Случайности часто переходят в категорию закономерностей. На мой взгляд, многое, что происходит в жизни отдельного человека, с позиции времени – случайность.
Судьба заставила великого художника сделать остановку на маленькой железнодорожной станции в связи с поломкой колесной пары. Разумеется, он и не помышлял о том, что через несколько десятилетий эта станция, а потом и город будут носить его имя.
Вообще, много удивительного в том, что малообразованные рабочие, видевшие в течение нескольких часов В. В. Верещагина, отправляющегося на Русско-японскую войну, запомнили, и опять – случайность или закономерность – решились дать будущему городку его имя.
Кисти и мольберты, возможно, листы бумаги и карандаши, необычность в тех глухих местах человека, стремящегося запечатлеть время на своих полотнах, произвели на железнодорожных рабочих неизгладимое впечатление. А может быть, пробудили в них заложенную свыше внутреннюю потребность в красоте? А у него – интерес к необычной для него повседневности, к строгой мудрости лиц рабочих людей, которых, как гласит легенда, он писал, ожидал конца ремонта вагона.
Потом только память – память о том, что взволновало душу и сердце, тот самый след, который определяет и предопределяет закономерности времени, жизней и того, что останется после тебя.
Большое увиделось на расстоянии. Яркий след великого художника в провинциальном городке, которому он дал имя, глубиной и жизненностью созданных им полотен пробудил интерес к высокому искусству у последующих поколений. Желание узнать о мастере кисти расширило границы познания, перевело на ступеньку выше в освоении культурного наследия.
А может быть, главную роль сыграло осознание и определение смысла жизни, отягощенного переходом в «надбытийность»? Все-таки остановка в приземленном мещанстве, которая диктует минимум потребностей и формирует ту скуку жизни, характерную для тех, кто не знает, чем себя занять, подтолкнула к движению вперед пусть отдельного человека, а так хочется верить – многих.
Открытие и узнавание великого художника Василия Васильевича Верещагина, своими полотнами и мастерством удивившего мир, личность, поразившую своей глубиной, цельностью, гармоничностью и самобытностью, несомненно, оказывает значительное влияние на каждого, кто хоть сколько-нибудь попытался открыть для себя его мир и творчество. Безусловно, случайность, что его имя стало значимым для нашего города, – скорее закономерность, вызывающая чувство гордости великим русским человеком и признательности художнику, делом своей жизни показавшему, каким великим может быть человек. Поражает, насколько высоки оценки того, что он сделал в искусстве и каким он был. Французский художник Жером говорил
о В. В. Верещагине: «Я не знаю человека более мужественного, чем он. Это настоящий человек. Каждая выставка его картин является событием. Самое примечательное в его многочисленных картинах – оригинальность, новизна, глубокие чувства. Я не представляю себе русскую живопись без Верещагина. Светлая, правдивая личность».
Современники В. В. Верещагина отмечали, что «во всех его картинах и этюдах чувствовалась, или горячая любовь к изображаемому человеку, или беспощадное, с глубоким политическим смыслом разоблачение и обличение варварства и колониального гнета. В картинах – правдивый показ войны».
Правда, отрицание насилия и войны как явления, противного разуму человечества, были сутью его творчества, его самовыражения, его жизненной позицией. Нельзя не отметить духовное родство В. В. Верещагина с Л. Н. Толстым. Великий мастер кисти и великий мастер слова были близки. Об их сходстве писал знаменитый Стасов: «Та же крепость и самобытность, тот же упорный и необщительный склад, отчужденность и уединенность от знакомых. Даже в мелких подробностях много общего. По направлению талантов еще более сходства». И внешнее сходство этих людей поражает. Строгий, пронзительный взгляд, в котором ум, природная требовательная интеллигентность и только им присущее умение оценивать происходящее, определяя главное и настоящее.
Как и Толстой, Верещагин был убежден, что «честь России требует, чтобы мы, русские люди, воевали против войны». Его творчество – убедительное доказательство этой позиции. Тот же Стасов в траурной речи, оценивая вклад Верещагина в русскую бытийность, сказал: «В произведениях Верещагина нота протеста против варварства, бессердечия и холодного зверства, где бы и кем бы эти качества ни пускались в ход». И. Е. Репин говорил о Верещагине: «Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким и ничтожным».
Талантливый и великий человек велик во всем. Он глубоко чувствовал слово, высоко ценил тех, кто в совершенстве владел русским языком. Так, пораженный логикой и яркостью выступления адвоката Ф. Н. Плевако на одной из защит В. В. Верещагин сказал: «Какая силища логики! Как вы великолепно владеете нашим могучим русским языком».
Вообще, В. В. Верещагин, понимая роль образованности человека и образования в обществе, немало делал для того, чтобы оно было доступно многим. Рассказывают, что одна из выставок его картин закончилась распродажей полотен мастера. Из вырученных денег Верещагин огромную по тем временам сумму пожертвовал на школы, предупредив при этом: «…передайте тем земствам, которые солидно поставят в школах обучение рисованию…». Когда уезжал из дома, а это в его жизни случалось часто, он наказывал жене, заботясь о собственных детях: «Умоляю тебя, читай больше с детками и объясняй, это развивает…».
Он успел посмотреть мир, которому подарил себя и свое творчество. «Живой, кипучий, по оценкам знавших его людей, Верещагин признавался: «Считаю счастьем, что я не принадлежал всю жизнь к числу «оседлых» людей».
Отправляясь на войну с Японией, этот уже седой бородатый дед вызывал вполне закономерный вопрос у попутчиков: «Зачем?». Его ответ был глубок и мудр: «А еду я, батенька мой, потому, что мне в постели умирать неприлично».
Это характер, это личность. И как надо гордиться тем, что имя этого человека – художника, пацифиста и патриота земли русской – носит наш город.