Сад-дендрарий и дом-музей советского учёного-агронома в Тарусе ведет свою историю с 1929 года. «Райский сад» создавал Николай Петрович Ракицкий для своей супруги, Софьи Захаровны Федорченко.
При жизни Николая Петровича Ракицкого дом и сад всегда были местом притяжения для творческой интеллигенции: здесь бывали семья Цветаевых, Поленовых и Булгаковых, с Константин Паустовский, Максимилиан Волошин, Борис Пастернак.
Интересный факт: существует предположение, что первые чтения романа М. Булгакова «Белая гвардия» прошли именно здесь, в доме Н. П. Ракицкого.
Сад-дендрарий и дом-музей Н. П. Ракицкого — яркая достопримечательность в Тарусе, путешественники могут погрузиться в историю и культуру ХХ века, принять участие в разных мероприятиях для детей и взрослых, в интересных фестивалях и праздниках, прийти на экскурсии.
Если вы путешествуете, фотографируете, ведете свой блог — вы можете создать маршрут в мобильном приложении «КУДА» по своему городу или региону!
Свяжитесь с нами, мы расскажем все подробности! :) Скачивайте приложение в App Store, а также Google Play Market и AppGallery
Таруса
«За именем Таруса — душевное смятение и флёр другой жизни. Дачники, стихи, яблоки, лето. Здесь в разные годы жили Цветаевы, Паустовский, Заболоцкий, Борисов-Мусатов, бывали Тарковские, Ахмадуллина с Мессерером, недалеко дача Рихтера, на противоположном берегу — Поленово. Город писателей и художников, интеллигенции, покидавшей лагеря и бежавшей из больших городов.
Нынешняя Таруса — провинциальна и нетороплива. Тихая, зыбкая, благодушная, позволяющая себе жить незаметной патриархальной жизнью».
Город Таруса — административный центр Тарусского района Калужской области, находится на пересечении рек Ока и Таруса, в 40 км от Серпухова, в 70 км от Калуги, в 140 км от Москвы.
Первое упоминание о Тарусе — 1246 год, статус города с 1776 года. Население Тарусы — 9791 тысяч человек (2023 год).
Таруса считается уникальным заповедником городской культуры прошлого под открытым небом (в городе сохранилась архитектура XIX века, у многих зданий есть статус памятников исторического наследия).
В Тарусе можно составить несколько туристических маршрутов по городским достопримечательностям, и в город обязательно стоит приехать вместе с детьми!
Куда можно сходить в Тарусе путешественникам и что посмотреть?
- Тарусская картинная галерея
- Тарусский музей семьи Цветаевых
- Мемориальный дом-музей Паустовского
- Музейно-краеведческий центр Дом Поздняковых
- Музей — заповедник Усадьба Поленово
- Дом поэта Николая Заболоцкого
- Дом литераторов в Тарусе
Что посмотреть и куда сходить?
Путешественники могут приехать в Тарусу на музыкальный фестиваль, посвященный одному из почетных жителей города — Святославу Рихтеру и стать зрителем Цветаевских чтений с участием известных поэтов и писателей современности.
Николай Петрович Ракицкий
Николай Петрович Ракицкий – ученый, агроном и создатель уникальной ботанической коллекции, почетный гражданин Тарусы.
Николай Ракицкий — учёный-агроном по образованию и коллекционер по призванию приехал в Тарусу в 1926 году, и создал уникальный сад-дендрарий на участке, который выделили ему городские власти.
Главная задача для учёного — акклиматизировать растения из других климатических зон. Благодаря удачным экспериментам в Тарусе появился маньчжурский орех, кедр сибирский, сосна румелийская, ель Энгельмана, амурская сирень, татарский клён и другие растения.
В 1963 году Николай Ракицкий выступил инициатором создания в Тарусе картинной галереи (первыми экспонатами были вещи из личных коллекций Ракицкого: более 200 картин Поленова, Айвазовского, Борисова-Мусатова, Кустодиева, Врубеля и других мастеров, старинный фарфор, кружева…).
Сад-дендрарий и Дом-музей Ракицкого
Николай Петрович Ракицкий скончался в 1979 году, и с его смертью дом и уникальный сад стали приходить в запустение.
За последние годы сад пришел в упадок и не был доступен для посещения, но новая хозяйка уникального сада — известный российский дизайнер Евгения Жданова — привела в порядок интерьеры дома и пригласила известное ландшафтное бюро МОХ для разработки проекта по восстановлению коллекции растений сада.
Сад-дендрарий и Дом-музей Ракицкого в Тарусе доступны для посещения с 1 мая 2022 года.
В Тарусе работает дом-музей ученого, проходят экскурсии, различные образовательные и творческие мероприятия для детей и взрослых (музыкальная гостиная, Фестиваль дизайна и ремесел, гастрономический перформанс, праздник Ивана Купалы, Фестиваль цветов, ароматов и чувств, съемки фильма).
Жители Тарусы могут посещать музей бесплатно.
Последние яркие события в Саду-дендрарии и Доме-музее Ракицкого – открытие круглосуточной картинной галереи под открытым небом и открытие сцены Зеленого театра.
Публикуем впечатления — отклик Евгении Ждановой о знакомстве и встрече с домом.
Первое впечатление от дома: профильный забор коричневого цвета. Никакой магии, просто некрасивый забор. Но когда я распахнула калитку… Пройти здесь было тогда невозможно, все заросло, и, как в джунглях, надо было раздвигать растения, чтобы добраться до крылечка. И когда эти ветки начали гладить меня по плечам, и со всех сторон поплыли какие-то невероятные ароматы, потому что был июнь, цвела амурская сирень, когда на следующий день я вошла внутрь, почувствовала запах старых досок, увидела завалы хлама, сквозь которые проглядывало разное интересное, я начала осознавать, чем этот дом наполнен и что здесь может быть. Надо только взять тряпочку и стереть ту новую реальность, которой его «замылили». У меня было чувство, что я сделала шаг в прошлое и что дом при этом живой. Через три дня мы подписали документы купли-продажи.
Имя Ракицкого прозвучало уже в объявлении, и уже там было упомянуто, что он — известный агроном. Но в нём не было ничего о том, сколько он сделал для страны и для Тарусы. И моё знакомство с его биографией происходило постепенно, и постепенно я открывала для себя его масштабы.
Ракицкий вырос в бедной семье, которая не могла даже платить за его учёбу, а в итоге стал учёным, владел шестью языками, получил несколько образований, в том числе художественное в Италии. Стал одним из основателей Тарусской картинной галереи, передал туда свою коллекцию картин. Был выдающимся агрономом, занимался акклиматизацией растений, написал несколько книг об озеленении. В 1920-х годах возглавлял комиссию по борьбе с голодом. Умный и скромный человек с гуманистическими ценностями. И любящий муж, который, собственно, и оказался в Тарусе из-за жены.
Она была сестрой милосердия на Первой мировой войне, и, вернувшись в столицу, поразилась, как здесь всё идет спокойно, пышно и счастливо, в то время как на фронте страдает и гибнет простой народ. Софья Захаровна решила написать книгу, собрав свои воспоминания о том, что ей рассказывали солдаты. И эта книга — «Народ на войне» — сразу стала, как сейчас сказали бы, бестселлером. Её высоко оценило литературное сообщество. Ей вдохновлялись многие авторы, писавшие на тему войны. О ней писали: «Ни историк, ни социолог, ни беллетрист, ни политик не имеют права не знать этой книги». Затем Федорченко вернулась к работе на фронте, вскоре вышло продолжение книги. Параллельно Софья Захаровна писала для детей, истории о животных, стихи и прибаутки, сценарии кукольных спектаклей. В 1924 году её попросили поделиться тем, как была написана книга «Народ на войне». И Софья Захаровна призналась, что не вела дневников, а восстанавливала события и разговоры по памяти. То, что «Народ на войне» оказался не документальной прозой в чистом виде, а её литературной обработкой, вызвало бурю негодования у Демьяна Бедного, который надеялся использовать её «материалец» в своей книге. И он написал разгромную статью о том, какой она фальсификатор и как подделала историю. Началась травля. Отношение к Софье Петровне и к её книге изменилось. И хотя горячую поддержку ей выказывали и Чуковский, и Маршак, и Горький, это не защитило её от переживаний. На нервной почве у Федорченко обострился туберкулез, отнялись ноги. И вот тогда-то Николай Петрович и решил купить в Тарусе дом и построить здесь для неё «райский сад».
Во что же я ввязалась: как мы расчищали дом
Конечно, сначала была эйфория. Я была вдохновлена, думала, мы сейчас здесь быстренько все уберем, почистим, помоем. Ощущение «во что же я ввязалась» возникло позже. Кажется, ах какая классная печка, а потом дотрагиваешься — и изразцы отваливаются. Со всех сторон сыпется пыль, потолки и стены забиты оргалитом, полы полуразрушены, окна где-то разбиты – все было в очень удручающем состоянии. В кабинете Николая Петровича протекала крыша, потому что на неё упало дерево. Весь дом был завален вещами, которые не имели никакого отношения к Ракицкому, он умер в 1979 году, и сюда, видимо, свозилось что-то ненужное из квартир и дач его наследников. При этом фундамент был крепким, и сруб был в неплохом состоянии. Этому поспособствовало то, что в 1941 году, когда в Тарусе почти два месяца стояли немцы, они выбрали этот дом для проживания одного из офицеров. Понятно почему: это был один из самых красивых домов в Тарусе. Перед заселением они дом побелили, и тем самым спасли дерево от жучков. Следы этой побелки кое-где ещё можно разглядеть.
Первым делом я пригласила сюда своих подруг искусствоведов, они командой приехали на выходные, и мы совершили буквально подвиг, описывая всё, что здесь находилось. Многое смогли сразу распознать: что, для чего, из какого периода, и отличить то, что принадлежало чете Федорченко-Ракицких, от того, что было привнесено позже и должно было покинуть территорию.
Основные усилия были направлены на реставрацию стен, потолка и всех тех предметов мебели и интерьера, которые мы здесь нашли. Работали над этим и московские, и тарусские реставраторы.
Важной задачей было расшифровать то, что я вижу вокруг, вернуть все вещи на те места, где они были. Во-первых, у меня были старые фотографии, на которых видно, что где располагалось. Во-вторых, по проводке, которую мы, естественно меняли, тоже можно было понять и расположение светильников, и расположение мебели.
А во-вторых, и это было удивительно, дом мне сам давал подсказки. Вот нахожу я в углу какой-то пакет, в пакете — завернутое в тряпки, в какие-то старые газеты, зеркало — с уникальным фацетом, которого сейчас никто не делает. Я беру это зеркало, хожу с ним по дому, пытаясь угадать, где бы оно могло висеть, в конце концов вижу два маленьких крючка, подношу зеркало — и оно садится на эти крючки. Магия. А вернее всего — максимальная продуманность.
Здесь ведь всего 55 метров, а такая функциональность и целесообразность всего. К примеру, почему дверь в кабинет сделана двумя створками? Потому что если бы она была целым полотном, то ни тот, ни этот угол не могли бы эксплуатироваться.
Эти двери в кабинет — маленькими створочками — мы очистили, но не стали красить. Хотелось сохранить здесь всё по максимуму «как есть»
А сам кабинет — кажется, что совсем небольшой, но там есть полноценное рабочее место, кровать, библиотека. И ты открываешь окно, а там у тебя весь сад. Это маленькое пространство человек умудрился сделать идеальным. В доме 1929 года постройки были даже туалет и тёплая вода! Он построил это для своей Софьи, эту печь, где можно залить в контейнер холодную воду, а из крана потечет теплая.
Этот дом научил меня настоящей эргономике и какой-то очень простой красоте.
Последнее время мне часто приходится с очень большими объектами работать, и когда ты строишь дом на 800 метров, там можно всё. А вот ты найди место для «всего» в таком помещении. При этом здесь не тесно, здесь удобно перемещаться, здесь тебя все обволакивает. Маленькие размеры не позволяют вместить всё, но они позволяют вместить только самое важное. И от этого здесь как-то тепло, и все настоящее, и хочется потрогать.
Дом сохранил фактуры и предметы из разных эпох: 30-е, 40-е, 50-е, 60-е, 70-е. Тут находишь кофемолку, примус или бидон с надписью «Клубника», там — какие-то тёрки и тазики, какие-то устройства, которые Ракицкий сделал сам, и была находка, похожая на насос велосипедный, но вся в дырочках, и я долго не могла понять, что это такое, пока однажды зашедший к нам в гости Борис Пастернак, внук писателя, не взял его в руки и не сказал, что это — опрыскиватель для деревьев. Мы то и дело проваливались в прошлое, в эту теплую, уютную, какую-то магическую атмосферу. И сейчас мне об этом говорит буквально каждый, кто сюда попадает.
Евгения ЖдановаЧасы работы
Дом-музей работает в выходные дни. Экскурсии проходят в субботу и в воскресенье в 13.00 и в 15.00. Иммерсивные экскурсии с чаепитием и ботаническими играми в субботу в 15.00.
Для групп можно заказать экскурсии вне расписания, в том числе и в будние дни.
Жители Тарусы могут посетить регулярные экскурсии бесплатно по предварительной записи.
Как добраться
Адрес:
Город Таруса, улица Шмидта, 38. Остановка общественного транспорта «Банк». Автобусы № 1, 2, 3, 4. Маршрутка № 260.
Сайт: https://tarusagarden.ru/ Группа ВКонтакте: https://vk.com/tarusasecretgarden
GPS-координаты
54.719952, 37.176001
Карта
ПИШИТЕ на почту: uralnash@yandex.ru
ЗВОНИТЕ по телефону: +7982-614-09-39