Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Этот маршрут описан в книге-путеводителе
«Урал: Бесконечный драйв-3!»


Эта книга - ёмкий и красочный путеводитель по завораживающе красивым и интригующе загадочным местам Урала. В книге - 52 готовых маршрута с живым описанием и множеством фотографий.

Просмотреть книгу

Паломнический маршрут «Симеонова тропа»

   Пойти по стопам святого – естественное желание любого христианина. И не всегда это «пойти по стопам» бывает фигуральным – иногда и в самом буквальном смысле паломники идут по тем тропам, где когда-то ходили святые. Тропа святого Павла в Турции, путь святого Иакова в Испании – популярнейшие паломнические маршруты. Есть такой маршрут и у нас на Урале – пока не столь известный, но с каждый годом привлекающий всё больше паломников и туристов - Симеонова тропа.

   Изначально так называли лесную тропу от села Меркушино, где жил святой праведный Симеон Верхотурский, до Тагильской слободы (Тагильская слобода была основана в начале XVII века, первыми её жителями были монахи, а находилась в черте нынешнего села Махнёво), куда он ходил на богослужения в Спасо-Преображенский храм – один из первых храмов на Урале (построен в 1625 году). Тогда – при жизни Симеона – тропа эта была просто обычной тропой, ведь святость Симеона Верхотурского открылась людям лишь полвека спустя после его кончины, когда в 1692 году чудесным образом в Меркушино из земли поднялся гроб с его нетленными мощами. А вот уже после прославления праведника лесная сорокакилометровая тропа между селом Меркушино и Тагильской слободой стала местом многочисленных паломничеств: все хотели пройти хоть раз путём святого Симеона.

   В 1704 году обретённые мощи были перенесены из села Меркушино в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь – с этого момента начался расцвет монастыря, который сегодня в нашем сознании неразрывно связан с именем святого Симеона, а сам Симеон уже давно и прочно именно Верхотурский, а не Меркушинский. 25 сентября 1704 года мощи праведника были положены в монастырской церкви, с тех пор 25 сентября отмечается в церковном календаре как день первого перенесения мощей Симеона Верхотурского.

 

 

   Ещё через двести лет - 1914 году - мощи Симеона Верхотурского перенесли во второй раз, теперь уже только внутри монастыря: из Николаевского храма в новый Крестовоздвиженский собор. Для нового места пребывания мощей Императорской семьей была пожертвована сень над ракой с мощами праведного Симеона. В связи с этими торжественными событиями – переносом мощей получением царского дара - состоялся большой крестный ход из Екатеринбурга в Верхотурье, и этот маршрут получил название Большая Симеонова тропа. А лесная тропка между Меркушино и Тагильской слободой стала называться Малой Симеоновой тропой.

 

 

   В советское время храмы были закрыты, святые мощи отправлены в музей - сначала в Нижнетагилиский краеведческий, потом в музей атеизма, организованный в бывшем Ипатьевском особняке, после его расформирования – в фонды Окружного краеведческого музея - а Симеонова тропа забыта. Возрождение началось в конце восьмидесятых, после празднования тысячелетия Крещения Руси. 25 мая 1989 мощи праведного Симеона были перенесены в Храм Всемилостивого Спаса на Елизавете (это был самый первый храм Екатеринбурга, возвращённый обратно епархии) – с тех пор 25 мая ежегодно празднуется как день второго обретения мощей Симеона Верхотурского. Два года спустя, в сентябре 1992 года, состоялся торжественный и многолюдный крестный ход из Екатеринбурга в Верхотурье: мощи святого Симеона вернулись в Свято-Николаевский Верхотурский монастырь.

 

 

   В 1998 году при большом стечении гостей праздновалось 400-летие Верхотурья. После праздника началось возрождение и Симеоновой тропы – были постепенно восстановлены маршруты Большой и Малой троп, от села Махнёво – бывшей Тагильской слободы - до села Меркушино прошли первые паломники. Что удивительно – активнейшее участие в популяризации Симеоновой тропы тогда принял иностранец – гражданин Голландии Анне Клаас де Грот, приехавший в числе других зарубежных туристов на празднование юбилея Верхотурья, а потом принявший православное Крещение и ставший одним из первопроходцев возвращённой из забвения Симеоновой тропы.

 

 

   В настоящее время создано Уральское православное патриотическое общество св. Николая Чудотворца, занимающееся благоустройством Симеоновой тропы и организацией регулярных Крестных ходов по этому маршруту. Самые массовые поездки приурочены к дням памяти Симеона Верхотурского – в 20-х числах мая (к празднику второго обретений мощей 25 мая) и во второй половине сентября (в честь первого переноса мощей 25 сентября). Паломники отправляются в путешествие из Екатеринбурга, по Большой Симеоновой тропе от Храма-на-Крови на автобусах до бывшей Тагильской слободы. К сожалению, находившегося там когда-то Спасо-Преображенского храма сейчас нет - лишь стоящий на этом месте поклонный крест напоминает, что когда-то сюда ходил молиться Симеон праведный. Спасо-Преображенский храм Тагильской слободы был утрачен в 1932 году, как и многие храмы не только на Урале – по всей стране. Тагильская слобода стала умирать вслед за своим храмом – в конце 30-х годов оттуда разъехались последние жители.

   Но зато от Спасо-Преображенского храма Тагильской слободы до сих пор сохранился фундамент – основа не уничтожена, а, значит, все можно возродить!

 

 

 

 

   Отсюда – от окраины Махнёва - начинается Малая Симеонова тропа - по ней паломники идут пешком, все 40 километров до самого Меркушина. А уже от Меркушина – снова автобусами, до Верхотурья, к мощам святого Симеона.

 

 

 

Автор текста: Наталья ЗАЙЦЕВА

Фотографии предоставленны Уральским православным патриотическим обществом св. Николая Чудотворца

 

Мы в соцсетях!