Ретроспектива. Место там такое глухое, что название реки разве что по картам узнают. Когда-то на реке была колония-поселение каторжных. Это дикая тайга. Однажды весной, мы туда пошли на сплав и многократно «чуть не погибли». Кроме того, что мы прошли это безумие до конца, нам еще за него и справку позже дали. Мы совершили первопрохождение, как оказалось.

Мы уже несколько раз ходили в апреле, через неделю после вскрытия льда на больших реках, сплавляться на горные речки Южного Урала. Абсолютно все это сплавы остались ярчайшими воспоминаниями.

Но этот сплав из них самый перенасыщенный эмоциями. В конце первого дня сплава мы просто радовались тому, что все остались живы.

Все начиналось вот в этом месте. Река хорошо видна на фотографии.

Старт на кордоне Куряк

Координаты: (N54 49.100′ E57 43.927′)

Заброска туда в это время года требует внедорожника. Дорога плохенькая, местами ехали по глубокому снегу.

ksj03

Завезли на место нас поздно вечером, уже в темноте. Нам нужно было встать на воду пораньше. Дело в том, что по опыту прохождения в этих местах реки Сим, уже знаем, что самый треш будет в начале (что подтвердилось). От первого дня надо взять максимум возможного светового времени.

Река в месте старта узкая, течение приличное. На ногах трудно устоять в потоке воды. Максимальную скорость судна приборы показали 14,9 км/час, а вода несется еще быстрее.

На видео первые минуты сплава моего экипажа. Под бревном глубина сантиметров 20, и лодка там не должна была пройти! Ее буквально сплющило мощью воды и протащило. Самый капец в том, что если бы я или Салават зацепились чем-то за сучки, находясь под водой, то пока нас ребята бы спасли, мы бы уже захлебнулись. Так что, ситуация реально опасная.

Можно перемотать на 01:35 сразу.

Первые 4,5 км реки мы буквально продирались сквозь кусты и больше шли пешком, чем по воде. В плане физических нагрузок, это был самый сложный участок. Мы непрерывно таскали вещи и лодки в глубоком мокром снегу. В таких условиях даже сухая гидра с изотермиком не помогают — ноги сильно подмерзали.

ksj04

Далее треш только усиливался вместе с увеличение глубины и скорости течения. Завалы из деревьев становились многослойными, и вода с шумом проходила такие завалы, как решето. Нас несколько раз протащили сквозь такое под водой! Это было самое страшное! Невозможно заранее угадать есть ли проход для человека в этой сетке или тебя задержит, как лапшу в дуршлаге. Нам сказочно повезло в тот день — никто из нас не погиб. Я боюсь, что на летнем сплаве буду, видя дерево в воде, сначала выпрыгивать с чалкой в лес и привязывать и только потом думать! Мне пару ночей потом снилось, как меня заносит водой в такой завал.

ksj05

Аварийная остановка выглядела так — вылетаем из-за поворота и у нас секунд пять, чтобы зачалится! Оба синхронно прыгаем к берегу в пролетающие мимо деревья и вяжемся за них. Не каждый раз это удавалось и тогда нас тащило под деревья в завал.

Бывало так, что мы прошли вроде опасное место, но в последний момент судно всасывало под очередное дерево. В некоторых случаях, мы умудрялись по-каскадерски выпрыгнуть на деревья до того, как лодку всосет под воду и потом впрыгнуть на судно с той стороны.

Типичный неплохой участок реки. То, что мы шарахаемся от каждой ветки это неспроста — при такой силе воды, хвататься руками за ветки нельзя, так как просто вытащит из лодки в один момент.

На реке встречали огромное количество бобров и следов их жизнедеятельности. Лодку и вещи трудно тащить на обносах, так как весь лес истыкан острыми кольями сгрызенных деревьев, которые только и норовят, чтобы впиться острием в лодку или гидрозащиту вещей.

Встречаются довольно высокие бобровые плотины.

ksj06

Прыжок на байдарке с бобровой плотины.

Первые 4,5 км мы прошли за 7 часов, из них час мы ели разогретые консервы и сливали воду из гидрокостюмов, они промокли у всех.

Далее пошли все более длинные прогоны и прямые участки. Скорость течения сильно возросла. На прямых отрезках суда разгонялись до 14-15 км/час. Практически на всех поворотах, приходилось прыгать с чалкой в лес, чтобы избежать протяжки под завалами.

Съемок там почти не вели. Смеркалось, мы торопились, устали как собаки. Очень жалко, так как очень круто выглядят такие моменты, когда стоишь в лесу, навстречу на бешеной скорости вылетает экипаж, у парней лица невозмутимые и сосредоточенные, и с такими же невозмутимыми лицами они прыгают в лес секунды спустя.

Мы 2 раза рвали свое судно. Второй раз я запомнил особенно.

Вечерело, мой экипаж шел замыкающим, а остальные стали торопиться и перестали нас ждать на поворотах. Они оторвались от нас километров на шесть. И в этот момент у нас случилась авария по полной программе.

Сначала нас смыло под подтопленное дерево, и наша лодка там застряла. Меня прижало мощным потоком воды между лодкой и суком под водой, но я каким-то чудом смог выбраться. Не успел сделать даже пару глубоких вздохов, как меня унесло под завал деревьев! Под водой я был столько, что уже начал дышать водой — мерзкое ощущение. Я натурально сидел под водой и ломал ветки в глубине, которые не давали мне пройти сквозь себя. Мне это до сих пор в кошмарах снится.

Все это время, мой напарник висел на одной руке в бурном потоке воды и второй рукой держал чалку лодки. Это был мужественный поступок, который спас наши вещи, без которых мы бы догоняли остальных пешком весь следующий день, без еды, жилья и навигации.

Я обежал по лесу завал, потом долго лез по деревьям к месту катастрофы. Как Салават так долго там продержался, я не представляю.

Довольно долго мы, по частям, вытаскивали все из бешеной струи воды в мокрый снег. Потом еще какое-то время лежали в снегу без сил и жарко дышали.

За все это время первые два экипажа, ушли от нас чудовищно далеко. Только мы, дрожа от холода, вышли на воду, как серьезно порвали борт лодки об острую ветку в воде! Солнце заходит, становится сильно холоднее. Нам клеится минимум полчаса и… у нас замерз клей!!

Грели клей ртом. Сидели при этом в мокром снегу по пояс. Лодка не сохла, и мы протирали место склеивания туалетной бумагой. Каким-то чудом лодку удалось заклеить!

В какой-то момент мы на полном серьезе собирались ночевать в воде, просто накрывшись лодкой.

И вот мы снова на воде. Снова случайно остаемся живыми снова и снова, когда нас втаскивает в завалы. Даже шутить на эту тему нет сил. Торопимся и рискуем, но нагоняем товарищей.

Вылетаем со скоростного прямого участка и видим «суперзавал» впереди! Он нереально огромен! Просто решето великанов.

Прыгаем в сторону берега, чудом чалимся и видим следующее. Дико ревет вода и ничего не слышно. В самом завале, между деревьев Максим Дерипаско пытается спасти лодку, которую зажало потоком воды между бревен. Ниже завала в бурунах воды торчит одинокий сук, на котором сидит верхом Женя Банников и обнимает пенку. Лицо у Жени было отрешенное. Он даже не сразу нас заметил, чем нас сильно перепугал. Позже они сказали, что невероятно устали морально и физически. Да и наш экипаж тоже, надо сказать.

Мы обошли «мегазавал» стороной по болоту, поросшему толстым льдом. Вышли к ревущему потоку, выходящему из сита деревьев на той стороне. Там нашли Андрея, ставящего лагерь. Он рассказал, что этот завал прошел вместе с судном и, сразу на выходе, его просто размазало по лесу мощным течением.

Итого за первый день мы прошли 16,5 км. Из них замыкающие 12 км примерно за час.

В лагере согревались горячим пивом и искренне смеялись над фразой «Куряк! Спасибо, что живой!». А я вспоминал серию «Я не должен был выжить», где парней несколько раз накрыло лавиной, они не должны были выжить каждый раз, но почему-то выжили. Так было и у нас в этот день.

ksj07

Этот день был невероятен даже в мелочах:

  1. Мы потеряли рацию и позже нашли ее на ветках,
  2. Судно Дерипаско сделало раз десять оверкиль и теряло часть вещей, и позже находили все эти вещи в завалах,
  3. Андрей потерял единственное весло от байдарки, оно чудом зацепилось за кусты, и мы весло чудом смогли спасти, потому что невозможно в ревушей воде подобрать весло, зацепившееся за пучок травы

Второй день начался с того, что пришлось разогревать мокрую вещи и гидры над костром и надевать на себя ледяную одежду. Это очень мерзкое мероприятие. Мы грели не чтобы высушить, это невозможно. Мы грели вещи только, чтобы они стали гнуться, и их можно было бы одеть на тело.

Но это мелочи. Трясло нас от того, что нам опять лезть в лодки и выходить на воду! Где опять будут бревна, завалы и прочий треш.

Случилось приятное чудо. Завалы еще встречались, но уже на так часто, а оверкили стали скорее курьезами. Начался обычный весенний сплав.

На фотографии дерево загадка. Все решили, что пройдем его поверху. Но все лодки, почему-то, вода протащила под этим деревом.

ksj08

Вскоре мы вылетели к поселению Чёрное Плёсо. Приметное место — перед деревней к Куряку присоединился мощный приток слева, и река стала очень полноводной.

ksj09

Побродили по поселению, оно нежилое, но тут живут пасечники и есть домики, которые используют как дачи.

ksj10

Памятник поселенцам. Когда то здесь было спецпоселение. Валили лес и сплавляли его по Куряку в город Сим.

ksj11

Остовы домов.

ksj12

Погуляли, пообщались с пасечником.

Вышли на воду. С лодки спрыгнули еще всего пару раз — русло стало чистым. Скорость, при этом, высокая – 5-15 км/час.

На слиянии с рекой Сим нас так лихо крутануло в водоворотах. Турбулентность в этом месте впечатлила — ещё метров 100 после слияния вода завивалась в воронки и вставала валами.

Буквально через минут 10 после слияния мы вышли на Симской пруд и встали на весла, течения тут почти нет.

ksj13

ksj14

Гора Жукова Шишка. Похожа на шишку, лежащую на боку.

ksj15

 У плотины.

ksj16

Финиш!

ksj17

Итого по воде 36 км. Из них 4,5 км полная жесть и сплошные обносы. После первых 19 км (за полкилометра до Чёрного Плёсо) русло стало широким, и сплав стал похожим на сплав, скажем, по Б. Инзеру. Завершающие 5 км до слияния с Симом, река стала протекать в красивых скалистых берегах, очень похожих на скалы на реке Б.Инзер.

Вышли на водохранилище мы примерно в 14-15 часов второго дня.

Маршрут интересный, но очень жесткий на мой взгляд. Я туда больше не пойду.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments