похожа на шишку, лежащую на боку. Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   У плотины. Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   Финиш! Река Куряк Весенний сплав Челябинская область Республика Башкортостан Башкирия

   Итого по воде 36 км. Из них 4,5 км полная жесть и сплошные обносы. После первых 19 км (за полкилометра до Чёрного Плёсо) русло стало широким, и сплав стал похожим на сплав, скажем, по Б.Инзеру. Завершающие 5 км до слияния с Симом, река стала протекать в красивых скалистых берегах, очень похожих на скалы на реке Б.Инзер.

   Вышли на водохранилище мы примерно в 14-15 часов второго дня.

   Маршрут интересный, но очень жесткий на мой взгляд. Я туда больше не пойду.

Автор текста: Валентин ЕРЕМЕЕВ

Авторы фотографий и видео: ЕРЕМЕЕВ Валентин, ЯЙКАРОВ Салават, Максим ДЕРИПАСКО

Уфимский спелеоклуб им. В. Нассонова
Адрес: Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Ленина, 43, 5 подъезд, код на домофоне 000
Режим работы: понедельник-суббота с 14:00 до 20:00; воскресенье - выходной
Телефон: 8 (347) 273-52-13
Сайт: www.speleo-ufa.ru
Группа ВКонтакте: vk.com/nassonova
Группа в Facebook: www.facebook.com/groups/nassonova/

   Ссылки по теме:

   Пещера Грезы

   Пещера Сказка

   Пещера Каскадная

   Пещера Космонавтов

   Пещера Вертолетная (Ахмеровский провал)

   Куда поехать на выходные из Уфы?

   Природные достопримечательности Урала

Мы в соцсетях!