Уважающие себя рыбаки пойманную рыбу отпускают. Им важен лишь процесс, а не сам трофей. А много ли кто слышал, что башкирские охотники из Баймакской глубинки делают то же самое?
В прямом смысле слова, загоняют верхом на лошадях волков, ловят их живьём, привозят домой, держат на цепи во дворе вместо собаки несколько месяцев, а потом отпускают в лес.
На снимках ниже фото моих друзей-охотников, с которыми я охочусь вот уже много лет.
На первом фото охотник Салимьян из деревни Бурзян-Елга. Он рядом со своим верным конём, с которым взял уже не один десяток волков. Я помню этого коня ещё очень молодым. Сейчас видно, что он уже немного постарел. Но способен догнать волка также как и раньше.
Сама традиция охоты на волков нагоном на лошадях у башкир существовала издавна. Эти парни — немногие из тех, кто хранят эти традиции до сих пор.
Система этого вида охоты заключается в следующем. Как только появляется известие, что в окрестностях обнаружены следы волков, охотники выдвигаются туда и берут след. Идут по следу до тех пор, пока он из обычного рыскающего не превратится в следы бегущего волка. Это означает, что зверь почуял охотников и пытается скрыться от них бегом. Если волков в стае несколько (обычное дело зимой), то охотники разделяются и каждый идёт уже за своей будущей добычей.
По рыхлому снегу волк не может бежать долго быстро и примерно через 6-8 километров всадник обычно нагоняет его. Если наст крепкий, то гнать приходится дольше.
Уставший волк обычно пытается свернуть с сугроба на твёрдую поверхность и нередко выходит на лесную дорогу, оставленную лесорубами или тракторами, вывозящими стоги сена с дальних покосов в деревню. В тех краях стоги оставляют на лесных полянах и вывозят только зимой по мере необходимости.
Но все дороги ведут обычно к населённым пунктам и частенько бывает так, что опытный охотник не спеша гонит волка до самой деревни.
Уставший зверь, если его не подстреливают на ходу, забивается под куст и замирает. В этот момент он не способен нормально сопротивляться. Пользуясь этим охотник накидывает ему петлю на задние ноги, второй конец аркана привязывает к лошади и тащит серого домой.
Конечно не все так просто, как описывается здесь. Нужно хорошо уметь держаться в седле, пользоваться ружьём на скаку, прекрасно ориентироваться в лесу, знать повадки зверей, ловкость и сноровку, чтобы суметь в одиночку справится с живым волком, суметь его заарканить и привезти домой.
На втором фото волк на цепи во дворе дома Салимьяна. Это уже второй волк, которого охотник привёз с охоты домой живьём, загнав его на своей лошади. А взятых в виде охотничьих трофеев гораздо больше.
На третьем фото рядом с Салимьяном сидит ещё один знатный охотник, также мой близкий друг, уроженец деревни Ишберда Баймакского района, Закир. Вот уж кому в охотничьей сноровке и выносливости могут позавидовать даже настоящие индейцы. Невероятная реакция, отличные зрение и слух, что немаловажно для охотника, прекрасное знание леса — вот основные характеристики Закира.
На четвёртой фотографии ещё один мой друг, герой моих многочисленных публикаций из нашей охотничьей жизни, Шакир. Он держит связанного волка за уши в окружении деревенской детворы.
Они собираются отвести волка на опушку леса, чтобы отпустить его на волю. Видимо, после того, как он прожил во дворе нескольких месяцев, рука на него не поднимается.
Шакир — прекраснейший знаток леса и самых разных, порой экзотичных, способов добычи охотничьих трофеев. Очень дорожу дружбой с этим человеком.
В последующих трёх снимках запечатлено, как волка вывезли на деревянных санках на опушку леса, развязали и отпустили на свободу.
И на последней фотке автор этих строк на подобной охоте верхом, только немного в другое время. Кстати, лошадей, мои друзья, приучают не боятся не только выстрелов, но и хищников. Например, конь Салимьяна (на первом снимке) при появлении волка в поле зрения, сам, без понуканий, начинает настигать его. При случае может сбить хищника с ног копытом.
У нас даже был уникальный случай, когда пришлось гнать по лесу на лошадях, покинувшего берлогу медведя. Догнали и взяли. На лошадях. Но это уже совсем другая история.