В прошлом году к нам в Екатеринбург приезжала моя мама. Сама я родилась и до совершеннолетия жила в Хабаровске (после последних событий, думаю, не придется объяснять где это), несколько лет назад я переехала, а мама так и живет на Дальнем Востоке. В общем, когда она уже уезжала, мы обменялись совершенно стандартными в данной ситуации фразами, которые привели к совершенно нестандартному развитию событий. А именно, я предложила ей приезжать еще, на что получила ответ «уж лучше вы к нам». После, кто-то пошутил «а давайте встретимся на полпути». Собственно, так мы и сделали.
Полпути от Хабаровска до Екатеринбурга – это Байкал. А точнее город Байкальск, находящийся практически на южной оконечности озера.
Путь к Байкалу
Наш путь лежал из Екатеринбурга и в общей сложности составил порядка 3700 километров в одну сторону. Преодолеть мы его решили на машине, что по итогу оказалось не самой лучшей идеей. Почему?
Во-первых, потому что ехать 3700 километров! У нас они вылились в 4 дня пути (каждый день мы проезжали 11-15 часов и уходили на ночевку), пересечение 6 областей, смену 3 часовых поясов и все это сидя на попе ровно. «Зато Россию посмотрим» — думали мы. Ага. Посмотрели. Все что мы видели бесконечные поля, протянувшиеся на 3 с лишним тысячи километров, а остальные участки это деревни и города. Хотя периодически, конечно, проскакивали действительно красивые поля, усеянные желтыми цветами, над которыми словно островки в озере высились пригорки зелени. Однако через сутки и они уже не вызывали никаких положительных эмоций. Под Омском, на короткий промежуток времени, поля заменили болота, но голые березы с кривыми сучьями, торчащие из зеленой жижи – слабое утешение для путешественника.
Конечно, некоторые водители скажут, что могли бы преодолеть этот путь в разы быстрее, увеличив скорость. И вот им мой ответ – нет, не смогли бы. Не знаю, что уж за праздник, но именно в этом году дорожники решили отремонтировать всю Россию. Поэтому, буквально через каждые 50-100 километров стояли реверсивные светофоры. А там, где не было реверсивки, не было и верхнего слоя дороги – попробуй, разгонись на смеси песка и гравия.
И вишенка на торте этой незабываемой поездки – огромное количество фур. Как только выезжаешь на Тюменский тракт, эти дорожные динозавры становятся твоим верным спутником. И если некоторые едут приемлемые 90 км в час, то многие тащатся со скоростью 60, а то и 40 км/ч. И обогнать их практически невозможно — их реально много: в какой-то момент мы насчитали 29 едущих друг за другом фур. Хотя после Омска становится полегче. К тому же в восточном направлении от Екатеринбурга дорога в основном двухполосная – дополнительные полосы появляются только на подъездах к городам или на затяжных подъемах.
Но самая большая наша дурость при выборе транспортного средства заключалась не в этом. Главная причина, по которой мы отправились на машине – наличие свободы передвижения по самому Байкалу. Как же наивны мы были! То есть УЕХАТЬ куда угодно мы могли, а вот ДОЕХАТЬ оказалось непростой задачей. Мы, наивные уральцы, думали, что это у нас дорог нет, но по сравнению с байкальскими дорогами (во всяком случае, со стороны Бурятии) у нас просто идеальный дорожный покров. Вы когда-нибудь катались на роликах по асфальту с крупными включениями гравия, когда катишься, и все тело дребезжит? Примерно те же ощущения вызывают бурятские дороги. В итоге, мы на нашей «дачнице» не смогли доехать ни до одного запланированного места. Каждый раз мы были где-то рядом, но пробраться дальше не могли. В общем, ехать сюда нужно на «батоне» с завышенным клиренсом, чтоб один раз съездил и выкинул. К счастью, здесь, чтобы насладиться удивительными пейзажами, не обязательно ехать в какое-то определенное место – даже вдоль дорог виды просто потрясающие.
Для тех, кто все же соберется повторить наш подвиг, расскажу коротко о наших ключевых точках. Как я уже говорила, мы проезжали по 11-15 часов и останавливались на ночевку в первых найденных нами в навигаторе гостиницах. Итак, путь наш выглядел подобным образом: Екатеринбург – Омск – Кемерово – Канск – Байкальск. Хотя в самом Канске нам заночевать не удалось – цены у них заоблачные (от 3 тыс. рублей за человека (!) в оооочень простеньких номерах без удобств). Поэтому мы проехали еще порядка 50-60 километров до поселка Нижний Ингаш – цены в два-три раза ниже при тех же условиях проживания.
Маршрут по Байкалу
Обычно, когда люди приезжают куда-либо впервые, они отправляются в самое популярное туристическое место: по большей части, потому что про него можно найти больше всего информации.
На Байкале таким местом считается остров Ольхон – самый большой обитаемый остров, расположенный у западного берега озера. Учитывая всю популярность этого места, наверняка, здесь довольно развита инфраструктура: есть отели, кафе, проторенные тропы, легко найти гидов и экскурсоводов.
Мы на Байкале были впервые, но идею уехать на Ольхон почему-то сразу же задвинули, решив махнуть на восточный берег – в Бурятию. Информации по достопримечательностям в интернете было немного, но мы все же смогли простроить мало-мальски интересный и полноценный маршрут по этой загадочной местности.
Отправной точкой и по совместительству местом встречи для нас стал Байкальск, где мы собирались провести 1-2 дня, сняв паром и порассекать воды самого чистого на планете озера.
Второй точкой нашего путешествия были назначены Ушканьи острова — группа заповедных островов, расположенных в Баргузинском районе. Флора и фауна островов является уникальной, поэтому находится под охраной и попасть сюда можно лишь по специальному пропуску (об этом расскажу чуть позже). Однако эта же уникальность и влечет сюда туристов, путешественников, фотографов и исследователей. Этим привлекла она и нас. Добраться на острова можно с полуострова Святой Нос на лодке за несколько часов.
Дальше в наших планах стояла Баргузинская долина — край легенд, святилищ и удивительной природы. Для бурятов долина — одно из священнейших мест их земли. В своих поисках во всемирной паутине мы даже набрели на статью, в котрой рассказывалось о горе, куда женщинам вход запрещен, а мужчинам прежде чем взойти на гору необходимо получить разрешение от Ламы. В общем, Баргузинская долина показалась нам очень атмосферным и загадочным местом, которое никак нельзя было пройти мимо. К тому же здесь на относительно небольшой территории было сконцентрировано огромное количество уникальных достопримечательностей.
Между делом мы собирались познакомиться и с национальной кухней: попробовать буузы (блюдо похожее на манты), шулэн (бурятский суп с лапшой), цуйван и другое.
Итак, вещи были собраны, маршрут составлен, мы были готовы знакомиться с намеченными красотами. Но, как известно любому путешественнику, ничто и никогда не идет четко по плану. В нашем же путешествии не по плану пошло практически все. Но об этом в следующем материале.