Не так давно был пост про то, как делают мотоциклы «Урал». А это – небольшой репортаж из музея мотоциклов, расположенного в городке Ирбит. Поэтому тут будет в основном про историю славной марки.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

Папа «Урала» BMW R12. На тот момент один из лучших мотоциклов для армии: мощный (целых 18 кобыл), проходимец, может оснащаться коляской и относительно просто в изготовлении. Когда советские военные решили, что армии тоже нужен мотоцикл, то за основу решили взять именно баварскую разработку. По одной из версий то ли дипломаты, то ли разведчики через подставных людей купили пять R12, переправили в союз, где инженеры разобрали их по винтику и стали выпускать свою модель. Вот один из тех донорских мотоциклов. Исторический, можно сказать, мотоцикл.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

Обратите внимание, как переключались скорости, надо было оторвать руку от руля, и дернуть рычаг.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

А это конкурент BMW.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

Все дела по разработке мотоцикла, строительству завода и пуску производства в Ирбите закончили аккурат к 1941 году. Поэтому предприятие ударно участвовало в трудовом подвиге советского народа.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская областьИрбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

Вот та самая «клонированная» модель. М-72 стал немного мощнее — 22 л.с. Выпускался с 1941 по 1955 годы.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

А это одна из первых гражданских версий, поставлялась без пулемета, но с модной немецкой коляской.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

А вот страницы истории и трудовых побед в послевоенное время.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская областьСейчас в год завод выпускает почти 1000 мотоциклов.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская областьИрбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

На «Урале» думали об автомобильном производстве. Даже были ограниченные серии микролитражек для деревни. Но не поперло. Последняя попытка начать выпускать авто была сделана в 1994 году, но потом эта тема сошла на нет.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

 А ведь ИМЗ могла повторить путь BMW, которая выпускала мотоциклы, трехколесные «Изеты», а потом стала крутейшим мировым брендом. Не повезло ирбитцам.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

Зато мотоциклы были классные. Один даже Никулин заказал для своего цирка.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

Вот он весь в хроме, крутился внутри железной сферы. Чумовой был номер.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

А это вариант для советских хипстеров.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская областьИрбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

Полицейская версия тоже развития не получила.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

А это мотолимузин.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

Нечто мотоподобное под названием «Акула», созданное на агрегатах «Урала» для байк-шоу. Ездить на таком, понятное дело, неудобно и опасно.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

В поздние 90-е «Урал» пытался стать похожим на Harley-Davidson. Но байкеры не оценили.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская областьЭто Славная страница истории отечественного мотостроения, которую мы почти потеряли. Мото-спорт.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

Мото-кросс, мото-ралли, кольцевые гонки и масса чего еще. В советское время «Уралы» выступали практически везде.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

Сплошная аэродинамика.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская областьОсобый жанр — гонки на мотоцикле с коляской. Когда пассажир на поворотах балансирует, чтобы мотоцикл не перевернулся.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

Модные мото-кеды.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

Наград, понятное дело, было не меряно.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская областьИрбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

Еще немного Харлей-Уралов.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

А это практически 70 лет истории «Урала» в один ряд. Современные мотоциклы этой марки мало чем отличаются от этих машин. Конструкция, философия – все отсюда. Кто-то скажет, что это отстой, прошлый век и давно это пора похоронить и забыть. Но таким умникам можно ответить одним сломом – Ducati. Этот ферари в мире мотоциклов до сих пор верен своим идеям, к которым пришел в лохматых годах: L-образный мотор, рама «птичья клетка», десмодромный привод клапанов. Вроде все анахронизм, а работает. Так же и «Урал» должен идти своей дорогой.Ирбитский государственный музей мотоциклов Ирбит мотоцикл Урал Свердловская область

Ирбитский музей мотоциклов на карте:

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments