В дождливый день лучшее занятие – вспоминать прошедшие, такие теплые, почти летние и, конечно же, культурные выходные. Ночь музеев в этом году порадовала екатеринбуржцев не только хорошей погодой, но и обширной программой: каждому нашлась экскурсия по душе! А мы, как истинные ценители культурных ценностей, в Год экологии решили отправиться по музеям в поисках редкостей, которые не грех бы занести в Красную книгу.
СОВизм как новое направление искусства
Крошечный, но симпатичный СОВременный музей привлек своей совиной экспозицией не только детей, но и взрослых — почетными посетителями стали министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина, директор Екатеринбургского театра юного зрителея Евгения Умникова, директор Городского Дома музыки Инга Павлюченко. Нарисованные екатеринбургской художницей Юлией Ярошевской совы предстали в разных художественных стилях — реализме, кубизме, супрематизме и поп-арте. На их фоне каждый горожанин мог примерить пернатую маску и стать произведением искусства… конечно же, в нашем фирменном стиле «совизм»!
Экскурсия на поворотном круге
В то время, как на Горького «ожил» Уральский приборостроительный завод, совсем недалеко от него – в Камерном театре – горожан катали… на поворотном круге сцены! Здесь тоже нашлись свои редкости. Начать хотя бы с формата экскурсий, которые стали главной фишкой Ночи музеев в Камерном театре. Во-первых, всех желающих прикоснуться к прекрасному приглашали в недра здания со служебного входа, у которого, кстати, разбит прекрасный садик, спрятанный за чугунными воротами. А во-вторых, гостям Камерного театра не только давали сухие факты, но и разрешали потрогать бутафорию, декорации, оценить уют маленьких гримерок. А еще можно было примерить сценические наряды из спектакля «Алые паруса» и, как уже было сказано выше, прокатиться на поворотном круге сцены! Согласитесь, таким театральным опытом может похвастать не каждый!
Да и сам формат существования учреждения оказался «редким». Как выяснилось из рассказа провожатых, у Камерного театра нет своей постоянной труппы. Почти все артисты — приглашенные. Нет и своих цехов по производству всего необходимого для новых постановок. Наряды и реквизит для театра делают либо в Екатеринбургском ТЮЗе, либо в Театре музыкальной комедии, либо в Екатеринбургском театре оперы и балета.
Меццо-тинто
Меццо-тинто — один из самых редких видов печатной графики. Обитает, по большей части, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, где находится самая большая в мире коллекция. Освоить эту трудоемкую технику сегодня практически негде – на 7 миллиардов человек лишь около 500 мастеров занимается меццо-тинто. Тем ценнее возможность воочию увидеть процесс создания оттисков, какая выдалась в «Ночь музеев» у посетителей Музея военной техники в «медной столице» – Верхней Пышме. Взрослые и дети с интересом наблюдали за тем, как в реальном времени рождается произведение искусства, и даже сами смогли приложить к нему руку.
Эрмитаж-Урал
Еще один «исчезающий» вид – память об эвакуации коллекции Государственного Эрмитажа на Урал в годы войны. Закрытый на реконструкцию Екатеринбургский музей изобразительных искусств на Вайнера предложил участникам «Ночи музеев» познакомиться с важнейшим культурным проектом современного Екатеринбурга – центром «Эрмитаж-Урал» и присоединиться к акции «Я голосую за Эрмитаж!». Сохранившее культурное наследие Петербурга и царской России здание встретило прохожих документально-исторической выставкой и интерактивной презентацией будущего центра.
Дипломаты, сажающие растения в Литквартале
В рамках Ночи музеев состоялся специальный экскурсионный тур для представителей иностранных дипломатических миссий, расположенных в столице Урала. Маршрут был посвящен Году экологии и пролегал через Музей истории Екатеринбурга (выставка «Город и вода. История начистоту»), Екатеринбургский зоопарк, Музей памяти воинов-интернационалистов «Шурави» и Музей истории Уральского государственного педагогического университета (интерактивный проект «Казацкий стан «Северный»). В конце программы гости высадили на территории парка Литературного квартала саженцы уральского растения «Спирея».
Человеческое сердце
Человеческое сердце – живое, умеющее чувствовать, сопереживать, болеть за других и за них же радоваться – обнаружили участники детской программы Ночи музеев «Волшебники или фокусники?» в Театре юного зрителя у себя и наследника Тутти из «Трех толстяков» Олеши. В театре сейчас проходит выставка из фондов Музея МХАТ: представлены материалы к двум постановкам по этому произведению. А участники интерактивной программы «Волшебники или фокусники?» раскрашивали иллюстрации к сказке, обсуждали характеры героев, рассматривая эскизы костюмов, дивились смелости Суок и радовались за спасение Просперо. В конце программы все дружно занялись опытом с красками и молоком, после чего решили, что в основе всякого волшебства лежит доброе дело, а в основе фокуса – наука.
Вечером дети и взрослые могли побывать на спектакле «Золушка» – истории о девушке, получившей награду свое терпение и великодушие, за свое большое человеческое сердце – редкую редкость во все времена.
Песенки Бременских музыкантов, крокодила Гены и Бабок-Ёжек
Давно ли вы пели песенки из мульт- и кинофильмов? Попробуем догадаться: вы вздохнете и грустно скажете, что и мультики, и песни уже не те, и петь их не очень-то хочется… Еще одна культурная редкость, которая неумолимо уплывает по волнам времени – старые добрые песни, которые учили нас дружить, улыбаться и никогда не унывать.
В Ночь музеев в Городском Доме эти песни воскресли! Все, что в прошлом веке так любили петь дома и в школе, во дворах и в кружках, особенно волшебно прозвучало в исполнении хора «Доместик» имени Валерия Копанева. Невероятно харизматичный, веселый, живой и непосредственный хор блестяще справился с задачей: исполнители приседали, шуршали маракасами и вытворяли голосами такое, что зрители счастливо хохотали под «Песню Бабок-Ёжек» из мультфильма «Летучий корабль», сидя на местах, пританцовывали под «Буратино», тепло улыбались, увидев хмурого Енотика, поющего «от улыбки хмурый день светлей», а малыши не удержались и вышли поплясать под «Маленьких утят».
Вечер оказался не только эмоциональным, но и поучительным: в перерывах между песнями зрителям рассказывали об интересных фактах мультяшно-песенного мира: как, например, на озвучку «Бременских музыкантов» в студию звукозаписи к назначенному часу не пришли ни Зиновий Гердт, ни Юрий Никулин, ни Андрей Миронов, ни Георгий Вицин, ни Олег Янковский, ни Зоя Харабадзе. В итоге все партии исполнил Олег Анофриев, приглашенный озвучивать Трубадура и не справившийся лишь с двумя ролями – Принцессы и Осла. Забавные истории вперемешку с артистичными выступлениями «Доместика» создали невероятно теплую, дружелюбную и ностальгическую атмосферу – редкость в современном культурном мире.
Екатеринбургская академия современного искусства
Академия – одна из главных редкостей современного Уралмаша. Единственный в городе муниципальный вуз и единственное заведение, где готовят специалистов для сферы культуры. Студенты и выпускники самых разных направлений готовят здесь множество интересных проектов, уместить которые в рамках одной «Ночи музеев» оказалось непростой задачей. Здесь и креативные видеоинсталляции, и яркие танцевальные постановки, и документальная выставка о «незаметных героях», и авторский фотопроект об истории центра культуры «Орджоникидзевский», и экспозиция детской живописи, и уникальные произведения цифрового искусства.
Уральская машина времени
В Литературном квартале царила своя атмосфера, традиционно, книжная! В Музее «Литературная жизнь Урала XIX века» водили экскурсии «Черная речка Пушкина и Булгакова» и приглашали на синема-пати «О Пушкине без Пушкина»; в соседнем Музее «Литературная жизнь Урала XX века» горожанам рассказывали о сказках и фантастике – литературном жанре; в Музее Д.Н. Мамина-Сибиряка занимали историями о легендах старого дома и «водили» по питейным и увеселительным заведениям дореволюционного Екатеринбурга. Однако самым посещаемым местом квартала со своей редкой атмосферой стал просторный двор Музея Ф.М. Решетикова.
На этой площадке под открытым небом гостей развлекали рок-музыканты и дамы в кринолинах! Дворик будто не тронут временем. Заходишь в огромные распахнутые ворота и… Оп! Ты перенесся в прошлое. Кругом камень, дерево, зелень, старые, потемневшие от времени скамьи, резные наличники, скрипящая лестница из досок, ведущая на веранду дома – все здесь прекрасно. Отсюда не хочется уходить. Пожалуй, двор Музея Ф.М. Решетикова стал одной из самых душевных площадок Ночи музеев.
Кроме прочего, в Литературном квартале можно было разжиться всякими авторскими штуками. Местные мастера и мастерицы продавали кучу уникальных и ярких вещиц — от авторских деревянных и пластиковых значков до вязаных кукол, пряников и предметов домашнего декора.
Сны, перья и запахи
Екатеринбургский зоопарк, казалось бы, и без того наполнен всяческими редкостями. Но вот культурных там, пожалуй, и днем с огнем не сыскать. Что же делать? Правильно: отправиться в зоопарк… ночью!
В темное время суток обитатели вольеров, как правило, ложатся спать. Но если днем спящее животное зачастую вызывает у взрослых и маленьких посетителей разочарование, то поздним вечером наблюдение за зверями может превратиться в увлекательное приключение. Стоит только включить воображение и представить, что может присниться пантере, крокодилу или белому медведю – и сумеречные дорожки зоопарка заполнят необыкновенные сны родом из разных уголков мира…
В павильоне «Обезьяны» можно было обзавестись «суперсилой» того или иного представителя фауны. Например, «научить» свой нос распознавать самые разные запахи: насладиться ароматом лаванды и корицы, раздразнить аппетит запахом кофе, чихнуть от ядреного черного перца… Здесь же попробовать угадать, какое перо принадлежит какой птице, а затем подглядеть в микроскоп за тайной жизнью микромира. И, конечно же, вздрогнуть от зловещего шевеления мохнатых лапок паука-птицееда, которые в сумеречное время суток вызывают особый трепет…
Ботанический сад
Одна из важнейших в Год экологии площадок пользовалась такой популярностью, что не дошедшего сюда в эту Ночь музеев горожанина самого впору заносить в Красную книгу. Остальные же смогли увидеть массу экзотических растений, уникальную коллекцию кактусов и прекраснейшие цветы, семена которых прибыли на Урал из разных уголков мира и прекрасно прижились даже вдали от тропического пояса. Очевидное и заслуженное первое место в рейтинге самых экологичных площадок «Ночи».
Настоящая драма Исети
Музей истории Екатеринбурга на время акции главной ценностью сделал… воду! И в чем-то сотрудники этой площадки оказались правы как никто. Еще немного расточительства, и человечество лишится этой важной для жизни прозрачной жидкости. Специально к Ночи музеев, которая в этом году проходила под знаком Года экологии, в Музее истории Екатеринбурга подготовили выставку «Вода и город: история начистоту». В новой экспозиции за милой картиной с «плотинкой» и «уточками» скрывается настоящая драма. В ней смещаются привычные всем акценты – с историй и судеб людей, когда-либо населявших исетские берега, на события и факты долгой и бурной «биографии» реки.
Суть выставки показана через предметный ряд, редкие документальные архивы и уникальные материалы. Гостям музея показывали рисунки, фотографии и чертежи основных заводских производств 18-19 века; фотолетопись повседневной жизни «обывательских дворов» и бытовые артефакты; публикации в газете «Екатеринбургская неделя» и карты разных времен; проекты устройства водопровода, начиная с самых первых, датируемых 19-м веком, и результаты лабораторных проб воды в различные временные периоды.
Мантия-неведимка из полиэтилена
В помещениях фотографического музея горожанам предлагали познакомиться сразу с несколькими выставками: «160 лет В.Л. Метенкова», «Негативное видение» и «Дверь в стене». Коктейль вышел ядреным: старинные негативы, художественно разбитые тарелки, фотоколлажи, уже «прозвучавшие» в городе снимки Сергея Рогожкина, яркие стилизованные портреты известных людей, инсталляции и многое-многое другое. Однако главную музейную ценность в Доме Метенкова определили сами горожане. Ей стал необычный авторский плед Алины Десятниченко, связанный из самой обычной бело-красной сигнальной ленты.
На вид полотно казалось колким, жестким и неприятным на ощупь. На деле же он очень мягкий и податливый. Хоть и прохладный, как любой полиэтилен. Кураторы Ночи музеев в Доме Метенкова предлагали всем желающим закутаться в этот плед с головой, как поступала сама создательница полотна. Алина примеряла плед в тех местах, где чувствовала себя некомфортно и неуютно. Эдакая «волшебная» мантия-невидимка из вселенной Гарри Поттера, которая позволяет своему владельцу прятаться от внешнего мира.
Личные вещи Владимира Высоцкого: автомобиль, часы, последнее стихотворение
Екатеринбургский музей В.С. Высоцкого приглашал горожан и гостей города на экскурсии доцента Уральского федерального университета, кандидата исторических наук Татьяны Мусихиной.
Татьяна Петровна не только рассказала об основных этапах творчества известного поэта, но и показала зрителям личные вещи Владимира Высоцкого, которые есть только в этом музее. Например, в зале на втором этаже можно увидеть золотые мужские часы Cartier – подарок Владимиру Высоцкому от бывшего мужа Марины Влади Жан-Клода. Владимир Высоцкий любил их и редко снимал с руки, в них же он и умер. С тех пор на своей руке их носила Марина Влади, которая и передала часы Андрею Гавриловскому, владельцу музея, вместе с письмом: «Дорогой Андрей. Спасибо за вашу любовь к Владимиру. Я рада, что последние поэмы останутся на нашей родной земле!».
Другой музейной редкостью является последнее стихотворение Владимира Высоцкого, которое было написано на обороте пригласительного билета туристического агентства. Зрители видят торопливый почерк в то время уже слабого телом человека, который пишет даже в таком состоянии глубокие и философские поэтические тексты. Этот клочок бумаги со стихотворением был подарен Марине Влади в Париже перед тем, как Владимир Семенович улетел в Москву, больше живым она его не видела. Там есть строки: «Мне меньше полувека – сорок с лишним, – я жив, тобой и Господом храним. Мне есть что спеть, представ перед Всевышним. Мне будет чем ответить перед ним». Этому документу присвоена категория «Культурная ценность Российской Федерации».
Каждый посетитель музея может посмотреть, как проходила графологического экспертиза стихотворения Владимира Высоцкого «Надо с кем-то рассорить кого-то…». На стенде представлен рукописный текст и комментарии эксперта: «при проведении почерковедческого исследования данного документа установлено не менее 13 совпадающих признаков по подписи и около 20 по рукописному тексту. Существенных различий не выявлено».
Центральным и, наверное, самым знаменитым экспонатом музея является легендарный Mercedes 350 W 116, принадлежавший Владимиру Высоцкому с 1976 года, рядом с ним стоит восковая фигура Владимира Высоцкого, созданная екатеринбургским скульптором Александром Сильницким. Это настоящие музейные редкости всегда привлекают посетителей, так и в ночь музеев сфотографироваться рядом с ними было совсем нелегкой задачей.
Здоровый образ жизни
Свердловский областной музей истории медицины взялся за нелегкую задачу показать и дать прочувствовать на себе детям, что такое здоровый образ жизни – редкость, о которой все говорят, но мало кто применял по отношению к себе. Для этого был организован квест «В поисках Синей птицы». Синяя птица приносит счастье, но какое счастье может быть без здоровья? Тема здоровья в повествовании скучна, а вот если сразу же пробовать все своими руками и даже ногами, то получается весело. Участники квеста угадывали полезные запахи, различали звуки, какие способствуют здоровому сну и какие – нет, готовили полезный сбор из трав, узнавали, что такое минеральная вода, проверяли пестициды и нитраты в яблоках, а еще разминали ступни массажными ковриками, сделанными из подручных материалов.
Мисс редкой красоты
Редкую красоту искали в «Ночь музеев» волонтеры проекта «Мисс Екатеринбург»: в восемь часов вечера у памятника Татищеву и де Геннину стартовал самый массовый отбор за всю историю конкурса. «Охота на Мисс» стала, в сущности, народным кастингом: волонтер мог дать пригласительную визитку любой понравившейся девушке, у которой, на его взгляд, есть шанс стать будущей королевой города. Отбор, тем не менее, был кропотливым: количество визиток у каждого волонтера было ограничено, а потому приглашение заполнить анкету на участие в конкурсе получили лишь самые достойные барышни!
Киты живописные и глиняные
Музейный клуб «Дом Агафуровых» подготовил к Ночи музеев одну из самых неожиданных выставок. Ее центральной темой стали… киты. Киты повсюду: на фотографиях, на красивых акварельных рисунках местных художников, в документальных фильмах, которые транслировались на стену, даже в оформлении штор. Работники клуба приготовили для гостей сценки из жизни купцов Агафуровых, переживающих за судьбы крупнейших млекопитающих, а вся экспозиция была посвящена отношениям человека и кита: от метафизического аспекта (Земля на трех китах) и до экологического (от «мобидиковских» китобойцев до современного загрязнения океанов). Ряд видов китообразных занесен в Красную книгу, а киты живописные и глиняные попадают в наш ее культурный подраздел.
Также в нашу Красную книгу культуры хочется занести и сам Дом Агафуровых. Этот особняк стоит особняком среди других культурных объектов Екатеринбурга: мирно существует на тихом пересечении улиц Сакко и Ванцетти и Антона Валека, радует местных жителей роскошным экстерьером в неорусском стиле, а знающих людей завлекает внутрь всегда необычными и интересными выставками. Да и сами его интерьеры можно разглядывать как экспозицию: окна в восточном стиле, роскошная лепнина на потолках, старое фортпеиано, таинственно скрипящие половицы. Словом, этот архитектурный памятник целиком и полностью входит в нашу Красную книгу культуры.
«Папиросница от Моссельпрома»
КИНОвклад в экологическую составляющую Ночи музеев внес Свердловский областной фильмофонд. Особенностью программы «Уральские КиноСказы» стал мастер-класс по реставрации кинопленки. Каждый мог освоить искусство сборки и склейки кинопленки, и даже оценить результат. Экологическая интерактивная викторина, просмотр киноальманаха «Урал. Все, что стоит увидеть», экскурсия в фильмохранилище… Вот уж поистине уникальная возможность увидеть и подержать в руках, например, легендарный немой фильм с подзаголовком «советская бытовая комедия» 1924 года «Папиросница от Моссельпрома».
Проект «ДНК-Культуры» и новшество
музея Б.У. Кашкина
В центре современной культуры департамента искусствоведения и культурологии УрФУ можно было увидеть проект «ДНК Культуры». Его невозможно пройти мимо или не заметить: полотно из 4000 фотографий протянуто по всей медиатеке. Студенты разных городов мира прислали фотографию в качестве ответа на вопросы: «Я думаю, что культура– это…»» и «Символ культуры моей страны – это…» Фотографии могли быть сделаны в любой технике, временных рамок создания и других ограничений также не было. В итоге получился уникальный масштабный рисунок молекулы ДНК. Название проекта выбрано не случайно, потому что культура объединяет разные народы, религии, взгляды на жизнь. Зритель может видеть разные бытовые зарисовки, природу, артефакты – эти индивидуальные культурные отпечатки сформировали редкое по своей сути фото-высказывание «ДНК-Культуры». Это не шаблонный взгляд на культурное пространство вокруг себя, что ценно уже само по себе.
Признанная музейная редкость Уральского Федерального университета – музей Б.У. Кашкина. Основу собрания составляют архивные фото и видеоматериалы, известные книжечки его стихов и т.д. Раньше все это можно было только посмотреть, теперь же есть возможность еще и послушать с помощью аудио-гида записи голоса и музыки известного «народного дворника России» и его друзей. Камерный музей Б.У. Кашкина в ночь музеев был наполнен до отказа, то и дело слышалась иностранная речь с восхищенными интонациями. Музейная редкость всегда привлекает тех, кому дорого искусство в любом его проявлении.
В музее Б.У. Кашкина была представлена не только постоянная экспозиция «Перед глазами весь огромный мир…», но и выставка Евгения Стрелкова «Мотивы». Она посвящена редкому виду искусства – медиа-книгам художника о месте и памяти, которые представляли собой графические листы и медиа-проекции.
Важно отметить, что студенты департамента искусствоведения и культурологии УрФУ с радушием и теплотой проводили индивидуальные экскурсии для каждого желающего без времени и ограничений. Наверное, это тоже можно назвать музейной редкостью, потому что так бывает не во всех музеях.
Уральский песенный стиль
Уральский песенный стиль – исчезающее явление в мире, где принято выражать себя стикерами и смайлами. Учащиеся хорового отделения Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского со своими преподавателями ездят в экспедиции и успевают фиксировать его свидетельства, а затем несут миру. Послушать «Голоса уральских гор» можно было в Художественном музее Эрнста Неизвестного.
Среди работ художника, который сам не боялся высказывать свое представление о сложности мира, было органично слушать поэтику уральской песни: песни о тяжелой жизни и внутренней свободе, где даже веселые частушки начинаются с «Ой, беда-беда-беда!». Одной из редкостей была возможность услышать старинные гусли с русского севера, а еще песню «Самарская большая дорожка» о рекрутах, исполнение которой похоже на ожившую 100-летнюю (на Первую мировую) или 75-летнюю (на Великую Отечественную) фотографию.
Шувакишский рынок
Во дворе ГЦСИ-Урал в Ночь музеев работал винтажный маркет «Шувакиш», отсылающий к событиям тридцатилетней давности. В восьмидесятые «Шувакиш», располагавшийся в одноименном уральском поселке, был крупнейшим вещевым рынком в СССР. Наши современники восстановили его атмосферу: по дворику расположились лавки, в которых торговали одеждой и украшениями 80-90-х годов, старыми фотоаппаратами, аудиокассетами и винилом. Так ГЦСИ-Урал сохранил культуру ушедшей эпохи – эпохи зарождающейся гласности, нахлынувшей свободы, спортивных курток диких расцветок и пиратских кассет. Всему этому – самое место в нашей Красной книге культуры.
Продавец фототехники доброжелательно предлагает сфотографироваться на старенький аппарат на трех ножках. «Уж извините, птичку сегодня не взял – дома осталась», — подшучивает он над зеваками. «Девочки, посмотрите, какая кулинарная книга для рецептов – абсолютно чистая! Красота!», — восхищается улыбчивая продавщица, переворачивая чуть пожелтевшие от времени листы – на таких, кажется, был написан фирменный рецепт семейного пирога то ли маминым, то ли бабушкиным почерком…
В атмосферу винтажного маркета на удивление гармонично вплелись фотоколлажи и задумчивые фанерные фигуры — арт-объекты современных художников Анны Марченковой, Маши Седяевой и анонимного уличного художника udmurt. Еще одной деталькой пестрой мозаики стало детское творение из разноцветного скотча – не баловство, но произведение, созданное под чутким руководством немецкой арт-группы Tape That.
На этом фото детишки учатся мастерству скрэтчинга на винилах старого диско, которые в восьмидесятые годы с упоением слушали местные меломаны. В нашу цифровую эпоху искусство обращаться с вертушками медленно, но верно переходит в разряд ретро, посему занесем его в нашу Красную Книгу культуры. А диско-дива Донна Саммер и подавно там – как и в наших сердцах.
Когда во дворе ГЦСИ зазвучал винил – настоящий, не поддельный! – кто-то словно мягко повернул рычаг машины времени, и площадка начала неспешно уплывать в 90-е – годы детства и молодости.
Воссозданная реальность
Мы уже знакомы с реальностью виртуальной, но когда у нас есть Екатеринбург – Свердловск утерянный, то с помощью виртуальной реальности можно утерянное воссоздать.
Музей при отеле «Екатеринбург-Центральный» открывал в Ночь музеев портал в прошлое, показывая Свердловск утерянный, но воссозданный в виртуальной реальности. Сначала гости увидели фотографии Екатеринбурга времен строительства гостиницы, храм, стоящий на перекрестке улиц Малышева-Карла Либкнехта и разрушенный в 40-е годы, а затем в очках виртуальной реальности смогли почувствовать, что такое гостиничный номер 30-х годов и даже, какой вид из окна гостиницы на город был в это время. Если учесть, что когда-то в гостинице жил Фидель Кастро, то, наверное, к следующей Ночи музеев появится воссозданная реальность Свердловска в 60-е.
Оконная решетка из «расстрельной комнаты» Романовых
Самый известный экспонат Музея истории и археологии Урала – это, бесспорно, Большой Шигирский идол, который находится в коллекции уникальных древних изделий из дерева. Между тем, немногие знают о зале памяти Романовых в этом музее. Там представлена ценная, с исторической точки зрения, оконная решетка из «расстрельной» комнаты дома Николая Ипатьева, в которой была убита царская семья и ее слуги. Это последнее, что видели Романовы, так как в комнате не было ничего, кроме этой решетки.
На специальной экскурсии в Ночь музеев можно было увидеть и оригинальный чугунный камин каслинского литья, который был сохранен стараниями музейных работников, и другие предметы интерьера дома инженера Ипатьева. Важно отметить и особенность представления фактов: экскурсоводы показали объемное видеоизображение, которое могли потрогать даже дети и с помощью прикосновений руки переместиться в ту и ил другую комнату известного дома.
Ирбитская ярмарка
В Центре традиционной культуры Среднего Урала на Ночь музеев открылась выставка «Ярмарочный путь», посвященная знаменитой 375-летию знаменитой Ирбитской ярмарки. История – схожая с «Шувакишем», но начавшаяся на несколько веков раньше. На ярмарку в Ирбитской слободе свозили товары со всей страны и из-за рубежа: по Великому чайному пути сюда приходила из Китая ароматная заварка, расходившаяся потом по городам и весям. Экспозиция увлекательно рассказывает о зарождении и развитии ярмарки, на ней представлены ходовые товары прошлых веков: сундуки, самовары, керамика, ткани, детские игрушки, китайский фарфор. Гости Ночи музеев наблюдали типичные сценки из жизни купцов, учились придумывать рекламные речевки и наблюдали ярмарочное выступление Петрушки. Все это – неотъемлемые части русской и конкретно уральской идентичности, посему мы включаем выставку Центра в нашу Красную книгу культуры.
Серьезные диалоги о музее и экологии
Работники Ельцин Центра весь день водили необычные экскурсии по музею. Как выяснилось, его экспонаты могут рассказать не только о девяностых годах прошлого века, но и устроить с посетителями серьезный диалог об окружающей среде. Дети с радостью участвовали в эко-квесте, «Я здесь живу!» и узнали много нового о том, как бережно относиться к природе. На фото выше мы видим участницу квеста в троллейбусе – экологически чистом виде транспорта, на котором в свое время ездил первый президент нашей страны. В нашей Красной книге культуры найдутся страницы и для него, и для всего, что происходило в стенах Ельцин Центра на Ночь музеев.
В Арт-галерее Ельцин Центра по прежнему работает масштабная выставка работ Эрнста Неизвестного, и в Ночь музеев у работ великого уральского скульптора не было отбоя от посетителей. А в дальнем конце галереи происходило нечто иное: дети создавали макет Города-сада – экологически чистого мегаполиса, где люди и природа живут в мире и согласии. Создавался этот макет из переработанных материалов. Несмотря на то, что этому проекту на данный момент всего несколько дней, мы с гордостью вносим его в нашу Красную книгу культуры и ждем воплощения.
Одним из самых интересных эпизодов Ночи музеев в Ельцин Центре стал мастер-класс по созданию комиксов. Взрослые и дети учились создавать рисованные истории, и темой их стал наш город, как вы можете видеть на фотографии выше. А окружала их выставка Tempora Mutantur от финской ассоциации художников Kuti Kuti – подборка удивительных комиксов на уровне высокого искусства. Всем самым необычным графическим историям самое место в нашей Красной книге культуры.
Философские картины Сурена Хондкаряна и классические акварельные зарисовки Гуго Шауфлера
Первое, что видит зритель при входе в музей архитектуры и дизайна УрГАХУ – это выставку работ Сурена Хондкаряна «Притчи». Она была собрана из картин разных лет художника, который творит в редком направлении метареализма. Рядом с его картинам можно увидеть тексты – цитаты из «Правед» (древнее священное знание северных волхвов). На центральном полотне изображен белый квадрат. Кажется, что художник вдохновился «Белым квадратом» Каземира Маелвича, но подпись под картиной проясняет смысл написанного: «Невежды много трудятся, создавая бесчисленное множество учений, религий, партий и т.п., называя свои изобретения истинными. Но есть Мудрые. Мудрые знают, что в этом иллюзорном мире истины нет. Мудрые молчат».
Другая картина Сурена Хондкаряна называется «Докричаться до небес». При взгляде на нее вспоминается творчество Сальвадора Дали, но снова вербальное объяснение расшифровывает невербальное: «Докричаться до небес – бесполезное занятие. На небе никого нет. Не-бо: нет Бога. Не-беса: нет беса. Бог в середине, в сер-д-це: в середине дом целого. Обращаясь в сердце, кричать не надо». Зритель через, казалось бы, привычные образы видит то необычное и редкое, что хотел показать художник.
Выставка «Путевые зарисовки архитектора» Гуго Шауфлера отличается по тону и манере письма. С его творчеством, кажется, знаком каждый житель нашего города, поскольку его работу – площадь им. С.М. Кирова перед комплексом зданий УрФУ – видели, наверное, все. На выставке представлено около 30 произведений, выполненных в технике классической акварельной школы. Это зарисовки как европейских городов, так и уральских и крымских пейзажей. Большую часть своей жизни этот известный деятель культуры прожил в России, но в данный момент художник проживает в Германии, поэтому насладиться его творчеством сейчас уже действительно редкость.
Светопредставление в самом центре Екатеринбурга
Редкое зрелище увидели горожане на одной из самых больших площадок акции – у бывшего здания Уральского приборостроительного завода. В Ночь музеев огромная постройка на Горького, которая до этого момента пустовала долгое время, засветилась в буквальном смысле этого слова. В окнах сразу трех этажей екатеринбуржцы имели удовольствие увидеть настоящее шоу, которое устроили организаторы предстоящей четвертой биеннале современного искусства. Судя по реакции собравшейся публики, световое представление оказалось чуть ли не самым зрелищным «аттракционом» Ночи музеев.
Чтобы оценить весь масштаб происходящего, жителям Екатеринбурга приходилось отступать все дальше и дальше от светло-желтых стен – инсталляция просто не помещалась в экраны смартфонов желающих занять происходящее. А таких было немало! Пока здание завода переливалось красным, синим и белым, особое настроение шоу задавал DJ Александр Темников. Именно под его сэт пульсировали окна строения. И именно под его музыку, в такт мигающим проемам в стенах завода, пританцовывали гости Ночи музеев.
Контактный музопарк, вокальная «тренажерка» и релакс под белый рояль
1850 человек увидели ночную программу, подготовленную специально для Ночи музеев в Свердловской филармонии. Гости ночной филармонии исследовали четыре площадки основной программы в поисках сильных эмоций. «Как же это всё держать? С какой стороны подойти? Куда дуть?» – учились в контактном музопарке. «Окунулись в океан страстного фламенко. Столько радости и счастья!» – слышались отзывы на мастер-классе в преддверии танцевальных «Безумных дней». «Как «поймать кошечку» и накачать легкие», узнавали в вокально-тренажерном зале. «Релаксировали на все 100!» – под волшебную арфу и белый рояль.
Но самое главное – интерактивная экскурсия в оркестр! 10 групп, 300 участников и 37 дирижеров, дебютировавших на сцене с молодежным оркестром.
Вместе с любимыми слушателями не спали 150 сотрудников филармонии, включая солистов Уральского академического филармонического оркестра, артистов Уральского молодежного симфонического оркестра во главе с маэстро Энхэ. Особенную энергетику ночной филармонии почувствовали не только гости, но и сами музыканты: «Надеюсь, что в следующем году сделаем такую же программу. Все посетители были в восторге и уходили счастливые. А нам, хоть и работали до часу ночи, было приятно доставить людям радость».
Любовь созидающая
Тоже, согласитесь, вещь в современном мире редкая. Гораздо чаще принято говорить о проблемах разрушительных, или, как называют их психологи, «токсичных» отношений. «Экологичные отношения – это отношения, которые помогают двоим развиваться», — поясняет экскурсовод в Музее «Об Этом». Тон лекции, впрочем, отнюдь не назидательный, тем паче сбавляет пафос постоянная, весьма пикантная экспозиция музея, которую в Ночь музеев удачно дополнили обнаженные тела на фоне природных ландшафтов в фотоработах Александра Костыгина и постеры социальной рекламы «Эротика на защите окружающей среды».
Единение с природой
Единение с природой – исчезающее состояние городского человека. Не хотелось бы в это верить, но скоро его можно будет достичь только в Музее природы. А пока этого не случилось, в музее можно восхититься разнообразием природы и фауны, и самое главное понять: нам есть, что беречь, что охранять не только в Год экологии.