Более 400 лет известна миру техника, получившая название флорентийской мозаики. Ее суть состоит в наборе картин, панно, орнаментов из пластин твердых камней со сложным рисунком. В 1580 году во Флоренции, в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где и были созданы лучшие образцы флорентийской мозаики. Эти работы вызвали подражание во всех странах Европы и в России.
Флорентийская мозаика: история
Окончательно сформировалась техника флорентийской мозаики в XVII веке. Она основана на использовании естественного рисунка камня: прослоек, прожилок, дендритов (древовидных рисунков), пятен, штрихов. Доской-основой для набора мозаики служат либо черный мрамор, либо аспид (аспидный сланец — черная, легко колющаяся на тонкие слои разновидность глинистого сланца).
Флорентийская мозаика, как правило, набирается из твердых пород: яшмы, лазурита, кремния, порфира и др. В начале XVII века стали модными небольшие картины, выполненные в технике флорентийской мозаики: пейзажи с фигурами на фоне моря или архитектурных построек. Сборка панно флорентийской мозаики — очень трудоемкая и кропотливая работа, порой ширина одной детали может быть меньше миллиметра.
Флорентийская мозаика: яшма
Нам очень повезло, что на Урале есть семья Варзиных, которая создает произведения в технике флорентийской мозаики из уральских камней. Чаще всего для этого используется яшма.
Яшма довольно твёрдый минерал, который не царапается стальными предметами, и это может стать одним из методов распознавания камня. Хотя, надо сказать, яшму редко подделывают — уж слишком сложен ее рисунок. Яшма часто используется в ювелирных целях, из нее делают бусы, браслеты. Изделия из яшмы очень популярны, они красивы и служат очень долго.
Благородная яшма использована в Ленинском Мавзолее — ею отделан саркофаг. Яшмы украшают станции Московского метро, в частности, одну из самых красивых — «Маяковскую».
Изделия из яшмы, выставленные в Эрмитаже, Лувре, Британском музее и других известных музеях, вызывают всеобщее восхищение.
Карта Урала, собранная из 45 тысяч кусочков яшмы, украшает самый Большой тронный, или Георгиевский, зал Зимнего дворца. Площадь карты — 27 квадратных метров.
Южуральская яшма была использована для устройства пола в одном из соборов Московского Кремля — Благовещенском. За несколько столетий по этому камню прошли миллионы людей, а он и поныне лежит, словно был уложен только вчера.
Единственная трудность в работе с минералом — сложная обработка, свойства яшмы таковы, что ее очень тяжело отполировать, однако отполированная яшма остается нарядной столетия. Яшму часто оправляют в серебро, на прилавках можно увидеть кольца с яшмой, часы, серьги и кулоны.
На Урале встречаются особенно красивые Сибайская, Кошкульдинская, Аушкульская, Калканская яшмы, на Алтае — Ревневская. Но самой красивой и оригинальной, по мнению Михаила Варзина, считается Орская яшма. Известность бренда «Орская яшма» давно перешагнула границы нашей Родины. Например, из 12 изделий уральских каменных дел мастеров, демонстрировавшихся на всемирной выставке в Монреале в 1967 году, 9 были изготовлены из орской яшмы или она присутствовала в изделиях.
Михаил Варзин
И так уж случилось, что любовь к уральской яшме и встреча с флорентийской мозаикой определили жизнь уральской семьи. Глава семьи, Михаил Варзин, родился и вырос в городе Кувандык Оренбургской области. Одно время Михаил долго искал себя, искал, чем бы таким заняться, что было ему по душе и было очень интересно.
В 2012 году, в Москве, у хороших знакомых он увидел несколько панно флорентийской мозаики, которые знакомые привезли из Флоренции. И хотя Михаил знал эту мозаичную технику раньше, но именно после того, как подержал в руках оригинальные работы, он вдруг захотел попробовать сделать подобные работы из уральских камней, и прежде всего из уральской яшмы.
«Когда я увидел панно флорентийских мастеров, то сразу понял, что обязательно обучусь этому мастерству и буду творить прекрасные картины из наших уникальных по цветовой гамме уральских камней. Хотя флорентийская мозаика одна из самых сложных и очень трудоемких техник — в зависимости от деталировки, одна картина может собирается от 3-х до 12 месяцев».
4 последних года Михаил (с горячей поддержкой супруги и сына Данилы) все свое время проводит в мастерской, совершенствует технику, создает новые рисунки, ищет вдохновение в природе и в камне. В своих работах Михаил в основном использует наши уральскую яшму из горы Полковник, с Калиновского месторождения, но если требует замысел, то камни покупает со всего мира.
«Мне очень хочется чтобы больше и больше людей увидели красоту наших богатых прекрасными камнями Уральских гор. И узнали, что в Кувандыке на Урале живет и трудится дружная семья художников, творящих мозаики не по профессии а по призванию».
Пожелаем удачи начинающейся династии, в которой работают все члены семьи и даже животные — один цех охраняет , а другой мышам покоя не даёт.
Телефоны: 8 (919) 840-26-46, 8 (903) 390-33-24
Skype: magiya.kamnya