Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Этот маршрут описан в книге-путеводителе
«Урал: Бесконечный драйв-2!»


Эта книга - ёмкий и красочный путеводитель по завораживающе красивым и интригующе загадочным местам Урала. В книге - 52 готовых маршрута с живым описанием и множеством фотографий.

Просмотреть книгу

Каслинский чугунный павильон

   Каслинский чугунный павильон – один из наиболее интересных экспонатов музея, он зарегистрирован в каталоге ЮНЕСКО как раритет – феномен промышленного искусства и единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции. Прославленный шедевр уральских мастеров неизменно привлекает внимание посетителей.

 

 

   Павильон был создан по проекту талантливого архитектора из Санкт-Петербурга Евгения Евгеньевича Баумгартена к началу Всемирной выставки в Париже 1900 г. и представлен на ней в качестве выставочной витрины заводов Кыштымского горного округа, в состав которых на рубеже веков входил Каслинский чугунолитейный завод. Самые лучшие заводские мастера изготовили свыше 1500 чугунных деталей, из которых состоит павильон. Изучая личные клейма формовщиков (первую букву имени и фамилию, которые имеются на некоторых деталях), можно установить их авторство - П. Тепляков, Н. Тепляков, А. Мочалин, А. Торокин, В. Агеев, С. Агеев, Ф. Самойлин, П. Самойлин, М. Игнатов, В. Тимофеев, В. Кузнецов, С. Хорошенин, И. Захаров, Г. Пермин и П. Рязанцев.

   Детали, отлитые мастерами, при сборке павильона соединялись между собой в довольно крупные блоки, крепившиеся штифтами к деревянным рамам, составлявшим каркас сооружения. Павильон был создан за очень короткий срок. В Париж его доставили, разумеется, в разобранном виде. Вместе с ним в столицу Франции отправились 25 самых лучших каслинских мастеров, отвечавших, прежде всего, за сборку выставочной витрины горного округа.

 

 

   В Париже искусство каслинских мастеров заслужило самую высокую оценку и благодаря столь эффектному экспонату завоевало Гран-при Всемирной выставки по разделу «металлические изделия». После ее окончания павильон был разобран и отправлен обратно на Урал. Может показаться невероятным, но в 1921 г. выставочную витрину Кыштымских горных заводов едва не уничтожили. Стремясь обеспечить выполнение производственного плана в условиях хозяйственной разрухи, и не понимая культурной значимости павильона, директор Каслинского завода Н.Ф. Захаров приказал переплавить уникальные чугунные детали для производства бытовой продукции. Каслинские мастера предотвратили полное уничтожение своего шедевра, направив нарочного в Уралобком (г. Екатеринбург) с письмом о необходимости сохранения Каслинского павильона. Свою лепту в его спасение внесли работники Уральского областного государственного музея (бывшего музея УОЛЕ, с 1934 г. – Свердловского областного краеведческого музея), отправившие письма в защиту павильона партийному руководству области. Впоследствии, в 1936 г. сохраненные детали Каслинского павильона были переданы в только что открытую Свердловскую картинную галерею (с 1988 г. – Музей изобразительных искусств), которая образовалась из художественного отдела Свердловского краеведческого музея. И, поскольку значительная часть уникального культурного памятника была уничтожена в 1921 г., возникла прямая необходимость в его реставрации. Здесь особая роль принадлежит выдающемуся уральскому ученому-исследователю, профессору, доктору искусствоведения Борису Васильевичу Павловскому (1922 – 1988). Он изучил сотни архивных документов, посвятил павильону и каслинскому литью ряд газетных и журнальных публикаций, совершил серию научных командировок в г. Касли, в результате чего обнаружил старинные фотографии и описания Каслинского павильона. Позже эта тема вдохновила ученого на создание двух монографий - 1959 и 1978 гг., последняя из которых посвящена главным образом павильону.

   Важнейшей вехой в истории реставрации шедевра стал май 1957 г., когда бригада из 24 специалистов под руководством начальника участка художественного литья С.М. Гилева и мастера А.Д. Блинова приступила к непосредственному восстановлению павильона, открытие которого для публики состоялось 3 мая 1958 г. Труд каслинских мастеров был оценен по достоинству, но воссоздать верхний ярус чугунного сооружения не было возможным – сделать это не позволяла высота экспозиционного зала Свердловской картинной галереи.

   В 1985 г. картинная галерея получила второе здание (на ул. Воеводина, 5), поэтому возникла необходимость переноса и, одновременно, повторной реставрации Каслинского павильона. Уникальная работа была выполнена бригадой из четырех специалистов Свердловского зонального отделения «Росмонументискусства» (В.П. Сакнынь, А.Л. Никифоров, О.П. Губкин и руководитель - Ю.П. Сакнынь). Старший скульптор Каслинского завода А.С. Гилев изготовил по фотографиям и нескольким сохранившимся фрагментам модели штандартов; группа заводских мастеров восстановила детали верхнего яруса. К 2000 г. были позолочены фоны для некоторых рельефов (что соответствовало авторскому замыслу Е.Е. Баумгартена); в 2010 г. златошвеи Ново-Тихвинского женского монастыря придали прежний облик бархатному балдахину над центральным входом павильона, расшив бархат изображениями торговой марки Кыштымского горного округа.

 

 

   Особая роль в изучении Каслинского павильона после Б.В. Павловского принадлежит известному екатеринбургскому искусствоведу, участнику его восстановления в 1985 г., автору увлекательной монографии о художественном литье каслинских мастеров Олегу Петровичу Губкину. Именно он установил, какие информационные источники Е.Е. Баумгартен использовал при работе над декором павильона. Архитектор соединил древнерусские, скандинавские, византийские и венецианские мотивы, заимствуя их из образцов, приведенных в «Сборнике византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г.Г. Гагариным» и монографии Н.Ф. Лоренца «Орнамент всех времен и стилей».

   В создании декора павильона Е.Е. Баумгартену помогала скульптор Мария Львовна Диллон. При работе над фигурами драконов верхнего яруса М.Л. Диллон использовала рисунок чаши из горного хрусталя, представленной в Париже на Всемирной выставке 1878 г. и опубликованной в вышедшем в 1880 г. в Штутгарте сборнике «Декоративные фигуры и вазы», а основой для замысла скульптуры послужила серебряная ручка чаши в виде дракона.

   Необходимо отметить, что принцип творческой работы по признанным образцам был довольно распространенной практикой в конце XIX – начале ХХ в. И Е.Е. Баумгартен, и М.Д. Диллон работали по-настоящему творчески, поскольку практически все выбранные для декорирования павильона изображения и орнаменты в той или иной степени подверглись определенным изменениям (что могло быть вызвано и насущной необходимостью подготовить их к воспроизведению в чугуне). Безусловно, непростой задачей стало объединение их в единое органически-слитое целое.

   Шедевр каслинских мастеров действительно завораживает великолепием архитектуры и декора, в котором выделяются образы вещих женщин-птиц, горельефы которых были отлиты по мотивам известной картины В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Вещие птицы. Песни Радости и Печали». Фантастические персонажи древнерусских сказаний объединены в одном небольшом архитектурном произведении с неоднократно изображенными драконами, в пластическом решении которых ощутимо влияние средневекового западного искусства, а также мотивами, заимствованными из архитектуры и декора эпохи итальянского Ренессанса; в декоре можно увидеть сцены соколиной охоты, эффектные изображения зайцев, рыб и грифонов… Убранство павильона весьма эклектично, но оно не утомляет своей насыщенностью элементами, взятыми из разных культурных традиций – чему способствует авторский замысел и определенная лаконичность цветового решения.

 

 

   Черная окраска чугуна строго и торжественно сочетается с блеском и яркостью золочения, с благородством красного и желтого бархата. В советское время золочение отсутствовало, его заменял слой бронзовой краски. Как уже отмечалось, в 2000 г. реставрационные работы по золочению павильона были завершены и, таким образом, полностью воссоздана идея, предложенная Е.Е. Баумгартеном более века назад.

   В заключение хочется сказать, что в этом уникальном экспонате музея сошлись воедино художественные мотивы различных народов и культур, виртуозное совершенство каслинских мастеров и прекрасная работа талантливого архитектора и выдающегося скульптора. В каком-то смысле павильон является и результатом кропотливого труда его исследователей и реставраторов – без их участия наше восторженное знакомство с шедевром оказалось бы невозможным.

 

Автор текста: Юрий ЧУДИНОВ, заведующий отделом по работе с посетителями ЕМИИ

Источник: Екатеринбургский Музей Изобразительных Искусств

 

Дополнительная информация:

   Екатеринбургский Музей Изобразительных Искусств

   Адрес: г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5

   Телефон: +7 (343) 371 06 26

   Проезд: М «Площадь 1905 г»; А, Т «Площадь Малышева», «Горького»

   Режим работы:

   - вт, пт, сб, вс – с 11:00 до 19:00, касса до 18:00

   - ср, чт – с 11:00 до 20:00, касса до 19:00

   - выходной – понедельник

 

 

Мы в соцсетях!