В мире существует несчетное количество различных памятников, скульптур и инсталляций. Некоторые поражают своей реалистичностью, некоторые – уникальностью, какие-то западают в душу благодаря легкости и живости, а какие-то благодаря, исходящему от них веянию смерти. Однако есть скульптуры, основная ценность которых раскрывается только вкупе с их историей. Мы подготовили подборку самых пронзительных произведений мира скульптуры – они пугают, заставляют сочувствовать, восхищаться и скорбеть.
Туфли на берегу, Будапешт
На берегу Дуная, в самом центре венгерской столицы разместилось шесть десятков стоптанных ботинок, туфель и башмачков – из чугуна отлитое напоминание об ужасах Холокоста во время Второй мировой войны.
Обреченных мужчин, женщин и детей привозили на набережную, командовали снять обувь и грузили на судно. За городом заключенных ставили у воды и расстреливали – сильное течение, уносившее тела, избавляло от необходимости копать могилы. Брошенная на набережной Дуная обувь шла на продажу или использовалась нацистами в личных целях.
Идею, пришедшую режиссеру Кену Тогаю, воплотил венгерский скульптор Пауэр Дьюла. Каждый ботинок воссоздан с моделей, существовавших в 1940-х годах.
Мемориал был установлен 16 апреля 2005 года вместе с каменной скамьей, на которую поместили таблички с текстом на трех языках – английском, венгерском и иврите. Они гласят: «В память о жертвах, расстрелянных на Дунае ополченцами «Скрещенных стрел» в 1944—45 гг.».
Черный призрак, Клайпеда
Это была середина февраля 1595 года. Стражник Ханс фон дер Хейд, обходя вверенный ему под охрану замок Мемель, заметил темную фигуру, идущую в его сторону.
Когда незваный гость подошел ближе, Ханс увидел мужчину в черном длинном плаще. Незнакомец поинтересовался количеством провианта в замке, а услышав заверения стражника о том, что в Мемеле пищи в достатке, разозлился и со словами «но зерен и дров вам все же не хватит» исчез. Стражник, встревоженный произошедшим, решил поделиться опасениями с согражданами. Однако ему никто не поверил. В скором времени страну и вправду настигли нелегкие времена – голод и пророческий «призрак» настолько поразили местных жителей, что эта легенда долгое время передается из поколения в поколение.
Спустя несколько столетий, в 2010 году на месте, где от замка Мемель остались лишь руины, вновь появился Черный призрак – но на этот раз его встретили практически все жители города. Бронзовый призрак весом в 300 килограмм помещен с обратной стороны тротуара, из-за чего создается впечатление, что он старается выбраться из реки и осмотреть город, освещая путь фонарем.
Сквер сибирских кошек, Тюмень
Блокада Ленинграда во времена Великой Отечественной войны было непростым временем как для человеческого, так и для животного мира.
Нехватка продовольствия, голод и, как следствие, большое количество смертей родных и близких провоцировали людей на поступки, которые в любой другой ситуации были бы для них неприемлемы – им приходилось есть своих домашних любимцев, в том числе кошек. Если в начале блокады такое поведение осуждалось общественностью, то со временем трапеза из пушистых стала единственной возможностью спастись от голодной смерти. В таких условиях из племени кошачьих выжить смогли лишь единицы. Таким образом, единственными существами, живущими полной жизнью стали крысы, которые в связи с отсутствием кошек могли безнаказанно разграблять запасы зерна, нападать на людей, блокировать движение транспорта, уничтожать картины великих творцов, хранившихся в Эрмитаже, и плодиться в больших количествах. Крыс пытались уничтожить своими силами – давили танками, отстреливали – однако все было бесполезно.
Тогда, в надежде спасти город от грызунов, люди решили прибегнуть к помощи хвостатых – вскоре после прорыва блокады в Ленинград было доставлено несколько вагонов дымчатых кошек для, а после снятия блокады кошек начали завозить для защиты бесценных экспонатов Эрмитажа. Музей до сих пор содержит в штате кошачьих для защиты экспонатов от вредителей – сейчас около 70 кошек и котов имеют собственный «эрмитажный паспорт».
В память о помощи кошачьих в Тюмени целый сквер «заселили» бронзовыми непоседами.
Тающие жертвы Второй мировой, Бирмингем
Скорее однодневная инсталляция, чем памятник, но задумка автора, проявившаяся в ней, не может пройти мимо этого списка.
Бразильский художник, желая почтить память жертв Второй мировой войны, уставил площадь Чамберли английского городка ледяными фигурками, изображающих людей. Всего на лестницы, дорожки, фонари было рассажено пять тысяч льдинок.
Под летним солнцем они моментально начали таять, скрючиваясь и падая на бетон. Таким образом художник хотел показать хрупкость человеческих душ, исчезнувших во Второй мировой войне. Свидетели этого действа говорят, что зрелище было действительно потрясающее.
Памятник Барри, Париж
Барри – это пес породы, которая сейчас известна как сенбернар. В 19 веке он работал спасателем при монастыре Святого Бернара в Швейцарии, находящемся недалеко от опасного горного перевала. За свою жизнь Барри спас несколько десятков человек, погибнув во время одной из спасательных операций. Считается, что Барри убил человек, которого он хотел спасти – он принял его за волка.
Памятник Барри был установлен в 1899 году на входе в собачье кладбище недалеко от Парижа. Выполнен мемориал в виде сенбернара, на спине которого лежит ребенок. На постаменте памятника надпись: «Барри из Большого Сен-Бернара. Он спас жизнь сорока человек. Сорок первый убил его».
Против домашнего насилия, Минск
Еще одна временная инсталляция, вызвавшая бурную реакцию горожан и пользователей интернета. В декабре 2019 на площади Якуба Коласа была создана инсталляция, призванная привлечь внимание общественности к домашнему насилию.
В рамках акции, на площади были выставлены детские и женские туфли, босоножки и ботинки. К каждой паре прикрепили бирку с реальной историей погибших в результате домашнего насилия. Так, одна из бирок на кедах с шелковыми шнурками гласит: «Умерла от удара отверткой в голову. Удар нанес бывший молодой человек», а маленькие босоножки сопровождает короткое «Задушена голыми руками отца».
Подобные акции проводились и в других городах и странах. Например, в Турции художник разместил 400 пар женских туфель (именно столько женщин погибло в Турции от домашнего насилия за 2018 год).