В далекие докавидные времена побывала я в Христиании. Смотрю фотографии и вспоминаю. Странное место и странное чувство. Полноценный туристический аттракцион. Попасть туда в те времена было легко: на метро до станции Христиания, затем дойти до Церкви Спасения, а от нее и ворота в Христианию видны. В том случае, если Вы как-то в Копенгагене оказались. А впрочем, от станции метро идите следом за толпами туристов, которые малыми и большими группами стремятся в Христианию погулять.
Правда, я так и не поняла, зачем. Наверное, нужен был экскурсовод, чтобы рассказал о важности и знаковости места, а так меня не впечатлило. Все такое ветхое и разрисованное просто, по-детски, неумелыми ребячьими каракулями, с претензией на современное искусство. И неумело построенные домики. Говорят, это бегство от стандартной архитектуры. И везде накопленный мусор: впрок запасенные доски, железки…
Словно бы свобода духа заключается в том, чтобы бесконечно накапливать барахло и бросать его где попало, пока травой не зарастет. Ну, за такой свободой можно ехать в любую уральскую деревню, там тоже разобранные велосипеды и старые сапоги ждут, пока пригодятся, в нелепых и некрасивых свалках.
Постаревшие хиппи жмутся в одну небольшую кучку, бодрятся. Главный признак- немытая и нечищеная обувь, через раз — не зашнурованные ботинки. Больше никакой активности на улице не видно, в которой можно было бы опознать местных жителей, зато везде работают бары и кафе, в них вполне современные девушки деловито продают тот же фаст-фуд, что и в остальном Копенгагене.
Ну да, местных можно встретить на рождественском рынке, а вне Рождества — на торговой улице. На Рождественом рынке/ просто рынке марихуану и что-то такое еще наркотическое продают. Но в специальных таких ларечках, а истощенные продавцы либо капюшоны так опустили, что лица не видно, либо в вглубь киоска отступают — все-таки смартфоны и другая техника наступает. А еще можно купить всяческие приспособления для употребления травки, но, по сравнению с Амстердамом, все-таки не тот размах.
Стоял веселый и жалкий старик, зазывал в дом. Зашла. Оказалось, театр, в котором можно заказать и грог, и чай. В театре послушала старого гнома о том, как играть старинными игрушками. Не хватит у меня терпения собрать такой вот красный гномовский костюм и перед десятком зрителей изображать вдохновение. И грог не помог.
Шла по улице девочка лет 10, с белыми волосами и с белой лошадью. У лошади — нечёсаная грива, нечищеная шерсть. И девочка в грязных ботинках, и лошадь в грязных копытах месили грязь. Да, здесь на окраинных улицах не отсыпанные дорожки и лужи. Говорят, шведы очень не любят Христианию, потому что шведские подростки сбегают из дома и курят травку в бараках, которым почти 400 лет. Видела я пару таких, на балконе третьего этажа, с нечёсанными белокурыми волосами…
Очень символичен заржавевший и заросший травой очаг для барбекю. Не собираются друзья, не горит огонь, не тлеют угли. И Будда затерялся в траве, и ангел, запертый в клетку, зарос мхом. Новые надежды прорастают где-то в новых местах.
Но я все-таки вернусь в Христианию весной или летом. И побуду там день. Или нет.
Ковид изменил нашу жизнь и смыслы.
Проект, длящийся 45 лет, должен иметь что-то в фундаменте…